ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7А-41/2017 от 14.02.2017 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Хабарова Т.А. Дело № 7а-41-2017

Р Е Ш Е Н И Е

14 февраля 2017 г. г. Новосибирск

Судья Новосибирского областного суда Куранова Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника ОВД ОП №9 «Первомайский» УМВД России по г. Новосибирску ФИО1 на постановление судьи Первомайского районного суда г. Новосибирска от 15 декабря 2016 года, вынесенное в отношении гражданки <данные изъяты> ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

у с т а н о в и л:

15.12.2016 начальником ОВМ ОП №9 «Первомайский» УМВД России по г. Новосибирску ФИО3 в отношении гражданки <данные изъяты> ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, составлен протокол об административном правонарушении, ответственности за которое предусмотрена частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением начальника ОВМ ОП №9 «Первомайский» УМВД России по г. Новосибирску от 15 декабря 2016 года материалы дела об административном правонарушении направлены в Первомайский районный суд г. Новосибирска для рассмотрения дела по существу.

Постановлением судьи Первомайского районного суда г. Новосибирска от 15 декабря 2016 года производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО2 прекращено в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не согласившись с постановлением, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в порядке статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обратилось с жалобой в Новосибирский областной суд, в которой просит постановление судьи Первомайского районного суда г. Новосибирска от 15 декабря 2016 года отменить, материалы дела направить на новое рассмотрение.

В обоснование жалобы указано, что срок прибывания гражданки <данные изъяты> ФИО2 определен сроком ее обучения в ГБПОУ НСО «Сибирский геофизический колледж».

В жалобе апеллянт ссылается на то, что ФИО2 прибыла на территорию РФ 25.08.2016, поставлена на миграционный учет учебным заведением по адресу <адрес>

<данные изъяты> ФИО2 выявлена по адресу: <адрес>, 15.12.2016. Таким образом, с 28.10.2016 по 15.12.2016 ФИО2 уклонялась от выезда с территории РФ.

Судом производство по делу в отношении ФИО2 прекращено за отсутствием состава правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, неправомерно.

Судом также неверно учтены сведения миграционной карты о том, что срок пребывания ФИО2 истекает 30.06.2017.

ГБПОУ НСО «Сибирский геофизический колледж» направлена в УВМ ГУ МВД России по Новосибирской области отрывная часть бланка – уведомления для снятия ФИО2 с миграционного учета. ФИО2 отчислена из учебного заведения приказом от 14.10.2016 №98-У, в связи с чем, решением №217, утв. начальником ГУ МВД России по Новосибирской области 24.10.2016, срок пребывания ФИО2 сокращен.

Однако, ФИО2 требования ч.1 ст.31 ФЗ №115-ФЗ «О правовом положении иностранного гражданина в РФ», а именно выехать в течение трех дней с момента прекращения срока пребывания – до 27.10.2016, не исполнила.

Кроме того, уведомления от ФИО2 о постановке на миграционный учет по новому месту пребывания не поступило. ФИО2 мер по передаче документов новой принимающей стороне для постановки на миграционный учет, не предприняла.

Жалоба подана в установленный законом срок, препятствий для ее рассмотрения не установлено.

Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации N 115-ФЗ от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Согласно материалам дела, 15.12.2016 в 9-30 час. по адресу <адрес> сотрудниками ОП №9 «Первомайский» УМВД России по Новосибирской области выявлена гражданка <данные изъяты> ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая прибыла на территорию Российской Федерации 25.08.2016 на учебу.

По прибытию в г. Новосибирск ФИО2 встала на миграционный учет по адресу: <адрес>

В связи с отчислением из учебного заведения срок её пребывания на территории РФ сокращен. По истечении срока пребывания - до 27.10.2016 от выезда с территории Российской Федерации ФИО2 уклонилась.

Согласно протоколу об административном правонарушении ФИО2 вменяется правонарушение, которое выразилось в том, что она находится на территории РФ без документов, подтверждающих ее право на пребывание в России.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.

Судья исходил из того, что на основании исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств, невозможно установить наличие нарушений в области миграционного законодательства, допущенных ФИО2

С указанными выводами судьи согласиться нельзя.

Из материалов дела усматривается, что ФИО2 отчислена из ГБПОУ НСО «Сибирский геофизический колледж» приказом №98-У от 14.10.2016 «Об отчислении» с 19.10.2016 (л.д. 44-45).

Решением инспектора ООМУ ОРВР УВМ ГУ МВД России по Новосибирской области, согласованным с зам. начальника ОРВР УВМ ГУ МВД России по Новосибирской области, утвержденным начальником УВМ ГУ МВД по Новосибирской области за № 217 от 24.10.2016 срок пребывания гражданки <данные изъяты> ФИО2 в Российской Федерации сокращен до 27.10.2016 (л.д. 43).

ФИО2 зачислена в ГБПОУ Новосибирской области «Новосибирский колледж почтовой связи и сервиса» приказом № 41-К-С от 14.10.2016 года.

Впоследствии из ГБПОУ НСО «Новосибирский колледж почтовой связи и сервиса» ФИО2 отчислена приказом от 09.12.2016 №53-к-с с 09.12.2016. О вынесенном приказе об отчислении ФИО2 поставлена в известность.

Согласно ч.1 ст.31 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ (ред. от 03 июля 2016 года) в случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней.

Считаю, что в течении 3-х дней ФИО2 обязан была выехать с территории РФ ( т.е. до 13.12.2016).

Пребывание <данные изъяты> ФИО2 в г. Новосибирске по <адрес>, установлено 15.12.2016.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ (ред. от 03 июля 2016 года) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.

Ч.7 ст.5 закона №115-ФЗ установлено, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в целях обучения и поступившего в образовательную организацию для получения образования по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, продлевается до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме в указанной образовательной организации.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращается в случае принятия в отношении его в установленном порядке решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом (ч.3 ст.5 ФЗ №115-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами.

Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации устанавливается соответственно федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Согласно пункту 14.3 Порядка принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утв. Приказом ФМС России от 29 июня 2015 года №321, иностранный гражданин завершил или прекратил обучение в образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучался по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию.

Согласно п. 15 Порядка решение о сокращении срока временного пребывания (приложение N 4 к Порядку) принимается не позднее трех рабочих дней со дня установления фактов, предусмотренных пунктами 14.1 - 14.5 Порядка, подписывается руководителем (начальником) территориального органа ФМС России или его структурного подразделения либо его заместителем в соответствии с полномочиями, предусмотренными должностным регламентом (должностной инструкцией) в соответствии с приказом ФМС России от 25 сентября 2012 г. N 303 "Об утверждении Регламента Федеральной миграционной службы" (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 ноября 2012 г., регистрационный N 25890).

П. 16 Порядка гласит: В миграционной карте иностранного гражданина, в отношении которого принято решение о сокращении срока временного пребывания, проставляется отметка о сокращении срока временного пребывания (приложение N 5 к Порядку).

При неявке иностранного гражданина в территориальный орган ФМС России уведомление о принятии решения о сокращении срока временного пребывания (приложение N 6 к Порядку) направляется почтовым отправлением по истечении семи рабочих дней со дня принятия решения по адресу места пребывания иностранного гражданина.

Судом, при рассмотрении дела не дана оценка тому обстоятельству, что ФИО2 въехала на территорию Российской Федерации 25.08.2016 с целью учебы. Из учебных заведений была отчислена.

Мер по продлению срока пребывания после принятия решения о сокращении срока пребывания, в связи с ее отчислением из ГБПОУ НСО «Сибирский геофизический колледж», ФИО2 не предприняла. Заявление с приложенными документами о зачислении в ГБПОУ НСО «Новосибирский колледж почтовой связи и сервиса» в соответствующий орган ею подано не было.

Кроме того, приказом от 09.12.2016 ФИО2 из ГБПОУ НСО «Новосибирский колледж почтовой связи и сервиса» отчислена.

Перечисленным обстоятельствам в их совокупности судьей районного суда оценка не дана.

Кроме того, в постановлении суда отсутствует вывод о законном пребывании ФИО2 на территории Российской Федерации на момент выявдения-15.12.2016.

Выводы судьи районного суда об отсутствии состава правонарушения в действиях гражданки <данные изъяты> ФИО2 и прекращении производства по делу об административном правонарушении считаю преждевременными.

В соответствии с положениями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ч.1 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ч.2 указанной статьи эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Критерии оценки доказательств установлены ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Судом в постановлении указано, что ФИО2 оспорила приказ об отчислении от 09.12.2016 из ГБПОУ НСО «Новосибирский колледж почтовой связи и сервиса». Однако данных, свидетельствующих об этом материалы дела не содержат. В судебном заседании 31.01.2017 ФИО2 сообщила, что в суд с иском об оспаривании приказа об отчислении она не обращалась. Обратилась с жалобой в Министерство образования.

Из представленного, Новосибирскому областному суду по запросу, акта проверки Министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области по фактам, изложенным в обращении ФИО2, следует, что отчисление произведено правомерно.

С учетом изложенного, прихожу к выводу, что постановление судьи Первомайского районного суда г. Новосибирска от 15 декабря 2016 года подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в связи с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление судьи Первомайского районного суда г. Новосибирска от 15 декабря 2016 года отменить, жалобу начальника ОВД ОП №9 «Первомайский» УМВД России по г. Новосибирску ФИО1 - удовлетворить.

Дело направить на новое рассмотрение в Первомайский районный суд г. Новосибирска.

Судья Л.А.Куранова