ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7А-344/18 от 27.09.2018 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Шатохина С.А. Дело № 7А-344/2018

Р Е Ш Е Н И Е

«27» сентября 2018 года г.Калининград

Калининградский областной суд в лице судьи Шкуратовой А.В.,

при секретаре Киячко А.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела федерального государственного экологического надзора на море по Калининградской области Балтийско-Арктического морского управления Росприроднадзора – старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО1 на решение судьи Центрального районного суда г. Калининграда от 23 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «СОЮЗ-ТТМ», которым отменено постановление о назначении административного наказания от 30 мая 2018 года, вынесенное начальником отдела федерального государственного экологического надзора на море по Калининградской области Балтийско-Арктического морского управления Росприроднадзора – старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды ФИО1; прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «СОЮЗ-ТТМ» в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Заслушав объяснения начальника отдела федерального государственного экологического надзора на море по Калининградской области Балтийско-Арктического морского управления Росприроднадзора – старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды ФИО1 и его представителя ФИО2, поддержавших доводы жалобы, объяснения защитника ООО «СОЮЗ-ТТМ» Моисеевой Е.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, исследовав материалы дела, суд

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением о назначении административного наказания от 30 мая 2018 года, вынесенным начальником отдела федерального государственного экологического надзора на море по Калининградской области Балтийско-Арктического морского управления Росприроднадзора – старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды ФИО1, ООО «СОЮЗ-ТТМ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб. за то, что ООО «СОЮЗ-ТТМ» в период с 24.12.2017 г. по 27.02.2018 г. осуществляло деятельность с отходами производства и потребления в отсутствие утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, чем нарушило требования ч. 1 ст. 24 ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.ч. 1 – 3 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Не согласившись с данным постановлением, ООО «СОЮЗ-ТТМ» обратилось в суд с жалобой, в которой ставит вопрос об его отмене, ссылаясь на допущенные по делу нарушения процессуальных требований.

Судом принято изложенное выше решение.

В жалобе на решение суда начальник отдела федерального государственного экологического надзора на море по Калининградской области Балтийско-Арктического морского управления Росприроднадзора – старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды ФИО1 просит его отменить, а вынесенное им постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности признать законным, в её обоснование выражает несогласие с выводом судьи об отсутствии у Балтийско-Арктического морского Управления Росприроднадзора полномочий по проверке ООО «СОЮЗ-ТТМ.

Заслушав лиц, участвовавших в деле, проверив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Постановлением о назначении административного наказания от 30 мая 2018 года, вынесенным начальником отдела федерального государственного экологического надзора на море по Калининградской области Балтийско-Арктического морского управления Росприроднадзора – старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды ФИО1, ООО «СОЮЗ-ТТМ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 руб. за то, что ООО «СОЮЗ-ТТМ» в период с 24.12.2017 г. по 27.02.2018 г. осуществляло деятельность с отходами производства и потребления в отсутствие утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, чем нарушило требования ч. 1 ст. 24 ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.ч. 1 – 3 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно материалам дела, поводом для проведения в отношении ООО "Союз-ТТМ" внеплановой выездной проверки послужило поручение Правительства Российской Федерации от 30.05.2017 N ФХ-П9-3430, в соответствии с которым Росприроднадзору предписано организовать и провести комплексные выездные проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности морских портов и хозяйствующих субъектов, расположенных на их территориях и акваториях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 N 426 утверждено Положение о федеральном государственном экологическом надзоре, который осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами в пределах своей компетенции (пункт 3).

Положение о Балтийско-Арктическом морском управлении Росприроднадзора утверждено приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16.11.2016 N 725. Балтийско-Арктическое морское управление Росприроднадзора является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Калининградской области, Ленинградской области, города федерального значения Санкт-Петербурга, Республики Карелия, Мурманской области, Архангельской области, Ненецкого автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, Красноярского края, в акваториях внутренних морских вод Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации примыкающим к административным границам указанных субъектов Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (пункт 1).

В пункте 4 Положения определены полномочия, которые осуществляет Балтийско-Арктическое морское управление Росприроднадзора в установленной сфере деятельности; в пункте 5 Положения перечислены права, которыми наделяется Балтийско-Арктическое морское управление Росприроднадзора с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности.

Балтийско-Арктическое морское управление Росприроднадзора осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор (пункт 4.1 Положения), включающий в себя, в том числе, государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации (пункт 4.1.7 Положения).

Как следует из постановления должностного лица административного органа, вмененное правонарушение совершено ООО «СОЮЗ-ТТМ» по адресу: <...>.

Территория, занимая ООО «СОЮЗ-ТТМ» по указанному адресу, не входит в границы территории морского порта Калининград и не имеет общих границ с акваторией внутренних морских вод РФ.

Судья районного суда при рассмотрении жалобы пришел к выводу о недопустимости собранных по делу доказательств ввиду того, что Балтийско-Арктическое морское Управление Росприроднадзора не было наделено полномочиями по проверке ООО «СОЮЗ – ТТМ», поскольку данное юридическое лицо не является хозяйствующим субъектом, расположенным на территории морских портов и акваторий, в связи с чем отменил обжалованное постановление должностного лица административного органа и прекратил производств по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено.

Вместе с тем, такой вывод сделан судьей без учета имеющегося в материалах дела договора от 19.11.2007 аренды пирса N 6, расположенного в акватории порта и акта приема передачи недвижимого имущества - пирса № 6 (причал КГЗ), заключенного между арендодателем ФГУП «Росморпорт» и арендатором ООО «СОЮЗ – ТТМ» (л.д. 99-106), что, по мнению административного органа, свидетельствует о ведении юридическим лицом хозяйственной деятельности в акватории морского порта.

Как следует из материалов дела и не оспаривается ООО «СОЮЗ- ТТМ», пирс № 6 (причал КГЗ), арендуемый ООО «СОЮЗ-ТТМ» на условиях долгосрочной аренды, расположен в акватории Морского порта Калининград и используется для перевалки жидких грузов с основной территории ООО «СОЮЗ-ТТМ» (<...>) посредством грузовых трубопроводов, проложенных над дорогой общего пользования (ул. Правая набережная).

Оценка указанного выше договора аренды на предмет компетенции Балтийско-Арктического морского Управления Росприроднадзора по осуществлению федерального морского государственного экологического надзора в отношении ООО «СОЮЗ-ТТМ» судьей районного суда не дана.

Вместе с тем, данное обстоятельство имеет существенное значение для вынесения по делу законного и обоснованного решения, в противном случае, невыяснение указанного обстоятельства повлечет нарушение предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств по делу (ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах, решение судьи Центрального районного суда г. Калининграда от 23 июля 2018 года подлежит отмене.

Учитывая, что на момент рассмотрения жалобы годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел, не истек, настоящее дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Калининграда.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

решение судьи Центрального районного суда г. Калининграда от 23 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «СОЮЗ-ТТМ» отменить, дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Судья

Калининградского областного суда А.В. Шкуратова