ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7А-441/2021 от 14.09.2021 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Лукина Н.К. Дело № 7а-441/2021

РЕШЕНИЕ

14 сентября 2021 года город Новосибирск

Судья Новосибирского областного суда Конева Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Индивидуального предпринимателя Суханова О.Н. на постановление судьи Новосибирского районного суда Новосибирской области от 23 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

21 июля 2020 года прокурором Молчановского района Томской области Сенчуковым А.Л. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении Индивидуального предпринимателя Суханова Олега Николаевича (далее ИП Суханов О.Н.).

Дело передано на рассмотрение в Молчановский районный суд Томской области.

Постановлением судьи Молчановского районного суда Томской области от 31 августа 2020 года ИП Суханов О.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

Постановлением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 мая 2021 года по жалобе ИП Суханова О.Н. постановление было отменено, дело направлено на рассмотрение по подсудности в Новосибирский районный суд Новосибирской области.

Постановлением судьи Новосибирского районного суда Новосибирской области от 23 июня 2021 года ИП Суханов О.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, ИП Суханов О.Н. обратился с жалобой в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.1 КоАП РФ.

В обоснование своих доводов указывает, что судом были неправильно установлены юридически значимые обстоятельства.

20 декабря 2016 года между ИП Сухановым О.Н. и администрацией Суйгинского сельского поселения Томской области заключен Договор аренды б/н дизельной электростанции. В соответствии с актом приема-передачи имущества от 20 декабря 2016 года ИП Суханову О.Н. среди прочего передано имущество: здание дизельной электростанции, распределительные электросети, кабельные линии, трансформаторные подстанции ТМ. Указанное имущество требует капитального ремонта, о чем указано в акте приема-передачи (содержится в материалах дела). На протяжении всего срока действия договора арендодателем – Администрацией Суйгинского сельского поселения капитальный ремонт не проводился. Однако к ответственности был привлечен он, а не собственник имущества.

После вынесения Молчановским районным судом Томской области постановления Суханов О.Н. обратился в прокуратуру Молчановского района Томской области с заявлением о привлечении к административной ответственности собственника имущества. Был получен ответ о внесении представления Администрации Суйгинского сельского поселения об устранении нарушений законодательства, а именно проведении ремонтных работ ВЛ-0,4 кВ в весенне-летний период 2021 года.

Из информации, представленной в общедоступных источниках, капитальный ремонт воздушных линий подразумевает под собой замену опор, перетяжку и выправку линий, замену неисправной арматуры. Капитальный ремонт низковольтных воздушных линий проводится один раз в 10 лет.

В материалах дела содержатся материалы проверки, проведенной в отношении ИП Суханова О.Н., в акте и в представлении указано, что капитальный ремонт указанных ВЛ-0,4кВ не проводился более 5 лет, что является нарушением пункта 2.3.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей. При этом нарушения, указанные в пунктах 11, 15, 16, 17, 18-22 являются следствием не проведения Администрацией Суйгинского сельского поселения капитального ремонта ВЛ-0,4кВ.

Полагает, что возложение на него обязанностей по устранению загнивания опор, изоляции проводов опор приведет к нарушению его прав, поскольку капитальный ремонт является обязанностью Администрации Суйгинского сельского поселения.

Пункт 24 акта проверки содержит требования об устранении протекания кровли в помещении машинного зала, пункт 25 содержит требования об устранении капельной течи моторного масла ДГУ 34065; кроме того, пункты 19, 20, 22 содержат требования, подразумевающие под собой комплекс значительных работ по проверке и восстановлению работоспособного технического состояния, что является капитальным ремонтом и обязанностью Администрации Суйгинского сельского поселения.

Кроме того, Администрацией Суйгинского сельского поселения не передавалась техническая документация на имущество. Следовательно, без передачи соответствующей документации ИП Суханов О.Н. не имеет возможности исполнить предъявленные требования (пункты 3, 6, 7, 10, 16, 27 акта проверки). Самостоятельные попытки получить техническую документацию ни к чему не приводят.

При вынесении решения судом не учтено, что в отношении ИП Суханова О.Н. уже проведена проверка соблюдения законодательства в сфере электроэнергетики и выявлены те же нарушения, что подтверждается информацией, изложенной на сайте Генеральной прокуратуры РФ (учетные номера ККМ: 001903867540, 001902504022).

Полагает, что срок давности для привлечения к административной ответственности составляет три месяца и истек 26 сентября 2020 года.

Просит постановление отменить и прекратить производство по делу.

Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии постановления, препятствий для её рассмотрения не имеется.

Изучив доводы жалобы, проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ материалы дела в полном объеме, заслушав объяснения Суханова О.Н. и его защитника Голбан А.В., прихожу к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).

Статьей 9.11 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо - и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.

Федеральным законом № 35-ФЗ от 26 марта 2003 г. «Об электроэнергетике» установлено, что субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии обязаны соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации в области электроэнергетики, устанавливающих соответствующие требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств.

Такие требования установлены рядом нормативно-правовых актов: Приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. N 6 утверждены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее - ПТЭЭП). Правила имеют целью обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию электроустановок и содержание их в исправном состоянии.

Эксплуатацию электроустановок Потребителей должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал. В зависимости от объема и сложности работ по эксплуатации электроустановок у Потребителей создается энергослужба, укомплектованная соответствующим по квалификации электротехническим персоналом. Допускается проводить эксплуатацию электроустановок по договору со специализированной организацией (пункт 1.2 ПТЭЭП).

Пункт 1.2.3 ПТЭЭП регламентирует порядок назначения ответственных за электрохозяйство лиц.

Назначение ответственного за электрохозяйство и его заместителя производится после проверки знаний и присвоения соответствующей группы по электробезопасности (пункт 1.2.7 ПТЭЭП).

Согласно пункту 1.3.9 ПТЭЭП перед опробованием и приемкой должны быть подготовлены условия для надежной и безопасной эксплуатации энергообъекта: укомплектован, обучен (с проверкой знаний) электротехнический и электротехнологический персонал; разработаны и утверждены эксплуатационные инструкции, инструкции по охране труда и оперативные схемы, техническая документация по учету и отчетности; подготовлены и испытаны защитные средства, инструмент, запасные части и материалы; введены в действие средства связи, сигнализации и пожаротушения, аварийного освещения и вентиляции.

Эксплуатацию электроустановок также должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал (пункт 1.4.1 ПТЭЭП)

Пункт 1.4.20 ПТЭЭП регламентирует сроки проведения очередных проверок.

Пунктами 1.4.30, 1.4.31 ПТЭЭП регламентирован порядок проведения проверки знаний электротехнического и электротехнологического персонала организации.

В соответствии с пунктом 1.5.18 ПТЭЭП для каждой электроустановки должны быть составлены однолинейные схемы электрических соединений для всех напряжений при нормальных режимах работы оборудования, утверждаемые 1 раз в 2 года ответственным за электрохозяйство Потребителя.

Глава 1.6 ПТЭЭП регламентирует техобслуживание, ремонт, модернизацию и реконструкцию.

В том числе, пункт 1.6.6 предписывает, что техническое обслуживание и ремонт могут проводиться и по результатам технического диагностирования при функционировании у Потребителя системы технического диагностирования - совокупности объекта диагностирования, процесса диагностирования и исполнителей, подготовленных к диагностированию и осуществляющих его по правилам, установленным соответствующей документацией. Установлено, что относится к документации.

По истечении установленного нормативно-технической документацией срока службы все технологические системы и электрооборудование должны подвергаться техническому освидетельствованию комиссией, возглавляемой техническим руководителем Потребителя, с целью оценки состояния, установления сроков дальнейшей работы и условий эксплуатации. Результаты работы комиссии должны отражаться в акте и технических паспортах технологических систем и электрооборудования с обязательным указанием срока последующего освидетельствования. Техническое освидетельствование может также производиться специализированными организациями (пункт 1.6.7 ПТЭЭП).

Пунктом 1.6.9 ПТЭЭП установлено, что до вывода основного оборудования электроустановок в капитальный ремонт должны быть: составлены ведомости объема работ и смета, уточняемые после вскрытия и осмотра оборудования, а также график ремонтных работ; заготовлены согласно ведомостям объема работ необходимые материалы и запасные части; составлена и утверждена техническая документация на работы в период капитального ремонта; укомплектованы и приведены в исправное состояние инструмент, приспособления, такелажное оборудование и подъемно-транспортные механизмы; подготовлены рабочие места для ремонта, произведена планировка площадки с указанием размещения частей и деталей; укомплектованы и проинструктированы ремонтные бригады.

Установленное у Потребителя оборудование должно быть обеспечено запасными частями и материалами (пункт 1.6.10 ПТЭЭП).

Все работы, выполненные при капитальном ремонте основного электрооборудования, принимаются по акту, к которому должна быть приложена техническая документация по ремонту. Акты со всеми приложениями хранятся в паспортах оборудования. О работах, проведенных при ремонте остального электрооборудования и аппаратов, делается подробная запись в паспорте оборудования или в специальном ремонтном журнале (пункт 1.6.14 ПЭТЭЭП).

Пункт 1.8.3 ПТЭЭП предписывает, что все изменения в электроустановках, выполненные в процессе эксплуатации, должны своевременно отражаться на схемах и чертежах за подписью ответственного за электрохозяйство с указанием его должности и даты внесения изменения. Информация об изменениях в схемах должна доводиться до сведения всех работников, для которых обязательно знание этих схем, с записью в журнале учета работ по нарядам и распоряжениям.

Обозначения и номера на схемах должны соответствовать обозначениям и номерам, выполненным в натуре (пункт 1.8.4 ПТЭЭП).

Пунктом 1.8.6 ПТЭЭП определены места размещения схем электроснабжения.

Требования к документации на рабочих местах оперативного персонала (на подстанциях, в распределительных устройствах или в помещениях, отведенных для обслуживающего электроустановки персонала) регламентированы пунктом 1.8.9 ПТЭЭП.

Пунктом 2.1.8 ПТЭЭП установлено, что на баках трехфазных трансформаторов наружной установки должны быть указаны подстанционные номера. Трансформаторы и реакторы наружной установки окрашиваются в светлые тона краской, устойчивой к атмосферным воздействиям и воздействию трансформаторного масла.

Токоведущие части пускорегулирующих аппаратов и аппаратов защиты должны быть ограждены от случайных прикосновений. В специальных помещениях (электромашинных, щитовых, станций управления и т.п.) допускается открытая установка аппаратов без защитных кожухов. Все РУ (щиты, сборки и т.д.), установленные вне электропомещений, должны иметь запирающие устройства, препятствующие доступу в них работников не электротехнического персонала (пункт 2.2.4 ПТЭЭП).

Пунктом 2.2.9 ПТЭЭП установлено, что расстояния от токоведущих частей ОРУ до деревьев, высокого кустарника должны быть такими, чтобы была исключена возможность перекрытия.

Пункт 2.2.12 ПТЭЭП предписывает, что уровень масла в масляных выключателях, измерительных трансформаторах и вводах должен оставаться в пределах шкалы маслоуказателя при максимальной и минимальной температурах окружающего воздуха. Масло негерметичных вводов должно быть защищено от увлажнения и окисления.

Пунктом 2.2.21 ПТЭЭП указано, что в РУ должны находиться электрозащитные средства и средства индивидуальной защиты (в соответствии с нормами комплектования средствами защиты), защитные противопожарные и вспомогательные средства (песок, огнетушители) и средства для оказания первой помощи пострадавшим от несчастных случаев.

Порядок осмотра распределительных устройств (РУ) регламентирован в пункте 2.2.40 ПТЭЭП.

При эксплуатации ВЛ и токопроводов должны проводиться техническое обслуживание и ремонт, направленные на обеспечение их надежной работы, указаны виды работ при техническом обслуживании, капитальном ремонте, установлена периодичность ремонтов (пункт 2.3.7 ПТЭЭП).

Пунктом 2.3.11 ПТЭЭП установлен порядок осмотров ВЛ и токопроводов.

Конструктивные изменения опор и других элементов ВЛ и токопроводов, а также способа закрепления опор в грунте могут выполняться только при наличии технической документации (обоснования) и с письменного разрешения ответственного за электрохозяйство Потребителя (пункт 2.3.16 ПТЭЭП).

Трассу ВЛ необходимо периодически расчищать от кустарников и деревьев и содержать в безопасном в пожарном отношении состоянии; следует поддерживать установленную проектом ширину просек и проводить обрезку деревьев. Обрезку деревьев, растущих в непосредственной близости к проводам, производит Потребитель, эксплуатирующий ВЛ. Деревья, создающие угрозу падения на провода и опоры, должны быть вырублены с последующим уведомлением об этом организации, в ведении которой находятся насаждения (пункт 2.3.17 ПТЭЭП).

Пунктом 2.7.15 ПТЭЭП установлено, что на каждое находящееся в эксплуатации заземляющее устройство должен быть заведен паспорт; установлены требования к его содержанию и приложениям к нему.

Проверка состояния стационарного оборудования и электропроводки аварийного и рабочего освещения, испытание и измерение сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств должны проводиться при вводе сети электрического освещения в эксплуатацию, а в дальнейшем - по графику, утвержденному ответственным за электрохозяйство Потребителя, но не реже одного раза в три года. Результаты замеров оформляются актом (протоколом) в соответствии с нормами испытания электрооборудования (приложение 3) – пункт 2.2.17 ПТЭЭП.

Для обслуживания ТЭП должен быть выделен подготовленный персонал, имеющий соответствующую квалификационную группу по электробезопасности. Обслуживающий персонал в своих действиях должен руководствоваться требованиями инструкции по обслуживанию и эксплуатации ТЭП в соответствии с нормативными документами (пункт 3.3.9 ПТЭЭП).

Пункт 3.3.10 ПТЭЭП предписывает, что для каждого вида технического обслуживания и ремонта ТЭП должны быть определены сроки с учетом документации завода-изготовителя. Готовность к пуску ТЭП, продолжительность ее работы на холостом ходу или под нагрузкой, а также результаты осмотров и проверок работы станции должны оформляться в эксплуатационной документации (пункт 3.3.11 ПТЭЭП).

Пункты 3.6.2, 3.6.7 ПТЭЭП устанавливают периодичность, сроки и объем испытаний и измерений параметров электрооборудования электроустановок при капитальном ремонте, при текущем ремонте и при межремонтных испытаниях и измерениях.

Испытания и измерения должны проводиться по программам (методикам), утвержденным руководителем Потребителя и соответствующим требованиям утвержденных в установленном порядке (рекомендованных) документов, типовых методических указаний по испытаниям и измерениям. Программы должны предусматривать меры по обеспечению безопасного проведения работ (пункт 3.6.12 ПТЭЭП).

Приказом Минэнерго России от 8 июля 2002 № 204 утверждены Правила устройства электроустановок, издание 7 (далее ПУЭ изд. 7).

Пунктом 1.1.21 ПУЭ установлено, что электроустановки и связанные с ними конструкции должны быть стойкими в отношении воздействия окружающей среды или защищенными от этого воздействия.

Пункт 1.1.32 ПУЭ предписывает, что электроустановки по условиям электробезопасности разделяются на электроустановки напряжением до 1 кВ и электроустановки напряжением выше 1 кВ (по действующему значению напряжения). Безопасность обслуживающего персонала и посторонних лиц должна обеспечиваться выполнением мер защиты, предусмотренных в гл. 1.7, а также мероприятий, указанных в настоящем пункте. Открытая проводящая часть - доступная прикосновению проводящая часть электроустановки, нормально не находящаяся под напряжением, но которая может оказаться под напряжением при повреждении основной изоляции (пункт 1.7.9 ПУЭ изд. 7).

Пунктом 1.7.100 ПУЭ изд.7 установлены правила заземления.

Приказом Минэнерго России от 20 мая 2003 г. № 187 в дополнение к седьмому изданию Правил устройства электроустановок утверждены главы 2.4 и 2.5 (введены в действие с 1 октября 2003).

Пункт 2.4.7 ПУЭ предписывает, что на опорах ВЛ на высоте не менее 2 м от земли через 250 м на магистрали ВЛ должны быть установлены (нанесены): порядковый номер опоры; плакаты, на которых указаны расстояния от опоры ВЛ до кабельной линии связи (на опорах, установленных на расстоянии менее 4 м до кабелей связи), ширина охранной зоны и телефон владельца ВЛ.

Пунктом 2.4.8 ПУЭ изд. 7 установлены расстояния от проводов до зеленых насаждений.

В пункте 2.5.23 ПУЭ изд. 7 содержатся требования к постоянным знакам, подлежащим нанесению на опорах ВЛ.

Приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 261 утверждена Инструкция по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, которая содержит классификацию и перечень средств защиты для работ в электроустановках, требования к их испытаниям, содержанию и применению (далее Инструкция).

Пунктом 1.1.6 Инструкции установлены виды электрозащитных средств.

Персонал, проводящий работы в электроустановках, должен быть обеспечен всеми необходимыми средствами защиты, обучен правилам применения и обязан пользоваться ими для обеспечения безопасности работ. Средства защиты должны находиться в качестве инвентарных в помещениях электроустановок или входить в инвентарное имущество выездных бригад. Средства защиты могут также выдаваться для индивидуального пользования (пункт 1.2.1 Инструкции).

В эксплуатации средства защиты подвергают эксплуатационным очередным и внеочередным испытаниям (после падения, ремонта, замены каких-либо деталей, при наличии признаков неисправности). Нормы эксплуатационных испытаний и сроки их проведения приведены в Приложениях 6 и (пункт 1.5.2 Инструкции).

Как следует из материалов дела, Индивидуальный предприниматель Суханов О.Н. зарегистрирован в ЕГРИП и осуществляет предпринимательскую деятельность, дополнительными видами деятельности является производство и распределение электроэнергии.

В соответствии с договором аренды от 20 декабря 2016 года, заключенным между администрацией Суйгинского сельского поселения (арендодатель) и ИП Сухановым О.Н. (арендатор), заявителю передана в аренду дизельная электростанция общей площадью 105,6 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, в договоре указано наличие элементов электростанции, их технические характеристики, даты ввода в эксплуатацию и техническое состояние.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой района 29.06.2020 с привлечением специалиста Сибирского управления Ростехнадзора, в деятельности ИП Суханова О.Н. при эксплуатации энергоустановок по адресу: <адрес>, выявлены следующие нарушения законодательства:

1. не назначены приказом лицо, ответственное за электрохозяйство, и его заместитель, прошедшие проверку знаний, норм и правил в объеме V группы по электробезопасности в комиссии Ростехнадзора, что является нарушением пунктов 1.2.3, 1.2.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6 (далее ПТЭЭП);

2. ИП Суханов О.Н. не укомплектовал в полном объеме соответствующим по квалификации электротехническим персоналом (нарушены пункты 1.2.1, 1.3.9 ПТЭЭП);

3. отсутствует однолинейная схема первичных электрических соединений (нарушены пункты 1.5.18, 1.8.3, 1.8.4, 1.8.6, 1.8.9 ПТЭЭП);

4. не составлен перечень работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации (нарушен пункт 1.8.9 ПТЭЭП);

5. отсутствует проверка знаний норм и правил работы в электроустановках у электротехнического персонала (нарушены пункты 1.4.1, 1.4.20, 1.4.30, 1.4.31 ПТЭЭП);

6. не предоставлены паспорта заземляющих устройств ДЭС, 4ТП (нарушен пункт 2.7.15 ПТЭЭП);

7. не проведены в полном объеме профилактические испытания всех электроустановок лабораторией, зарегистрированной в Ростехнадзоре (нарушены пункты 2.12.17, 3.6.2, 3.6.7, 3.6.12, прил. 28 ПТЭЭП);

8. не обеспечен электротехнический персонал испытанными средствами защиты (нарушен пункт 2.2.21 ПТЭЭП, пункт 1.2.1 Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 №261);

9. ремонтный участок не обеспечен запасными частями и материалами (нарушены пункты 1.3.9, 1.6.9, 1.6.10 ПТЭЭП);

10. не проводится техническое диагностирование электроустановок (ДЭС, 4ТП, ВЛ-10/0,4 кВ) - нарушен пункт 1.6.6 ПТЭЭП;

11. отсутствуют сведения о проведении ремонтов ДЭС, 4ТП, ВЛ-10/0,4 кВ (нарушен пункт 1.6.14 ПТЭЭП);

12. не проведено техническое освидетельствование электрооборудования (ДЭС, 4 ТП) – нарушен пункт 1.6.7 ПТЭЭП;

13. трансформаторы ТП № 3, № 4 наружной установки не окрашены светлой краской, устойчивой к атмосферным воздействиям и трансформаторному маслу (ТП ржавые) нарушены пункты 2.1.8, 2.2.40 ПТЭЭП;

14. не соответствует требованиям Правил способ присоединения электроустановки 4 ТП к заземляющему устройству (один заземляющий проводник) - нарушен пункт 1.7.100 изд. 7 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204 (далее - ПУЭ);

15. на опорах ВЛ-10/0,4 кВ отсутствуют: порядковый номер опоры, номер ВЛ, плакаты и знаки безопасности (нарушены пункты 2.4.7, 2.5.23 ПУЭ);

16. не предоставлен проект воздушных линий ВЛ-10/0,4 кВ (с указанием конструктивного исполнения деревянных опор с ж/б приставками) – нарушен пункт 2.3.16 ПТЭЭП;

17. ВЛ-0,4 кВ, отходящие от ТП № 3, 4(5), а также ВЛ-10 кВ (ввода данных ТП), не имеют порядкового номера опоры, номера ВЛ, плакатов и знаков безопасности (нарушены пункты 2.4.7., 2.5.23 ПУЭ изд.7, пункт 2.3.11 ПТЭЭП);

18. на ВЛ-10/0,4кВ отсутствуют замеры стрел провеса и расстояний от проводов до земли и объектов (нарушен пункт 2.3.11 ПТЭЭП);

19. загнивание опор ВЛ-0,4кВ (сильное загнивание около и напротив дома № 59) от ТП №3, 4(5) - нарушен пункт 2.3.11 ПТЭЭП;

20. неизолированные провода опоры ВЛ-0,4кВ (напротив дома № 59) проходят через березу (нарушен пункт 2.3.17 ПТЭЭП, пункт 2.4.8 ПУЭ изд.7);

21. в недопустимых пределах наклон опор ВЛ-0,4кВ, отходящих от ТП №3, 4(5) – нарушен пункт 2.3.11 ПТЭЭП;

22. разрушение приставки опоры ВЛ-0,4кВ (около магазина напротив администрации Суйгинского сельского поселения) с оголением арматуры, - нарушен пункт 2.3.11 ПТЭЭП;

23. капитальный ремонт указанных ВЛ-0,4кВ не проводился более 5 лет (нарушен пункт 2.3.7 ПТЭЭП);

24. протекание кровли (следы воды по стенам и потолку) в помещении машинного зала над энергооборудованием дизельной генераторной установки (далее - ДГУ) - нарушен пункт 2.2.40 ПТЭЭП;

25. ДГУ Olimpian GEN-250-4 и ДГУ Caterpillar С-15 - следы капельной течи моторного масла; ДГУ Caterpillar 3406В - капельная течь моторного масла (нарушен пункт 2.2.40 ПТЭЭП);

26. для обслуживания ДГУ отсутствует подготовленный персонал, имеющий соответствующую квалификационную группу по электробезопасности (нарушен пункт 3.3.9 ПТЭЭП);

27. отсутствует эксплуатационная документация, графики осмотра ДГУ (нарушены пункты 3.3.10, 3.3.11 ПТЭЭП);

28. персонал, обслуживающий электроустановки ДГУ, не укомплектован электрозащитными средствами в полном объеме согласно норм комплектования (нарушены пункты 1.2.2 ПТЭЭП; пункты 1.1.6, 1.5.2 Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 261);

29. подвержен сильной коррозии шкаф РУ-0,4кВ трансформатора ТП №4(5) – нарушен пункт 2.2.40 ПТЭЭП;

30. расстояние от токоведущих частей ТП№3 до деревьев в пределах возможного перекрытия (нарушен пункт 2.2.9 ПТЭЭП);

31. уровень масла в расширителе ТП №3 не просматривается, отсутствует шкала (нарушен пункт 2.2.12 ПТЭЭП);

32. следы подтекания трансформаторного масла на баке ТП №3 (нарушен пункт 2.2.4 ПТЭЭП);

33. горизонтальный заземлитель заземляющего устройства ТП №3 не заглублен на глубину 0,5 м (расположение поверх земли) – нарушен пункт 1.7.98 ПУЭ);

34. к смотровым площадкам ТП №2,3,4(5) приварены металлические лестницы, открыт доступ до токоведущих частей (нарушен пункт 1.1.32 ПУЭ);

35. конструкция деревянной площадки обслуживания электрооборудования ТП №2 подвержена воздействию окружающей среды и не защищена от этого воздействия (загнивание досок площадки) – нарушен пункт 1.1.21 ПУЭ.

В ходе рассмотрения дела судьей первой инстанции из объема вменяемых Суханову О.Н. нарушений исключен пункт 23 о неисполнении обязанности проводить капитальный ремонт ВЛ-0,4кВ, поскольку обязанность проводить капитальный ремонт электростанции возложена по договору на арендодателя – Администрацию Суйгинского сельского поселения.

В остальной части судья признал указанные нарушения установленными и привлек Суханова О.Н. к административной ответственности по статье 9.11 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, которым судьей районного суда в соответствии с требованиями статей 24.1, 26.11 КоАП РФ дана надлежащая оценка, и на основании полного и всестороннего их анализа установлены все юридически значимые обстоятельства совершения правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Основные доводы жалобы ИП Суханова О.Н. основаны на том, что имущество передано ему в состоянии, требующем ремонта, без документов, обязанность арендодателя по проведению капитального ремонта не исполняется.

В соответствии с условиями договора аренды, заключенного между ИП Сухановым О.Н. и Администрацией Суйгинского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ, целевое назначение арендуемого имущества – для оказания услуг по поставке электрической энергии для Суйгинского сельского поселения (пункт 1.2 договора).

В соответствии с пунктом 2.4 договора и актом приема-передачи дизельной электростанции № 1 от 20 декабря 2016 г. электростанция передана в аренду в составе оборудования, часть из которого находится в рабочем состоянии, часть требует капитального ремонта. Актом № 2 от 10 января 2017 зафиксирована передача ИП Суханову О.Н. дополнительного оборудования (2 емкости).

Из материалов дела следует, что дизельная электростанция эксплуатируется ИП Сухановым О.Н. по назначению, поставляет электроэнергию объектам поселения.

Согласно условий договора арендатор самостоятельно заключает договоры электроснабжения и другие подобные договоры, необходимые для эксплуатации арендуемого имущества (пункт 3.2.11 договора).

В силу раздела 5 договора Программа использования арендуемого по настоящему договору имущества утверждается в установленном порядке. Отчетность об исполнении Программы предоставляется в порядке, установленном Программой. Капитальный ремонт, реконструкции, модернизацию, восстановление, техническое перевооружение, иные неотделимые улучшения арендуемого имущества арендатор вправе производить с согласия арендодателя в соответствии с утвержденной программой. Капитальный ремонт является обязанностью арендодателя, а текущий ремонт обязанность арендатора. Капитальный и текущий ремонты должны осуществляться сторонами в установленные сроки согласно законодательства РФ. Сервисное и техническое обслуживание арендуемого оборудования является обязанностью арендатора и должно осуществляться в установленные сроки и в установленном порядке.

Соглашаюсь с выводами судьи об исключении из объема обвинения пункта 23, которым вменено нарушение в виде отсутствия капитального ремонта более 5 лет, поскольку обязанность по проведению капитального ремонта договором аренды возложена на арендодателя, кроме того, имущество находится в аренде менее 5 лет.

Вместе с тем доводы о том, что ряд нарушений также фактически сводятся к капитальному ремонту, не принимаю. Электростанция эксплуатируется Сухановым О.Н. длительное время и принята в эксплуатацию без технических документов; при этом каких-либо доказательств, подтверждающих принятие мер к восстановлению документов, истребованию документации у арендодателя материалы дела не содержат. Письменные обращения к арендодателю имели место после проведенной проверки. Нарушения, связанные с технической эксплуатацией, текущим ремонтом, поддержанием оборудования в рабочем состоянии для целей, для которых оборудование предназначено исходя из договора аренды, законодательства, регулирующего арендные отношения, выявлены в период эксплуатации дизельной электростанции арендатором, и влекут административную ответственность, основания для освобождения от которой не усматриваю.

В соответствии с положениями статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Применительно к конкретным обстоятельствам дела полагаю, что у Суханова О.Н. имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Имеющиеся в материалах дела документы – обращения к администрации сельского поселения, в департамент по тарифам, в прокуратуру имели место после проведения проверки. Вместе с тем, в апреле 2019 г. в отношении ИП Суханова О.Н. проводилась проверка эксплуатации той же дизельной электростанции специалистами Томского отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением Сибирского управления Ростехнадзора, в ходе которой были выявлены аналогичные нарушения.

Кроме того, как следует из содержания договора сторонами должна быть согласована программа использования арендуемого имущества, в которой предусматривается возможность капитального ремонта, реконструкции, модернизации, восстановления, технического перевооружения, однако сведения о наличии таких соглашений в материалы дела не представлены. Вместе с тем договором на арендатора возложена обязанность обеспечить эксплуатацию имущества и закреплено право арендатора заключать необходимые договоры для эксплуатации, обязанность соблюдения требования законодательства при эксплуатации энергоустановок возложена на арендатора вышеназванными требованиями нормативных документов.

Доводы о том, что нарушения, предусмотренные пунктами 11, 15, 16, 17, 18-22, 24, 25 постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, относятся к капитальному ремонту, не принимаю. Законодательство об энергоустановках не дает понятия капитального или текущего ремонта, вместе с тем, вмененные нарушения связаны с эксплуатацией оборудования и необходимостью поддержания его в рабочем состоянии, при этом каких-либо сведений о текущем ремонте, принятых мерах для поддержания состояния существующих опор, нанесения на них порядковых номеров, номеров ВЛ, плакатов и знаков безопасности, ремонте кровли с исключением протечек (а не полной замене кровли), не представлено.

Отсутствие технической документации не препятствовало Суханову О.Н. на получение имущества в аренду, при этом в течение длительного времени каких-либо мер по восстановлению, истребованию документации не предпринято.

Таким образом, учитывая представленные документы и доводы заявителя, полагаю, что эксплуатация имущества с соблюдением правил и норм, регулирующих эксплуатацию энергоустановок, является обязанностью арендатора.

Вопреки доводам жалобы, срок давности привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, составляет 1 год и не нарушен.

Ссылки заявителя на нарушения при проведении прокурорской проверки не принимаю. Проверка проведена с соблюдением положений статей 6, 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202-1 от 17.01.1992, на основании решения прокурора Молчановского района Томской области. Порядок организации и проведения проверок, предусмотренный Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при осуществлении прокурорского надзора не применяется.

Доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность вынесенного постановления и направлены на переоценку доказательств, которые всесторонне, объективно и полно были исследованы судьей районного суда. Неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу лица, привлекаемого к ответственности, в материалах дела не содержится.

Постановление судьи районного суда соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ. При производстве по делу об административном правонарушении судьей были соблюдены требования закона о всестороннем, объективном и правильном рассмотрении дела. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Наказание назначено с учетом всех обстоятельств дела, характера правонарушения, личности виновного, смягчающих и отягчающих обстоятельств, целей и задач административного наказания, в минимальных пределах санкции статьи.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Новосибирского районного суда Новосибирской области от 23 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ИП Суханова О.Н. оставить без изменения, жалобу ИП Суханова О.Н. — без удовлетворения.

Судья подпись Ю.А. Конева

копия верна: судья Новосибирского областного суда __________