Судья Усов А.С. Дело № 7а-41/2020
РЕШЕНИЕ
04 февраля 2020 года г. Новосибирск
Судья Новосибирского областного суда Быкова В.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе СНТ «Звездочка» на постановление судьи Новосибирского районного суда Новосибирской области от 15 ноября 2019 года,
установил:
23 сентября 2019 года государственным инспектором Новосибирского отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением Сибирского управления Ростехнадзора С.В.А. в отношении СНТ «Звездочка» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Заельцовский районный суд города Новосибирска.
Определением судьи Заельцовского районного суда города Новосибирска от 27 сентября 2019 года дело передано на рассмотрение в Новосибирский районный суд Новосибирской области.
Постановлением судьи Новосибирского районного суда Новосибирской области от 15 ноября 2019 года СНТ «Звездочка» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.1 КоАП РФ, СНТ «Звездочка» просит постановление судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает, что в рассматриваемом случае Новосибирский отдел по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением указывает на самовольное возведение опор (столбов) в количестве 19 штук вновь вводимой воздушной линии BJI-10 кВ, которая возводится вместо старой BJI-10 кВ, находящейся в аварийном состоянии и проложенной над садовыми участками и жилыми строениями. Вместе с тем, Новосибирским отделом не исследованы факты создания СНТ нового объекта, ранее не подключенного к системам энергоснабжения, основания возведения, причины и необходимость, при которой потребовалось строительство сетей электроснабжения. Не исследовалось количество действующих абонентов подключенных к аварийной сети, и перевод их на новую сеть. При таких обстоятельствах отсутствует доказанность административным органом наличия в деянии СНТ «Звездочка» события административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ.
Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя СНТ «Звездочка» Р.С.В. и защитника СНТ «Звездочка» Ш.А.В., поддержавших доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пункту 1.3.2 Правил технической эксплуатации энергоустановок потребителей от 22.11.2003 №4145 (далее ПТЭЭП) до начала монтажа или реконструкции электроустановок необходимо: получить технические условия в энергоснабжающей организации; выполнить проектную документацию; согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, и органом государственного энергетического надзора.
Согласно пункту 2.3.4 ПТЭЭП потребитель, которому подлежит сдача в эксплуатацию вновь сооружаемых ВЛ и токопроводов, должен организовать технический надзор за производством работ, проверку соответствия выполняемых работ утвержденной технической документации.
Согласно пункту 2.3.17 вышеуказанных Правил трассу ВЛ необходимо периодически расчищать от кустарников и деревьев и содержать в безопасном в пожарном отношении состоянии; следует поддерживать установленную проектом ширину просек и проводить обрезку деревьев. Обрезку деревьев, растущих в непосредственной близости к проводам, производит Потребитель, эксплуатирующий ВЛ. Деревья, создающие угрозу падения на провода и опоры, должны быть вырублены с последующим уведомлением об этом организации, в ведении которой находятся насаждения.
Согласно пункту 2.5.217 Правил устройства электроустановок, утверждённых приказом Минэнерго России от 20.05.2003 № 187 (далее ПУЭ) расстояния от отклоненных проводов ВЛ, расположенных вдоль улиц, в парках и садах, до деревьев, а также до тросов подвески дорожных знаков должны быть не менее приведенных в таблице 2.5.21.
Расстояния по горизонтали от крайних проводов вновь сооружаемых ВЛ при неотклоненном их положении до границ земельных участков жилых и общественных зданий, до детских игровых площадок, площадок отдыха и занятий физкультурой, хозяйственных площадок или до ближайших выступающих частей жилых и общественных зданий при отсутствии земельных участков со стороны прохождения ВЛ, а также до границ приусадебных земельных участков индивидуальных домов и коллективных садовых участков должно быть не менее расстояний для охранных зон ВЛ соответствующих напряжений.
Допускается принимать для ВЛ до 20 кВ расстояние по горизонтали от крайних проводов ВЛ при наибольшем их отклонении до границ приусадебных земельных участков индивидуальных домов и коллективных садовых участков не менее 2 м.
Согласно пункту 2.5.214 ПУЭ расстояние по горизонтали от основания опоры ВЛ до кювета или бортового камня проезжей части улицы (проезда) должно быть не менее 2,0 м; расстояние до тротуаров и пешеходных дорожек не нормируется.
Согласно пункту 2.5.215 ПУЭ прохождение ВЛ над зданиями и сооружениями, как правило, не допускается. Допускается прохождение ВЛ над производственными зданиями и сооружениями промышленных предприятий I и II степени огнестойкости в соответствии со строительными нормами и правилами по пожарной безопасности зданий и сооружений с кровлей из негорючих материалов (для ВЛ 330 - 750 кВ только над производственными зданиями электрических станций и подстанций). При этом расстояние по вертикали от проводов ВЛ до вышеуказанных зданий и сооружений при наибольшей стреле провеса должно быть не менее приведенных в таблице 2.5.22.
Металлические кровли, над которыми проходят ВЛ, должны быть заземлены. Сопротивление заземления должно быть не более указанного в таблице 2.5.19.Для ВЛ 330 кВ и выше должна быть обеспечена защита персонала, находящегося внутри производственных зданий электрических станций и подстанций, от влияния электрического поля, а заземление металлической кровли должно выполняться не менее чем в двух точках.
Как установлено судьей районного суда, СНТ «Звёздочка» в период до 22 сентября 2019 года нарушило Правила устройства электроустановок, Правила технической эксплуатации электроустановок потребителем на территории СНТ «Звёздочка», расположенного на территории Плотниковского сельсовета в Новосибирском районе Новосибирской области, а именно:
в нарушение пунктов 1.3.2, 2.3.4 и 2.3.17 ПТЭЭП до начала монтажа вновь возводимой воздушной линии ВЛ-10 кВ не выполнена проектная документация, не организован технический надзор за производством работ, проверкой соответствия выполняемых работ утверждённой технической документации, не обеспечено по горизонтали наименьшее расстояние проводов до деревьев, которое не должно быть менее 3 метров, не расчищена трасса ВЛ-10 кВ - деревья создают угрозу падения на провода и опоры;
в нарушение пунктов 2.5.217, 2.5.215 и 2.5.214 ПУЭ не обеспечено расстояние по горизонтали от крайних проводов ВЛ при наибольшем их отклонении до границ коллективных садовых участков не менее 2 метра, допущено прохождение ВЛ-10 над сооружениям, не обеспечено минимальное расстояние по горизонтали от основания опор до кювета или бортового камня проезжей части улицы, не менее 2 метров.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, каких-либо доказательств, что юридическим лицом СНТ «Звёздочка» были своевременно предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в области технической эксплуатации электроустановок, Правил устройства электроустановок, материалы дела и доводы жалобы не содержат. Обстоятельства вмененных нарушений лицом, привлекаемым к административной ответственности, не оспариваются.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются материалами дела об административном правонарушении, - протоколом об административном правонарушении, протоколом осмотра территории, фототаблицами, которым судьей районного суда была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ и по существу не оспаривается лицом, привлекаемым к административной ответственности. Оснований для иной оценки представленных доказательств судья не усматривает.
Доводы жалобы основаны на применении к спорным отношениям положений Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям».
При этом СНТ «Звездочка» указано, что линия не вводилась в эксплуатацию, не запитана и аварийное состояние старой линии приведет к тому, что СНТ «Звездочка» лишится подачи электроэнергии, как и поселок Михайловский, который запитан от одной с СНТ линии.
Судья полагает, что применение вышеуказанных Правил, на которые ссылается в доводах жалобы СНТ «Звездочка», не освобождает юридическое лицо от соблюдения требований, в том числе, Правил технической эксплуатации энергоустановок потребителей от 22.11.2003 №4145, Правил устройства электроустановок, утверждённых приказом Минэнерго России от 20.05.2003 № 187, нарушение которых вменяется СНТ «Звездочка» при проведении работ по подключению, возведению, строительству новых сетей электроснабжения, в том числе замене аварийных сетей, на что указано в жалобе. Таким образом, доводы жалобы в той части, что положения ПУЭ и ПТЭЭП не применимы, поскольку линия не запитана и не введена в эксплуатацию, обоснованными признать нельзя.
Судья полагает, что замена аварийных сетей, на необходимость которой указано в жалобе, должно соответствовать установленным правилам и стандартам. Нарушение указанных правил влечет соответственно, наступление для лица, их нарушивших, неблагоприятных последствий – как то привлечение к административной ответственности.
По изложенным выше основаниям доводы жалобы не влекут отмену постановления судьи районного суда.
При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, судья районного суда сделал правильный вывод о наличии в действиях СНТ «Звёздочка» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ.
Постановление о привлечении СНТ «Звёздочка» к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, а также судьей в соответствии с правилами территориальной подведомственности.
Наказание назначено судьей в соответствии с санкцией статьи 9.11 КоАП РФ, с применением положений статей 3.1, 4.1 КоАП РФ и является минимальным.
С учетом изложенного, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления судьи районного суда, не установлено.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1, 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление судьи Новосибирского районного суда Новосибирской области от 15 ноября 2019 года оставить без изменения, жалобу СНТ «Звездочка» – без удовлетворения.
Судья (подпись) Быкова В.Б.
Копия верна: судья облсуда