ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7А-314/2022 от 08.07.2022 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Козлова Е.А. Дело № 7а-314/2022

РЕШЕНИЕ

8 июля 2022 года город Новосибирск

Судья Новосибирского областного суда Конева Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Колотилкина А.Б.Малькова К.А. на постановление судьи Железнодорожного районного суда от 2 марта 2022 года,

установил:

9 ноября 2021 года консультантом отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу Таюровой А.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении Колотилкина А.Б. (директора ООО «» с 30.08.2019 по 06.05.2021).

Дело об административном правонарушении передано в Железнодорожный районный суд города Новосибирска.

Постановлением судьи Железнодорожного районного суда города Новосибирска от 2 марта 2022 года Колотилкин А.Б. (директор ООО «» с 30.08.2019 по 06.05.2021) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

На постановление районного суда защитником Колотилкина А.Б. - Мальковым К.А. подана жалоба в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.1 КоАП РФ, в которой он просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что в ходе административного расследования не были выяснены обстоятельства и оценены доводы Колотилкина А.Б. о том, что им от имени ООО «» не осуществлялось никакой деятельности, что договор аренды помещения, в котором был обнаружен алкоголь, он не заключал и не подписывал, никому таких указаний не давал (не направлялись никакие запросы ни в налоговую, ни в банк, где открыты расчетные счета ООО «»).

Обращает внимание, что судом необоснованно было отказано в назначении почерковедческой экспертизы договора аренды, так как других объективных данных, свидетельствующих о виновности Колотилкина А.Б., в деле не имеется. Свидетель Скачков В.В. в суде пояснил, что Колотилкина А.Б. не знает, увидел его в суде в первый раз, а от имени Колотилкина А.Б. при подписании договора аренды представлялся другой человек.

Также судом было необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о допросе свидетеля Лубенца А.Н., так как он тоже опрашивался сотрудниками полиции и пояснил, кто и когда приезжал на территорию складского помещения. Полагает, что ни должностным лицом, ни судом не доказана вина Колотилкина А.Б. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.

Жалоба подана в установленный статьей 30.3 КоАП РФ срок, препятствий для ее рассмотрения не имеется.

Изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность вынесенного постановления в соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ на основании имеющихся в деле доказательств в полном объеме, заслушав защитника Малькова К.А., представителя должностного лица Максименко А.О., прихожу к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).

Статьей 14.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.

Правовые основы регулирования деятельности по обеспечению государственного учета и отчетности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее Федеральный закон №171-ФЗ).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 14 Федерального закона №171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции обязаны осуществлять учет объема и декларирование объема их производства и (или) оборота. Учет объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется посредством внесения в единую государственную автоматизированную информационную систему указанной в законе информации.

Под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа такой продукции (пункт 16 статьи 2 Федерального закона №171-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона №171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Порядок функционирования ЕГАИС определен Правилами ведения и функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета информации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о концентрации денатурирующих веществ в денатурированном этиловом спирте (денатурате), об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 №2466.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки информации о незаконном производстве и обороте алкогольной продукции по адресу: , изложенной в обращении гражданина, поступившем 19 апреля 2021 года в адрес Управления Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу, 22 апреля 2021 года должностным лицом Управления вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «» по статье 14.19 КоАП РФ.

В ходе административного расследования в отношении ООО «» было установлено, что в складском помещении по адресу: осуществляет деятельность ООО «».

Постановлением от 22 июня 2021 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 КоАП РФ, в отношении ООО «» прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Определением от 7 июля 2021 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 КоАП РФ, в отношении ООО «».

Постановлением от 7 сентября 2021 года производство по делу об административном правонарушении по статье 14.19 КоАП РФ в отношении ООО «» прекращено на основании пункта 8.1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с внесением в ЕГРЮЛ записи о ликвидации ООО «».

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ директором ООО «» с 30 августа 2019 года по 6 мая 2021 года являлся Колотилкин А.Б.

Определением от 12 августа 2021 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 КоАП РФ, в отношении Колотилкина А.Б.

Протоколом об административном правонарушении от 9 ноября 2021 года Колотилкину А.Б. вменяется, что по адресу: , ООО «» осуществляло оборот алкогольной продукции объёмом 436 601 ед. без фиксации информации в ЕГАИС. Указанное нарушение допущено по причине ненадлежащей организации работы и контроля за соблюдением правил и норм Федерального закона № 171-ФЗ директором ООО «» Колотилкиным А.Б. Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих соблюдению Колотилкиным А.Б. нормативных правовых актов в части фиксации в ЕГАИС информации об объеме оборота алкогольной продукции, не установлено.

Указанные обстоятельства послужили основанием вынесения в отношении Колотилкина А.Б. постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 КоАП РФ.

Проверяя доводы жалобы Колотилкина А.Б., полагаю, что судьей районного суда не учтено следующее.

Колотилкин А.Б. привлечен к административной ответственности как должностное лицо – директор ООО «», которым он по данным Единого государственного реестра юридических лиц являлся в период с 30.08.2019 по 06.05.2021.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации.

Колотилкин А.Б. в силу положений статьи 53 ГК РФ, Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», учредительных документов осуществлял функции единоличного исполнительного органа и, выполняя организационно-распорядительные функции, несет ответственность как должностное лицо. Ответственности Колотилкин А.Б. привлекается за нарушение норм Федерального закона № 171-ФЗ в действиях юридического лица ООО «» за оборот алкогольной продукции без фиксации сведений в ЕГАИС как директор, который не организовал должным образом работу общества.

В силу части 1 статьи 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.

Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении (часть 3 статьи 49 ГК РФ).

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (статья 57 ГК РФ).

Частями 4 и 5 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрены принципы недопустимости одновременного привлечения к административной ответственности юридического лица и должностного лица (или иного работника) данного юридического лица.

Анализируя вышеизложенные нормы законодательства, прихожу к выводу о том, что должностное лицо не подлежит административной ответственности после ликвидации юридического лица, которым прекращается его правоспособность.

В настоящем деле протокол об административном правонарушении в отношении Колотилкина И.Б. как должностного лица составлен 9 ноября 2021 года после ликвидации юридического лица ООО «» (запись в ЕГРЮЛ о ликвидации 25 августа 2021 года), должностным лицом которого он являлся (л.д. 216 т.1).

Полагаю, что Колотилкин И.Б. не мог быть привлечен к административной ответственности как должностное лицо ликвидированного юридического лица.

В связи с этим не подлежит удовлетворению ходатайство защитника о проведении почерковедческой экспертизы и вызове в суд свидетеля.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

С учетом вышеуказанных норм законодательства, полагаю, постановление судьи принято с нарушением норм материального права, в связи с чем оно подлежит отмене, а производство по делу прекращению за отсутствием в действиях лица состава административного правонарушения.

В части алкогольной продукции, обнаруженной по адресу: , в количестве 436 601 ед., в соответствии со статьей 25 Федерального закона № 171-ФЗ, она подлежит изъятию и направлению на уничтожение с приостановлением исполнения до принятия решения по результатам проверки по факту обнаружения алкогольной продукции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Железнодорожного районного суда города Новосибирска от 2 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Колотилкина А.Б. отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, жалобу удовлетворить.

Изъять и направить на уничтожение алкогольную продукцию в количестве 436 601 ед., обнаруженную по адресу: , в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Приостановить исполнение решения в части изъятия и направления на уничтожение алкогольной продукции до принятия решения об алкогольной продукции по результатам рассмотрения материалов КУСП от 22.04.2021.

Судья