РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Шатохина С.А. Дело № 7А-359/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Калининградского областного суда
ФИО1,
при секретаре Зининой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе МБУ «Гидротехник» городского округа «Город Калининград» на не вступившее в законную силу решение судьи Центрального районного суда г. Калининграда от 2 августа 2019 года, которым постановление о назначении административного наказания № от 10 июня 2019 года, вынесенное старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Калининградской области ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица МБУ «Гидротехник» ГО «Город Калининград», изменено путем снижения размера административного штрафа до 50000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
Заслушав объяснения защитника МБУ «Гидротехник» городского округа «Город Калининград» - ФИО3, поддержавшего жалобу, исследовав материалы дела, суд
У С Т А Н О В И Л:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской области Управления Росприроднадзора по Калининградской области ФИО2 (далее также – должностное лицо административного органа) от 10 июня 2019 года о назначении административного наказания № юридическое лицо – муниципальное бюджетное учреждение «Гидротехник» городского округа «Город Калининград» (далее также – МБУ «Гидротехник», учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). МБУ «Гидротехник» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, МБУ «Гидротехник» обратилось с жалобой в суд, просило постановление отменить, производство по делу прекратить.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судьей Центрального районного суда г. Калининграда вынесено указанное выше решение от 2 августа 2019 года.
В жалобе МБУ «Гидротехник» в Калининградский областной суд, поданной защитником учреждения по доверенности – ФИО3, ставится вопрос об отмене постановления должностного лица административного органа от 10 июня 2019 года, решения судьи Центрального районного суда г. Калининграда от 2 августа 2019 года и прекращении производства по делу в соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения или по другим основаниям, установленным законодательством РФ. В обоснование жалобы ее податель ссылается на заключенный учреждением 15 января 2018 года контракт № с Государственным предприятием Калининградской области «Единая система обращения с отходами» (ГП КО ЕСОО) на оказание услуг по размещению, обезвреживанию, утилизации отходов, положения Модельного закона «Об отходах производства и потребления», принятого постановлением на двадцать девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ от 31 октября 2007 года № 29-15.
Заслушав объяснения защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Специальные требования к обращению с отработанными смазочными материалами, маслами и специальными жидкостями, относящимися к отходам производства и потребления, установлены вступившим в силу с 1 марта 2014 года «ТР ТС 030/2012. Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям», (далее – Технический регламент), принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 года № 59.
Согласно статье 2 Технического регламента к отработанной продукции относятся отработанные смазочные материалы, отработанные масла и отработанные специальные жидкости, классифицируемые как отходы и подлежащие переработке (утилизации) с целью получения смазочных материалов, масел и специальных жидкостей.
Пунктом 3.8.1 Технического регламента установлено, что отработанная продукция подлежит сдаче на пункты сбора отработанной продукции для подготовки к последующей переработке (утилизации).
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Санкция статьи предусматривает наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается из материалов дела, Управлением Росприроднадзора по Калининградской области в ходе рассмотрения представленной хозяйствующими субъектами отчетности по форме федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2018 г.» установлено, что МБУ «Гидротехник» в течение 2018 года образовало 0,2 т. отходов минеральных масел моторных. В соответствии с Контрактом № от 15 января 2018 года МБУ «Гидротехник» передало данные отходы в полном объеме ГП КО «ЕСОО» для обезвреживания (акт оказанных услуг № от 27 декабря 2018 года).
Поскольку вышеуказанными положениями Технического регламента, являющегося нормативным правовым актом прямого действия, обязательным для исполнения, предусмотрен безальтернативный порядок обращения с отработанной продукцией, в том числе отработанными маслами, путем ее сдачи на пункты сбора отработанной продукции для подготовки к последующей переработке (утилизации), указанные действия МБУ «Гидротехник» квалифицированы должностным лицом административного органа и судьей районного суда по статье 8.2 КоАП РФ.
Исходя из установленных фактических обстоятельств дела, которые в поданной жалобе не оспариваются, суд, вопреки доводам жалобы, не усматривает оснований не согласиться с указанной квалификацией.
Ссылки подателя жалобы на то обстоятельство, что ГП КО «ЕСОО» является оператором единой системы образования отходов и имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, выданную Росприроднадзором, об отсутствии состава вмененного МБУ «Гидротехник» административного правонарушения не свидетельствуют.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
При этом под сбором отходов понимается прием отходов в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение. Утилизацией отходов является использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация). Под обезвреживанием отходов понимается уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду. Обработкой отходов признается предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку. Под транспортированием понимается перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
Как следует из представленной в материалы дела лицензии № от 08 сентября 2017 года, выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования ГП КО «ЕСОО» (л.д. 46-47), указанная лицензия предусматривает в отношении отходов минеральных масел моторных осуществление деятельности по сбору, транспортировке, обезвреживанию, утилизации.
В то же время, исходя из вышеприведенных норм Технического регламента, им предусмотрена сдача на пункты сбора отработанной продукции для подготовки к последующей переработке (утилизации), т.е. обработка отходов.
С учетом изложенного, указанная лицензия, выданная ГП КО «ЕСОО» не может рассматриваться как необходимая разрешительная документация для выполнения требований Технического регламента в отношении отработанной продукции (минеральных масел моторных).
Как собственник образовавшихся отходов, МБУ «Гидротехник» несет ответственность за соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами. Невыполнение юридическим лицом указанных требований образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Ссылки подателя жалобы на положения Модельного закона «Об отходах производства и потребления», принятого постановлением на двадцать девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ от 31 октября 2007 года № 29-15, об отсутствии состава вмененного МБУ «Гидротехник» административного правонарушения также не свидетельствуют.
Приведенные в жалобе положения указанного Модельного закона не могут рассматриваться в качестве правовых норм, допускающих невыполнение вышеприведенных требований Технического регламента.
Согласно статье 8 Соглашения о Межпарламентской Ассамблее государств-участников Содружества Независимых Государств (заключено в г. Алма-Ате 27 марта 1992 года) Межпарламентская Ассамблея может разрабатывать рекомендательные законодательные акты (модельные) по вопросам, находящимся в сфере общих интересов Сторон. В соответствии с пунктом «г» статьи 4 Конвенции о Межпарламентской Ассамблее государств – участников Содружества Независимых Государств (заключена в г. Минске 26 мая 1995 года), ратифицированной Федеральным законом от 17 июня 1996 года № 75-ФЗ, Межпарламентская Ассамблея принимает типовые (модельные) законодательные акты и с соответствующими рекомендациями направляет их парламентам государств – участников настоящей Конвенции.
Таким образом, принимаемые Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ модельные законы не являются для стран – участников СНГ законодательными актами, имеющими прямую юридическую силу на их территории, а носят рекомендательный характер и учитываются при осуществлении правового регулирования парламентами государств – участников.
Факт совершения МБУ «Гидротехник» вмененного административного правонарушения и виновность юридического лица подтверждаются совокупностью представленных в материалы дела доказательств: протоколом об административном правонарушении от 5 июня 2019 года №; данными учета отходов; лицензией от 8 сентября 2017 года; иными материалами, которым судьей районного суда дана оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В то же время доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые юридическое лицо не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении должной степени заботливости и осмотрительности, в материалы дела не представлено, как и доказательств совершения юридическим лицом действий в ситуации крайней необходимости.
Таким образом, МБУ «Гидротехник» правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ.
Предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ оснований для прекращения производства по делу, не установлено.
Административное наказание МБУ «Гидротехник» назначено судьей районного суда в соответствии с санкцией статьи 8.2 КоАП РФ, с применением положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, соразмерно совершенному правонарушению.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения жалобы и отмены вынесенных по делу постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской области Управления Росприроднадзора по Калининградской области ФИО2 от 10 июня 2019 года о назначении административного наказания № и решение судьи Центрального районного суда г. Калининграда от 2 августа 2019 года в отношении МБУ «Гидротехник» городского округа «Город Калининград» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу МБУ «Гидротехник» городского округа «Город Калининград» - без удовлетворения.
Судья Калининградского
областного суда ФИО1