ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7А-38 от 26.01.2012 Калининградского областного суда (Калининградская область)

                                                                                    Калининградский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Калининградский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯКАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Татаренкова Н.В. Дело № 7 А - 38 /2012

РЕШЕНИЕ

26 января 2012 года г. Калининград

Калининградский областной суд в лице судьи Алферовой Г.П.,

при секретаре Елиной А.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа пос. Знаменск муниципального образования «Гвардейский район» на постановление Гвардейского районного суда Калининградской области от 16 декабря 2011 года, которым МОУ СОШ пос. Знаменск МО «Гвардейский район» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 170 000 рублей.

Заслушав объяснения законного представителя МОУ СОШ пос. Знаменск директора Ежикова В.С., поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

  17 ноября 2011 года Службой по контролю и надзору в сфере образования Калининградской области проведена внеплановая проверка деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа пос. Знаменск муниципального образования «Гвардейский район», в результате которой установлено ведение образовательной деятельности с нарушением требований Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 года № 174, пункта 2.10 Устава, Программы развития школы на 2008 - 2010 учебные годы, а именно, школой реализуются программы дополнительного образования (кружки, спортивные секции, клубы) без соответствующей лицензии: программы физкультурно-спортивной направленности (мини-футбол, баскетбол, волейбол), художественно-эстетической, интеллектуально-познавательной, эколого-биологической, историко-краеведческой, социальной направленностей. Ведение образовательной деятельности по указанным направлениям без лицензии осуществляется с 2008 года по настоящее время.

По данному факту в отношении МОУ СОШ пос. Знаменск заместителем руководителя Службы по контролю и надзору в сфере образования Калининградской области 17 ноября 2011 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ.

28 ноября 2011 года материал об административном правонарушении в отношении МОУ СОШ пос. Знаменск передан на рассмотрение мировому судье судебного участка № 1 Гвардейского района Калининградской области.

Определением мирового судьи судебного участка № 1 Гвардейского района Калининградской области от 1 декабря 2011 года материал передан на рассмотрение в Гвардейский районный суд Калининградской области.

Рассмотрев дело, суд вынес изложенное выше постановление.

В жалобе на постановление МОУ СОШ пос. Знаменск просит отменить постановление судьи, ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ данное дело подсудно мировому судье, однако в нарушение указанной нормы было рассмотрено районным судом, чем нарушено конституционное право на судебную защиту, гарантированное ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации. Кроме того, судом не было учтено, что на момент рассмотрения дела образовательным учреждением были направлены в Министерство образования Калининградской области необходимые документы для получения лицензии. Считает, что в действиях образовательного учреждения отсутствует состав правонарушения, поскольку вся преподавательская деятельность в школе осуществлялась исключительно в рамках общеобразовательных программ и отношения к дополнительному образованию не имела, при этом лицензия на право МОУ СОШ пос. Знаменск осуществления данной деятельности выдана Министерством образования Калининградской области 26 мая 2008 года и действительна до 26 мая 2013 года.

Проверив законность и обоснованность вынесенного судьей постановления, суд находит его подлежащим оставлению без изменения.

Частью 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии с подп. 40 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Согласно ст. 33.1 Закона РФ № 3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании» лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.

Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 года № 174 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности, которым установлен порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений, научных организаций, иных организаций, структурные подразделения которых осуществляют реализацию образовательных программ профессиональной подготовки.

Как предусмотрено п. 21 вышеуказанного Положения, в документе, подтверждающем наличие лицензии, указываются сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Документ, подтверждающий наличие лицензии, имеет приложение, являющееся его неотъемлемой частью. В приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, указываются: полное и сокращенное (в случае, если имеется) наименование лицензиата; место нахождения лицензиата;

адреса мест осуществления образовательной деятельности; сведения об образовательных программах, по которым лицензиату предоставлено право осуществления образовательной деятельности, включающие: код (при наличии) и наименование образовательной программы (для профессиональной образовательной программы, образовательной программы профессиональной подготовки с указанием профессии и направления подготовки (специальности)); наименование уровня (ступени) образовательной программы; направленность образовательной программы; код (при наличии) и наименование квалификации (степени) и разряд, присваиваемые лицам, успешно завершившим освоение образовательной программы; нормативный срок освоения образовательной программы.

Как следует из материалов дела, согласно Приложению № к лицензии, выданной 26 мая 2008 года со сроком действия до 26 мая 2013 года, МОУ СОШ пос. Знаменск имеет право образовательной деятельности по программам: 1) начальное общее образование, 2) основное общее образование, 3) среднее (полное) общее образование, 4) программы специального (коррекционного) обучения VII вида и 5) программы специального (коррекционного) обучения VIII вида.

Согласно акту проверки Службы по контролю и надзору в сфере образования от 17 ноября 2011 года, выявлены факты реализации МОУ СОШ пос. Знаменск программ дополнительного образования (кружки, спортивные секции, клубы), в частности, программы физкультурно-спортивной направленности (мини-футбол, баскетбол, волейбол), художественно-эстетической, интеллектуально-познавательной, эколого-биологической, историко-краеведческой, социальной направленностей.

Привлекая МОУ СОШ пос. Знаменск к административной ответственности, суд обоснованно исходил из того, что его действия по реализации с 2008 года программ физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, интеллектуально-познавательной направленностей, не предусмотренных лицензией, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ. При этом вина МОУ СОШ пос. Знаменск в совершении данного правонарушения подтверждается материалами дела.

Обстоятельства совершения административного правонарушения установлены судом полно и правильно, подробно мотивированы в постановлении, всем исследованным доказательствам судом первой инстанции дана в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ надлежащая правовая оценка.

Доводы жалобы о нарушении правил подсудности при рассмотрении настоящего дела являются несостоятельными.

Так, перечень дел об административных правонарушениях, подлежащих рассмотрению судьями, указан в ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ. В этот же перечень включены и дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.20 КоАП РФ.

Между тем частью 3 вышеприведенной статьи предусмотрено, что дела об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 и ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, должности государственной службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.

В остальных случаях дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, рассматриваются мировыми судьями.

Принимая во внимание, что санкцией ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ предусмотрен такой вид наказания как административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, настоящее дело подсудно районному суду и правомерно было рассмотрено судьей Гвардейского районного суда Калининградской области.

С учетом изложенного, права МОУ СОШ пос. Знаменск на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено, гарантированные ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации, не нарушены.

Доводы жалобы о том, что судом при рассмотрении дела не было учтено, что МОУ СОШ пос. Знаменск приняты меры для получения лицензии, в частности, 7 декабря 2011 года направлены необходимые документы для получения лицензии на дополнительные образовательные программы, не могут быть признаны состоятельными, поскольку данное обстоятельство судом принято во внимание при назначении административного наказания в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи. Вместе с тем само по себе принятие мер к получению лицензии в 2011 году, при том, что материалами дела бесспорно подтверждается факт реализации программ дополнительного образования без лицензии с 2008 года, не могло повлиять на квалификацию совершенного правонарушения, а также являться основанием для освобождения МОУ СОШ пос. Знаменск от ответственности за совершенное правонарушение.

Ссылка в жалобе на то, что вся преподавательская деятельность в школе осуществлялась исключительно в рамках общеобразовательных программ и не имела отношения к дополнительному образованию, противоречит фактическим обстоятельствам дела.

Как указано выше, согласно п. 21 Положения о лицензировании образовательной деятельности, в приложении к лицензии должны быть отражены наименование общеобразовательной программы, наименование ее уровня (ступени), ее направленность, нормативный срок освоения программы.

В соответствии с п. 4 ч. 14 ст. 33. 1 Закона об образовании в случае, если перечень и наименования образовательных программ, которые указаны в приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, изменились, необходимо представить заявление в лицензирующий орган для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

Между тем в приложении к выданной МОУ СОШ пос. Знаменск лицензии указаны только пять программ, из них три – общего образования (начальное, основное и среднее) и две программы специального коррекционного вида, при этом какие-либо иные программы не отражены. Однако, как было выявлено в ходе проверки и не отрицалось директором МОУ СОШ пос. Знаменск, в школе реализовывались программы дополнительного образования (кружки: танцевальный «Млада», музыкальный ансамбль «Буратино», «Кукольный театр»; спортивные секции: мини-футбол, баскетбол, волейбол; клубы).

Кроме того в соответствии с п. 4 ч. 14 ст. 33.1 Закона об образовании 7 декабря 2011 года МОУ СОШ пос. Знаменск обратилось в Управление образования администрации Калининградской области с заявлением о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, в связи с необходимостью дополнения сведениями об образовательных программах, а именно, включения в приложение к лицензии следующих дополнительных общеобразовательных программ художественно-эстетической направленности: «Театральные костюмы», музыкальный ансамбль «Буратино», танцевальный кружок «Звездочка», кружок по ИЗО «Вдохновение» и др. (всего 10 программ).

Таким образом, утверждение в жалобе о том, что реализуемые в школе программы, не имели отношения к дополнительному образованию, противоречит действиям МОУ СОШ пос. Знаменск по получению лицензии на их осуществление.

С учетом изложенного, суд находит постановление судьи законным и обоснованным, действия МОУ СОШ пос. Знаменск квалифицированы правильно, его вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.2о КоАП РФ, установлена, наказание назначено в пределах санкции статьи. Всем доказательствам, содержащимся в деле, суд дал надлежащую оценку. Оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления судьи не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление судьи Гвардейского районного суда Калининградской области от 16 декабря 2011 года оставить без изменения, жалобу Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа пос. Знаменск муниципального образования «Гвардейский район» - без удовлетворения.

Судья

Калининградского областного суда Алферова Г.П.