РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Подушкин О.В. Дело № 7А-33/2019
РЕШЕНИЕ
Судья Калининградского областного суда
ФИО1,
при секретаре Протас И.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе ООО «Виктория Балтия» на не вступившее в законную силу решение судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 23 октября 2018 года, которым постановление государственного инспектора Калининградского отдела контроля международных автомобильных перевозок Северо-Западного МУГАДН ФИО2 от 19 июня 2018 года № о привлечении ООО «Виктория Балтия» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ, оставлено без изменения, а жалоба, без удовлетворения.
Заслушав объяснения защитника ООО «Виктория Балтия» - Лобановой Е.Ю., поддержавшей жалобу, возражения против жалобы государственного инспектора Калининградского отдела контроля международных автомобильных перевозок Северо-Западного МУГАДН ФИО2, исследовав материалы дела, суд
У С Т А Н О В И Л:
постановлением государственного инспектора Калининградского отдела контроля международных автомобильных перевозок Северо-Западного МУГАДН ФИО2 (далее также – должностное лицо административного органа) от 19 июня 2018 года № по делу об административном правонарушении юридическое лицо – ООО «Виктория Балтия» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ). ООО «Виктория Балтия» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО «Виктория Балтия» обратилось с жалобой в суд.
По результатам рассмотрения жалобы судьёй Ленинградского районного суда г. Калининграда вынесено указанное выше решение от 23 октября 2018 года.
В жалобе, поданной ООО «Виктория Балтия» в Калининградский областной суд, поименованной как апелляционная, ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и постановления должностного лица административного органа и прекращении производства по делу. Податель жалобы указывает, что должностное лицо Северо-Западного МУГАДН не имело полномочий на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Виктория Балтия», должностным лицом не обеспечена законность привлечения Общества к административной ответственности.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Частью 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство.
Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утверждённых постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, установлено, что перевозка тяжеловесных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.
Согласно пункту 17 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ) тяжеловесным признаётся транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Допустимые осевые нагрузки транспортных средств установлены соответственно приложением № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272 (далее - Правила перевозок грузов автомобильным транспортом).
В силу пункта 5 данных Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 года № 12) под тяжеловесным грузом понимается груз, масса которого с учётом массы транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств согласно приложению № 1 или допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению № 2.
Пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (пункт 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 31 названного Федерального закона движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Как следует из положений части 15 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ и частей 8, 12 статьи 11 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ), погрузка груза в транспортное средство осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства - грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства либо массу транспортного средства и (или) нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ грузоотправителем признаётся физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.
Из материалов дела следует, что 28 апреля 2018 года в 10 часов 08 минут на СПВК – 2 (Калининград), А-216 км 200 Гвардейск – Неман – граница с Литовской Республикой выявлено правонарушение, выразившееся в осуществлении движения тяжеловесного трёхосного транспортного средства марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, под управлением водителя А., по маршруту «г. Калининград – п. Барсуковка» без специального разрешения с превышением допустимой нагрузки на сдвоенные оси транспортного средства. Фактическая нагрузка на сдвоенные оси указанного транспортного средства, при расстоянии между сближенными осями 1, 33 м, составила 15,74 т. при допустимой норме в 15,00 т. Превышение составило 4,9 процента.
По данному факту водитель указанного транспортного средства был привлечён к административной ответственности по части 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ.
Согласно копии транспортной накладной № б/н от 28.04.2018 г., талонов №, № имеющихся в материалах дела, грузоотправителем груза являлось ООО «Виктория Балтия».
7 мая 2018 года должностным лицом Калининградского отдела контроля международных автомобильных перевозок Северо-Западного МУГАДН вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
29 мая 2018 года по факту описанного нарушения должностным лицом Калининградского отдела контроля международных автомобильных перевозок Северо-Западного МУГАДН в отношении ООО «Виктория Балтия» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ.
Постановлением должностного лица Калининградского отдела контроля международных автомобильных перевозок Северо-Западного МУГАДН от 19 июня 2018 года № по делу об административном правонарушении ООО «Виктория Балтия» привлечено к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой КоАП РФ.
Суд первой инстанции с выводами должностного лица административного органа и принятым им решением согласился.
Вместе с тем состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 названного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (часть 1 статьи 28.3 названного Кодекса).
Согласно части 1 статьи 23.36 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 12.21.1 (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) названного Кодекса.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный транспортный надзор, является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).
Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (в том числе автомобильного) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 398 (далее - Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта).
Порядок осуществления федерального государственного транспортного надзора на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности был установлен Положением о федеральном государственном транспортном надзоре, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 года № 236 «О федеральном государственном транспортном надзоре» (далее - Положение о федеральном государственном транспортном надзоре).
В силу пункта 1 данного Положения, пункта 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта этот орган исполнительной власти осуществляет федеральный государственный транспортный надзор непосредственно и через свои территориальные органы. Данная деятельность направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами надзора требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области транспорта (обязательные требования).
Согласно подпункту 5.5.2 названного Положения (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет в установленном порядке весовой и габаритный контроль транспортных средств
Северо-Западное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является территориальным органом межрегионального уровня федерального органа исполнительной власти - Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющим функции по контролю и надзору, в частности, в области автомобильного транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения) и дорожного хозяйства на территории города Санкт-Петербурга, Калининградской и Ленинградской областей.
Положение о данном территориальном органе (далее - Положение о Северо-Западном межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора Ространснадзора) утверждено приказом Ространснадзора от 27 июня 2017 года № ВБ-545фс.
Согласно подпунктам «в», «ж» пункта 2 Положения о федеральном государственном транспортном надзоре федеральный государственный транспортный надзор включает в себя государственный надзор в области автомобильного транспорта, государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог федерального значения.
Пунктом 4 этого Положения установлено, что должностные лица, уполномоченные на осуществление федерального государственного транспортного надзора, вправе: производить осмотр транспортных средств, их обследование, а также необходимые измерения и другие мероприятия по контролю; составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях.
В силу пункта 8 означенного Положения предметом проверок является соблюдение субъектами надзора в процессе осуществления их деятельности обязательных требований, установленных международными договорами Российской Федерации, техническими регламентами Таможенного союза и законодательством Российской Федерации в области транспорта, в том числе:
при осуществлении государственного надзора в области автомобильного транспорта требований, предусмотренных правилами перевозки грузов;
при осуществлении государственного транспортного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог общего пользования федерального значения требований к весовым и габаритным параметрам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам федерального значения, а также габаритных параметров автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки.
Полномочия государственных транспортных инспекторов - должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, в том числе в области автомобильного транспорта (государственные транспортные инспекторы) определены Положением о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 года № 409 «Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций».
В соответствии с пунктом 3 данного Положения государственный транспортный инспектор осуществляет контроль (надзор) за соблюдением субъектами транспортного комплекса требований законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в сфере транспорта, в частности, на автомобильном транспорте, в дорожном хозяйстве, в том числе:
правил осуществления международных перевозок по территории Российской Федерации грузовыми транспортными средствами или автобусами;
требований к сохранности автомобильных дорог федерального значения.
Согласно подпунктам «л», «о» пункта 4 названного Положения государственный транспортный инспектор в целях осуществления контроля (надзора) в установленной сфере деятельности при исполнении должностных обязанностей осуществляет мероприятия по весовому контролю; составляет протоколы об административных правонарушениях, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, рассматривает их и выносит по ним постановления.
В соответствии с пунктом 6.1 Положение о Северо-Западном межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора Ространснадзора данный территориальный орган осуществляет в случае и в порядке, установленных законодательством, иными нормативными актами Российской Федерации, государственный контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, организующими и осуществляющими деятельность по обеспечению процесса перевозки пассажиров и грузов на автомобильном транспорте и иную, связанную с транспортным процессом и в сфере дорожного хозяйства деятельность, установленных федеральными законами и другими нормативными актами Российской Федерации требований, в том числе международных договоров.
Согласно подпунктам 6.5.4, 6.5.13 пункта 6.4 названного Положения указанный территориальный орган осуществляет в установленном порядке, весовой и габаритный контроль транспортных средств, производство по делам об административных правонарушениях, в том числе в области обеспечения транспортной безопасности при осуществлении перевозок пассажиров и опасных грузов автомобильным транспортом.
Таким образом, в силу приведенных выше правовых норм Северо-Западное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Ространснадзора наделено полномочиями по осуществлению весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, а также составлению протоколов об административных правонарушениях и рассмотрению дел об административных правонарушениях.
При этом весовой контроль осуществляется уполномоченным на то органом в установленном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 395 утверждено Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, в силу пункта 5.2.53.31 которого Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России), являясь федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере автомобильного транспорта, вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств.
На момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности (28 апреля 2018 года) порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, был утверждён приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 апреля 2011 года № 125.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29 марта 2018 года № 119 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» приказ Минтранса России от 27 апреля 2011 года № 125 признан утратившим силу.
Вместе с тем, указанный приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 29 марта 2018 года № 119 был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 10 мая 2018 года, и в силу положений пункта 12 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» вступил в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования – т.е. 21 мая 2018 года.
Таким образом, на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности (28 апреля 2018 года) действовал порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, был утверждённый приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 апреля 2011 года № 125 (далее - Порядок осуществления весового и габаритного контроля, Порядок).
В соответствии с данным Порядком полномочиями по проведению весового контроля на автомобильных дорогах федерального, регионального и межмуниципального значения наделены как Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), так и государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России (далее - Госавтоинспекция).
В силу пунктов 2.1, 2.1.1, 2.1.1.1, 2.1.1.1.2, 2.1.1.1.3, 2.1.1.1.4, 2.1.1.1.6, 2.1.1.2, 2.1.1.2.1, 2.1.1.2.2, 2.1.1.2.3, 2.1.1.2.4 Порядка на федеральных автомобильных дорогах Ространснадзор осуществляет весовой и габаритный контроль в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке, и в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории Российской Федерации.
В пунктах 2.1, 2.1.1, 2.1.1.1, 2.1.1.1.1, 2.1.1.1.2, 2.1.1.1.3, 2.1.1.1.4 Порядка определено, что при весовом и габаритном контроле на федеральных автомобильных дорогах в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке, в целях весового и габаритного контроля Ространснадзором в стационарных и передвижных контрольных пунктах осуществляется, в частности:
остановка транспортных средств и проверка наличия у водителя документов в соответствии со статьёй 11 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»;
взвешивание транспортных средств и измерение их габаритов;
составление акта по результатам взвешивания и (или) измерения габаритов транспортного средства;
сравнение весовых и габаритных параметров транспортного средства с весовыми и габаритными параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (специальное разрешение), а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства.
При этом в соответствии с пунктом 2.1.1.1.6 Порядка в случае выявления нарушений в рамках весового и габаритного контроля на федеральных автомобильных дорогах в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке, Ространснадзором применяются меры, предусмотренные Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Производство Ространснадзором весового и габаритного контроля транспортных средств на федеральных автомобильных дорогах в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории Российской Федерации, было урегулировано пунктами 2.1, 2.1.1, 2.1.1.2, 2.1.1.2.1, 2.1.1.2.2, 2.1.1.2.3, 2.1.1.2.4 Порядка.
Согласно данным нормам в рамках указанного контроля в отношении названной группы перевозчиков Ространснадзором на стационарных контрольных пунктах осуществляется:
взвешивание транспортных средств;
составление акта по результатам взвешивания транспортного средства;
сравнение весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства.
При этом в случае установления расхождения весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установления несоблюдения установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства, акт по результатам взвешивания транспортного средства направляется в территориальное подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и Федеральное дорожное агентство (пункт 2.1.1.2.4 Порядка).
Аналогичные требования к осуществлению весового и габаритного контроля на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности, были предусмотрены положениями пунктов 18 - 23 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, утверждённого приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 июля 2011 года № 193 (далее - Административный регламент).
Пунктом 23 Административного регламента предусмотрено, что в соответствии с подпунктом 2.1.1.2.3 Порядка в случае установления расхождения весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установления несоблюдения установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства, акт по результатам взвешивания транспортного средства направляется в территориальное подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и Федеральное дорожное агентство.
Таким образом, исходя из положений приведённых выше норм, в соответствии с которыми на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности должностные лица Ространснадзора и его территориальных органов были наделены полномочиями по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, с учётом норм, регулирующих порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, соответствующие должностные лица не во всех случаях расхождения весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, были вправе составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях.
Анализ пунктов 2.1, 2.1.1, 2.1.1.1, 2.1.1.1.2, 2.1.1.1.3, 2.1.1.1.4, 2.1.1.1.6, 2.1.1.2, 2.1.1.2.1, 2.1.1.2.2, 2.1.1.2.3, 2.1.1.2.4 Порядка осуществления весового и габаритного контроля, а равно иных норм данного Порядка позволяет сделать вывод о том, что в случае выявления нарушений в рамках весового и габаритного контроля на федеральных автомобильных дорогах должностные лица Ространснадзора и его территориальных органов были вправе применять меры, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке.
В случае выявления нарушений при осуществлении весового и габаритного контроля на федеральных автомобильных дорогах в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории Российской Федерации, акт по результатам взвешивания транспортного средства подлежал направлению в территориальное подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (Госавтоинспекции).
Должностные лица Госавтоинспекции при весовом и габаритном контроле на федеральных автомобильных дорогах в отношении всех групп перевозчиков в соответствии с пунктом 2.1.2.1.5 Порядка в случае выявления нарушений применяли меры, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что при описанных выше обстоятельствах весовой контроль в отношении транспортного средства, посредством которого осуществлялась перевозка и погрузку которого выполняло ООО «Виктория Балтия», проводился на федеральной автомобильной дороге. При этом данных, указывающих на международную автомобильную перевозку, нет.
В судебном заседании должностное лицо административного органа, составившее протокол об административном правонарушении и вынесшее постановление по делу об административном правонарушении - государственный инспектор Калининградского отдела контроля международных автомобильных перевозок Северо-Западного МУГАДН ФИО2 пояснил, что вопрос о том, является ли вышеуказанная перевозка – международной, в ходе производства по делу об административном правонарушении не исследовался.
При таких обстоятельствах и, исходя из системного толкования приведенных выше норм, должностное лицо Северо-Западного МУГАДН не имело полномочий на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Виктория Балтия» и рассмотрение дела.
Вывод суда первой инстанции в обжалуемом решении о том, что Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, утверждённый приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 апреля 2011 года № 125 и Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, утверждённый приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 июля 2011 года № 193, вопросы компетенции и правомочий административных органов по принятию мер административного реагирования и осуществлению административного преследования привлекаемых к административной ответственности лиц не регулируют, при указанных выше обстоятельствах, о правомерности постановленных по делу актов не свидетельствует, поскольку должностное лицо Северо-Западного МУГАДН при осуществлении весового и габаритного контроля на федеральных автомобильных дорогах в отношении российских перевозчиков на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности (28 апреля 2018 года) обязано было руководствоваться указанными правовыми актами Министерства транспорта Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Изложенное соответствует правовой позиции, выраженной в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2017 года № 59-АД17-8, от 9 февраля 2018 года № 24-АД18-1.
Таким образом, принятые по настоящему делу об административном правонарушении акты не могут быть признаны законными и подлежат отмене.
На момент рассмотрения дела в Калининградском областном суде срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьёй 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истёк, что исключает возвращение дела на новое рассмотрение.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора Калининградского отдела контроля международных автомобильных перевозок Северо-Западного МУГАДН ФИО2 от 19 июня 2018 года №, решение судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 23 октября 2018 года, вынесенные в отношении ООО «Виктория Балтия» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
жалобу ООО«Виктория Балтия» удовлетворить.
постановление государственного инспектора Калининградского отдела контроля международных автомобильных перевозок Северо-Западного МУГАДН ФИО2 от 19 июня 2018 года № №, решение судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 23 октября 2018 года, вынесенные в отношении ООО «Виктория Балтия» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Калининградского
областного суда ФИО1