ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7А-394/18 от 11.09.2018 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Певина Е.А. Дело № 7а-394/2018

РЕШЕНИЕ

Город Новосибирск 11 сентября 2018 года

Судья Новосибирского областного суда Быкова В.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО ТД «ВостокТрансГрупп» на постановление судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 17 июля 2018 года,

установил:

31 мая 2018 года главным государственным инспектором отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями, пожарной и промышленной безопасностью Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении 858-ЮЛ в отношении ООО ТД «ВостокТрансГрупп» по части 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ.

Дело передано на рассмотрение по подведомственности в Центральный районный суд города Новосибирска.

Постановлением судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 17 июля 2018 года ООО ТД «ВостокТрансГрупп» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.1 КоАП РФ, ООО ТД «ВостокТрансГрупп» просит постановление судьи районного суда изменить.

В обоснование доводов жалобы указывает, что вывод в протоколе об административном правонарушении о том, что погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте является потенциально опасным видом деятельности, что подтверждено законом о лицензировании и не требует дополнительных доказательств, противоречит статье 1.5 КоАП РФ согласно которой бремя доказывания виновности лица в инкриминируемом правонарушении возлагается на органы публичной власти. При этом судьей районного суда оставлено без внимания, то обстоятельство что работник заявителя ФИО имел удостоверение 213 от 16.01.2014, подтверждающее факт прохождения им повышения квалификации по требуемой квалификации (по профессии сливщик-разливщик) в предыдущие периоды, следовательно, работая в данной должности имел необходимую квалификацию и опыт, позволяющий не допускать последствий предусмотренных подпунктом 1 части 11 статьи 19 Федеральная закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в силу чего, данное правонарушение не может быть квалифицированно как грубое. По мнению заявителя, судом необоснованно учтено в качестве грубого нарушения лицензионных требований, нарушение подпункта «г» пункта 4 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности при том, что данное нарушение не может быть квалифицировано как грубое. Считает, что назначенное административное наказание в виде штрафа в соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, подлежало заменено на предупреждение. Ссылается на наличие оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, а также статьи 2.9 КоАП РФ.

Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии постановления, препятствий для ее рассмотрения не имеется.

Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ ело в полном объеме, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя ООО ТД «ВостокТрансГрупп» ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, судья приходит к следующему.

В соответствии со статьями 24.1, 26.11 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Ответственность за правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ, наступает в случае осуществления предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.

В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию. Лицензирование данного вида деятельности осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденным Постановлением Правительства № 221 от 21.03.2012.

Согласно статьи 2 Федерального закона от 04 05 2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» все виды деятельности, подлежащие лицензированию, являются потенциально опасными и посредством лицензирования осуществляется предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства. Грузы, являющиеся опасными в соответствии со статьей 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, в силу присущих им свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования, и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда окружающей среде.

В соответствии пунктом 8 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 № 221, к грубым нарушениям лицензионных требований относится нарушение требований, предусмотренных подпунктами «а», «б», «ж» пункта 4 настоящего Положения, которое повлекло за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Согласно подпункту «ж» пункта 4 указанного Положения лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии (лицензиату), является наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работников, деятельность которых связана с осуществлением лицензируемой деятельности, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям, аттестованных в установленном порядке и проходящих повышение квалификации по требуемой специализации не реже 1 раза в 3 года.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вынося оспариваемое постановление и привлекая ООО ТД «ВостокТрансГрупп» к административной ответственности судья районного пришел к выводу о доказанности вины ООО ТД «ВостокТрансГрупп» в совершении вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ.

Как установлено судьей и следует из материалов дела, в соответствии с лицензией серии ПРД от 25.07.2016 ООО ТД «ВостокТрансГрупп» осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте. На основании распоряжения начальника Управления – главного государственного инспектора госжелдорнадзора от 23.04.2018 -р в период с 28 мая 2018 года по 31 мая 2018 года была проведена проверка соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату, осуществляющему погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте в отношении ООО ТД «ВостокТрансГрупп». При проведении проверки установлено, что в нарушение требований подпункта «ж» пункта 4 «Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте» работник лицензиата, деятельность которого связана с осуществлением погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, осуществляющий выгрузку (слив) опасных грузов (бензин моторный, топливо дизельное) из железнодорожных цистерн (в соответствии с предоставленным списком лиц по ООО ТД «ВостокТрансГрупп» сливщик-разливщик ФИО, имеющий удостоверение от 16.01.2014 по профессии сливщик-разливщик, не прошел повышение квалификации по требуемой специализации не реже раза в 3 года, что является нарушением требований пункта 2 статьи 2, статьи 8 Федерального закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются материалами дела об административном правонарушении, а именно: протоколом об административном правонарушении 858-ЮЛ от 31 мая 2018 года, копией лицензии от 25 июля 2016 года, распоряжением -р от 23 апреля 2018 года, актом проверки от 31 мая 2018 года, которым судьей районного суда была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Оснований для иной оценки представленных доказательств не установлено.

Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 04 05 2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и статьи 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте является потенциально опасным видом деятельности, в связи с чем доводы жалобы о недоказанности данного обстоятельства не могут быть признаны обоснованными.

Принимая во внимание указанные обстоятельства и представленные доказательства, судья районного суда пришел к правильному выводу, что собранные и исследованные по делу доказательства свидетельствуют о наличии вины ООО ТД «ВостокТрансГрупп» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ООО ТД «ВостокТрансГрупп» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, а также судьей в соответствии с правилами территориальной подведомственности.

Поскольку нарушение требований подпункта «г» пункта 4 пункта Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 № 221, согласно пункту 8 указанного Положения не относится к грубым нарушениям лицензионных требований, судья полагает, что судьей районного суда необоснованно было вменено ООО ТД «ВостокТрансГрупп», в связи с чем подлежит исключению из объема, вмененного правонарушения, указание на нарушение подпункта «г» пункта 4 пункта Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

Приведенные в жалобе доводы о возможности применения по делу положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и о замене назначенного административного штрафа на предупреждение подлежат отклонению.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса. В рассматриваемом случае из материалов дела указанная совокупность обстоятельств не усматривается.

Оснований для признания совершенного Обществом административного правонарушения малозначительным также не имеется.

Вместе с тем судья считает возможном с учетом представленных документов, подтверждающие материальное положение лица, привлекаемого к административной ответственности, применить по делу положения части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, учитывая наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, и изменить назначенное наказание в виде административного штрафа, определив его в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ, в связи с чем постановление судьи районного суда подлежит изменению со снижением размера административного штрафа до 100000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1, 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 17 июля 2018 года изменить, исключив из описательно-мотивировочной части постановления указание на нарушение требований подпункта «г» пункта 4 «Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте», снизить назначенное ООО ТД «ВостокТрансГрупп» наказание в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ до 100000 рублей.

В остальной части постановление судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 17 июля 2018 года оставить без изменения, частично удовлетворив жалобу ООО ТД «ВостокТрансГрупп».

Судья