ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7А-414/2022 от 19.10.2022 Вологодского областного суда (Вологодская область)

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 19 октября 2022 года № 7а-414/2022

г. Вологда

Судья Вологодского областного суда Мещерякова Н.В., рассмотрев жалобу руководителя администрации Вожегодского городского поселения Кошелева С.В. на постановление судьи Вожегодского районного суда Вологодской области от 13.09.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Вожегодского городского поселения,

установила:

администрация Вожегодского городского поселения, являясь юридическим лицом, ответственным за содержание улично-дорожной сети в <адрес>, не обеспечила безопасность дорожного движения, допустила нарушение пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, пунктов 5.2.4, 6.9.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее – ГОСТ Р 50597-2017), пункта 5.4.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее – ГОСТ Р 52766-2007), пунктов 5.3.2, 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее – ГОСТ Р 52289-2019), а именно:

около <адрес> (в месте совершения дорожно-транспортного происшествия) 13.07.2022 в 01 час 05 минут выявлено отсутствие освещения, что является нарушением требований пункта 6.9.4 ГОСТ Р 50597-2017, дефекты покрытия в виде сетки трещин длиной 60 м, что является нарушением требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, отсутствие тротуаров, что является нарушением требований пункта 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007, отсутствие горизонтальной дорожной разметки, что является нарушением требований пункта 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2019;

на <адрес> на участке от <адрес> до <адрес> (в месте совершения дорожно-транспортного происшествия) 21.07.2022 в 17 часов 10 минут выявлено отсутствие тротуаров, что является нарушением требований пункта 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007, отсутствие горизонтальной дорожной разметки, что является нарушением требований пункта 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2019, отсутствие дорожных знаков «Главная дорога», что является нарушением требований пункта 5.3.2 ГОСТ Р 52289-2019,

что повлекло создание угрозы безопасности дорожного движения.

По данному факту по результатам административного расследования 12.08.2022 заместителем начальника ОГИБДД МО МВД России «Харовский» (дислокация в п. Вожега) в отношении администрации Вожегодского городского поселения составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Постановлением судьи Вожегодского районного суда Вологодской области от 13.09.2022 администрация Вожегодского городского поселения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В жалобе руководитель администрации Вожегодского городского поселения Кошелев С.В., ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить.

Участники производства по делу об административном правонарушении в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки в судебное заседание не сообщили, в связи с чем, на основании пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ судьей принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трёхсот тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 21 указанного Закона мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

Положениями пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что деятельность по организации дорожного движения на территории Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Перечень документов по стандартизации (их частей), применение которых обязательно в целях обеспечения безопасности дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям устанавливает ГОСТ Р 50597-2017. Требования данного стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

В соответствии с таблицей 5.3 ГОСТ Р 50597-2017 размеры отдельных повреждений (выбоин, просадок, проломов) не должны превышать 15 см в длину, 5 см в глубину, площадь – 0,06 кв.м.

В силу пункта 6.9.4 ГОСТ Р 50597-2017 стационарное электрическое освещение не должно иметь дефектов, указанных в таблице Б.8 приложения Б. Дефекты устраняют в сроки, приведенные в таблице 6.8.

Согласно таблице Б.8, к дефектам относятся наличие неработающих светильников (доля неработающих светильников составляет более 5% от их общего количества; два и более неработающих светильника расположены один за другим; неработающий светильник на пересечении, съезде (въезде) транспортной развязки, на остановочном пункте маршрутных транспортных средств и пешеходном переходе в одном уровне), а также отказы в работе наружных осветительных установок (отказы в работе наружных осветительных установок, связанных с обрывом, нарушением целостности электрических проводов или повреждением опор, выходом из строя электрораспределительных щитов и т.п.).

Общие требования к элементам обустройства автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городских и сельских поселений и правила их применения установлены ГОСТ Р 52766-2007.

В соответствии с пунктом 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием.

Правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений установлены ГОСТ Р 52289-2019.

В силу пункта 5.3.2 ГОСТ Р 52289-2019 знаки приоритета применяют для указания очередности проезда перекрестков, пересечений отдельных проезжих частей, а также узких участков дорог. Знак 2.1 «Главная дорога» устанавливают в начале участка дороги с преимущественным правом проезда нерегулируемых перекрестков. В населенных пунктах знак устанавливают перед каждым перекрестком на главной дороге. Перед нерегулируемыми перекрестками, на которых главная дорога проходит в прямом направлении, а пересекающая дорога имеет не более четырех полос, допускается устанавливать знак уменьшенного размера по ГОСТ Р 52290.

Согласно пункту 6.2.2. ГОСТ Р 52289-2019, в населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных городских дорогах, магистральных улицах, улицах и дорогах местного значения, а в сельских поселениях – на улицах и дорогах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств.

<адрес>, как следует из материалов дела, имеет твердое покрытие, по ней осуществляется движение маршрутных транспортных средств. По отношению к <адрес> указанная дорога является главной.

Таким образом, указанная дорога не должна иметь дефектов покрытия в виде, в том числе трещин, должна быть оснащена тротуарами, освещением, на ней должна быть нанесена горизонтальная дорожная разметка, установлены знаки приоритета.

13.07.2022 и 21.07.2022 на указанной улице были совершены дорожно-транспортные происшествия, в ходе проведения проверки по которым были выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии дороги, приведенные в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении судьи районного суда.

Лицом, ответственным за надлежащее состояние дороги, является администрация Вожегодского городского поселения.

Факт совершения администрацией Вожегодского городского поселения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 12.08.2022 №..., в котором изложено существо административного правонарушения, рапортами о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 13.07.2022, от 21.07.2022, в которых отражены перечисленные в протоколе об административном правонарушении нарушения, фотографиями нарушений и иными материалами дела, получившими оценку, соответствующую требованиям статьи 26.11 КоАП РФ.

Административное наказание администрации Вожегодского городского поселения назначено с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 12.34 КоАП РФ, чрезмерно суровым или несправедливым не является.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Все изложенные в жалобе доводы, в том числе об отсутствии требований к обустройству тротуаров, о том, что сетка трещин на проезжей части не является дефектом, об отсутствии в проекте организации дорожного движения требований о нанесении дорожной разметки, об устранении недостатков стационарного освещения в нормативные сроки, отсутствии в протоколе об административном правонарушении точного места установки дорожного знака «Главная дорога», являлись предметом оценки судьи первой инстанции и обоснованно отклонены с приведением мотивов принятого решения в оспариваемом судебном акте.

В жалобе иных доводов, которые опровергали бы выводы судьи районного суда, не приведено.

Существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении, что не позволило бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлекло отмену постановления, не допущено.

При таких обстоятельствах постановление судьи следует признать законным и обоснованным, жалоба по изложенным выше основаниям удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решила:

постановление судьи Вожегодского районного суда Вологодской области от 13.09.2022 оставить без изменения, жалобу руководителя администрации Вожегодского городского поселения Кошелева С.В. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья

Вологодского областного суда Н.В. Мещерякова