ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7А-303/2021 от 16.06.2021 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Самойлов С.И. дело 7а-303/2021

РЕШЕНИЕ

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Судья <адрес>вого суда ФИО4 рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела по вопросам миграции УМВД России по <адрес>ФИО2 на постановление судьи Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Атлас» (далее – ООО «Атлас») по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Атлас» по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В жалобе, поданной в <адрес>вой суд, начальник отдела по вопросам миграции УМВД России по <адрес>ФИО2 просит указанное постановление судьи отменить и направить дело на новое рассмотрение.

В возражениях относительно доводов жалобы представитель ООО «Атлас» по доверенности ФИО3 просит постановление судьи оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Изучив доводы жалобы, возражений, проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителя по доверенности ООО «Атлас» ФИО3 поддержавшего доводы возражений по основаниям, изложенным в них, прихожу к следующему.

Частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за не уведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ инспектором отдела по вопросам миграции Управления МВД России по <адрес> составлен протокол (ЮЛ) об административном правонарушении в отношении ООО «Атлас» по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.4).

ДД.ММ.ГГГГ указанный административный материал поступил в Промышленный районный суд <адрес> для принятия решения в отношении ООО «Атлас» (л.д.2).

Постановлением судьи Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Атлас», прекращено в связи с отсутствием состава вмененного административного правонарушения на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Прекращая производство по делу, судья районного суда, указал, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не было извещено о месте и времени вынесения должностным лицом определения о возбуждении дела об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие юридического лица, которое не было извещено надлежащим образом о дате и времени составления протокола, копия протокола об административном правонарушении не была направлена указанному лицу.

Данный вывод суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и материалам дела. Оснований не согласиться с выводами судьи не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу статьи 26.2 названного Кодекса являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Согласно части 6 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (частью 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечиваются правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении протокола по делу об административном правонарушении.

Из материалов дела следует, что уведомление о вызове в отдел по вопросам миграции УМВД России по <адрес> для составления протокола об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ направлено ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Атлас» почтой (<адрес>). Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором письмо получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ, то есть в день составления протокола.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Атлас» составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем в материалах дела не имеется данных, свидетельствующих о том, что протокол об административном правонарушении составлен в присутствии законного представителя юридического лица. Подписи названного лица об ознакомлении с протоколом об административном правонарушении не имеется. Отсутствуют и сведения о надлежащем извещении законного представителя юридического лица о необходимости явки в УМВД России по <адрес> для составления протокола, а также данные, указывающие на то, что лицу, в отношении которого ведется производство по делу, направлена копия названного протокола.

Кроме того, в судебном заседании апелляционной инстанции представитель ООО «Атлас» ФИО3, показал, что юридическое лицо не было надлежащим образом извещено о составлении протокола об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ и не получало копию данного протокола, чем было нарушено право на зашиту.

Тем самым лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, оказалось лишенным предоставленных законом гарантий защиты его прав, поскольку не могло давать объяснения по существу при составлении протокола об административном правонарушении.

Таким образом, оснований полагать о том, что протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.

Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятого по делу решения.

Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах постановление судьи Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении ООО «Атлас» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит изменению в части основания прекращения производства по делу, указав производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу судебное постановление.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья <адрес>вого суда

решил:

жалобу начальника отдела по вопросам миграции УМВД России по <адрес>ФИО2 оставить без удовлетворения.

Постановление судьи Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении ООО «Атлас» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить: указав производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Судья

<адрес>вого суда ФИО4