ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7А-443/17 от 14.11.2017 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Бортникова Е.И. Дело № 7а-443/2017

Р Е Ш Е Н И Е

14 ноября 2017 г. г. Новосибирск

Судья Новосибирского областного суда Конева Ю.А., при секретаре Высоцкой И.Ш., рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу ЗАО «Авиапредприятие «Ельцовка» на постановление судьи Дзержинского районного суда города Новосибирска от 22 сентября 2017 года, которым ЗАО «Авиапредприятие «Ельцовка» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заслушав защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, Гыцу Н.И., представителя должностного лица УГАН НОТБ СФО Ространснадзора Шишлаковой Е.А., судья

у с т а н о в и л:

4 августа 2017 г. заместителем начальника отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Полохиным Н.С. составлен протокол в отношении ЗАО «Авиапредприятие «Ельцовка» по части 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и материалы направлены в Дзержинский районный суд города Новосибирска для рассмотрения по существу.

Постановлением судьи Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 22 сентября 2017 года ЗАО «Авиапредприятие «Ельцовка» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.15.1 КоАП РФ, за которое ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, защитник ЗАО «Авиапредприятие «Ельцовка» обратился с жалобой в Новосибирской областной суд в порядке статьи 30.1 КоАП РФ, в которой просит постановление Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 22 сентября 2017 года изменить, производство по делу прекратить в части нарушения пунктов 5.24, 5.25, 30.2.1 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, что вызвано объективной невозможностью оснастить воздушные судна техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, организовать накопление, обработку и хранение в электронном виде данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности и передачу указанных данных в соответствии с установленным порядком.

Судом не приняты во внимание доводы общества о том, что все предполагаемые к размещению на борту воздушного суда приборы и оборудование должны быть разработаны, испытаны и утверждены организацией-разработчиком конкретного типа воздушного судна, установка указанных в предписании технических средств невозможна, поскольку будет являться неправомерным изменением конструкции воздушного судна.

Таким образом, на момент составления протокола 4.08.2017 г. не была разработана вся нормативная база, необходимая для исполнения Требований по обеспечению транспортной безопасности, что означает отсутствие у общества объективной возможности выполнить требования, для которых такая база отсутствует.

Просит изменить мотивировочную часть постановления по делу об административном правонарушении от 22.09.2017 г., исключив указания на данные нарушения, производство в этой части прекратить.

Жалоба подана в установленный законом срок, препятствий для ее рассмотрения не усматривается. Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно статье 1 Федерального закона РФ от 09.02.2007 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Объекты транспортной инфраструктуры представляют собой технологический комплекс, включающий в себя, в том числе, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств. Субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона РФ от 09.02.2007 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона РФ от 09.02.2007 16-ФЗ "О транспортной безопасности" субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденные Приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 40 определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта (пункт 2 Требований).

Как следует из протокола об административном правонарушении и акта проверки ЗАО «Авиапредприятие «Ельцовка» от 21.07.2017 г. № 2017-206 на предприятии:

-к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей персонала, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности на транспортных средствах, к исполнению обязанностей по защите транспортных средств от актов незаконного вмешательства привлекаются сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности, не аттестованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5.14 Требований);

-не созданы посты (пункты) управления обеспечением транспортной безопасности для управления и связи, обеспечивающие взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности ТС, так и с силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ или ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие (п. 5.23 Требований);

-не обеспечено круглосуточное непрерывное функционирование постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности ТС, а также накопление, обработка и хранение в электронном виде данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности и передача указанных данных в соответствии с установленным порядком уполномоченным подразделениям федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориальные управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности (п. 5.24 Требований);

-не обеспечено видеонаблюдение за действиями сил транспортной безопасности на постах (пунктах) управления обеспечением транспортной безопасности ТС (п. 5.25 Требований);

-транспортные средства не оснащены техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими выявление проникновения подготовленного нарушителя на ТС и к критическим элементам ТС (п. 30.2.1 Требований).

Административная ответственность по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ предусмотрена за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния. Частью 2 статьи 11.15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.

При рассмотрении дела судья районного суда квалифицировал действия ЗАО «Авиапредприятие «Ельцовка» по части 2 статьи 11.15.1 КоАП РФ. При этом исходил из того, что факт совершения административного правонарушения и виновность ЗАО «Авиапредприятие «Ельцовка» подтверждены совокупностью доказательств: распоряжением УГАН НОТБ СФО Ространснадзора от 20.06.2017 г. № 206-р о проведении внеплановой выездной проверки, актом проверки от 21 июля 2017 г., постановлением о назначении административного наказания в отношении ЗАО «Авиапредприятие «Ельцовка» от 11.01.2017 г. по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, протоколом об административном правонарушении.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ЗАО «Авиапредприятие «Ельцовка» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.15.1 КоАП РФ.

Выводы судьи районного суда нахожу законными и обоснованными частично.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

ЗАО «Авиапредприятие «Ельцовка» является коммерческой организацией, целью деятельности которой является осуществление и обеспечение воздушных перевозок пассажиров, грузов, багажа и почты, выполнение авиационных работ с использованием полетов воздушных судов, оказание аэропортовых услуг, обеспечение испытательных полетов воздушных судов экспериментальной и государственной авиации, юридическое лицо эксплуатирует на законном основании воздушные суда.

В силу пункта 4 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта они являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС.

В нарушение положений пункта 5.14 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта в ЗАО «Авиапредприятие «Ельцовка» допускаются к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, а также привлечены к исполнению обязанностей по защите ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности сотрудники, не аттестованные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данные обстоятельства подтверждены актом проверки, пояснениями юридического лица, представитель которого подтвердил, что командиры воздушных судов, а также заместитель директора по транспортной безопасности, выполняющие указанные функции, до настоящего времени не аттестованы.

Постановление суда в этой части законно и обоснованно, подтверждено совокупностью относимых и допустимых доказательств.

Что касается нарушений пунктов 5.23, 5.24, 5.25, 30.2.1 Требований, то полагаю, что заслуживают внимания доводы юридического лица об отсутствии вины в указанных нарушениях, поскольку юридическим лицом приняты все зависящие от него меры по исполнению указанных требований, однако требования не исполнены по независящим от юридического лица причинам.

В силу пункта 5.8 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и /или ТС.

Федеральным агентством воздушного транспорта (ФАВТ) в 2016 г. План обеспечения транспортной безопасности ЗАО «Авиапредприятие «Ельцовка» утвержден. В соответствии с указанным планом пункт 5.23 Требований выполнен, до принятия нормативно-правовых актов в качестве поста управления на период эксплуатации (полета) используется кабина членов экипажа, оснащенная средствами связи; пункты 5.24, 5.25, 30.2.1 требований - не применимо.

Исходя из содержания пунктов Требований, нарушение которых вменяется обществу, на воздушных судах, используемых обществом, необходимо обеспечить круглосуточное функционирование пункта управления обеспечением транспортной безопасности. Таким пунктом управления в силу Плана обеспечения транспортной безопасности является кабина членов экипажа, оснащенная средствами связи, на период эксплуатации (полета). Возможность установки и подключения дополнительного оборудования, оснащения воздушного судна техническими средствами транспортной безопасности, обеспечивающими видеообнаружение объектов видеонаблюдения в кабине ТС, видеомониторинг объектов видеонаблюдения в салоне воздушных судов, а также обеспечение передачи видеоизображения связаны с вмешательством в конструкцию воздушного судна. При этом доводам общества о невозможности модифицировать конструкцию воздушных судов без установленной процедуры согласования не дано никакой оценки.

Программа авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации, утвержденная Приказом Минтранса Российской Федерации от 18.04.2008 № 62 содержит требование о необходимости сертификации на соответствие требованиям авиационной безопасности в Российской Федерации технических средств авиационной безопасности (пункт 126). Аналогичные требования содержатся в статье 8 Воздушного кодекса РФ, в силу которой бортовое авиационное оборудование гражданских воздушных судов подлежит обязательной сертификации.

В соответствии с ответами АО «Московский вертолетный завод им М.В.Миля» установка любого дополнительного оборудования, в том числе технических средств видеонаблюдения, связанного с вмешательством в конструкцию вертолета и его системы, выполняется по документации разработчика, который устанавливает его на вертолет, производит, при необходимости, типовые испытания, и выпускает бюллетень на установку дополнительного оборудования, по согласованию с УПЛГ Росавиации, оборудование должно иметь сертификат годности комплектующего изделия. Бюллетени, предусматривающие оснащение вертолетов МИ-8 техническими средствами, обеспечивающими видеообнаружение объектов видеонаблюдения в кабине вертолета и на путях прохода в салон (кабину), а также передачу видеоизображения в соответствии с порядком передачи данных с инженерно-технических систем в реальном времени не выпускались.

Ответом ФКУ «Научно-производственное объединение «Специальная техника и связь» на письмо ЗАО «Авиапредприятие «Ельцовка» от 28.09.2017 г. сообщено о завершении процедуры обязательной сертификации ряда изделий в отношении систем и средств сигнализации, контроля доступа, видеонаблюдения, аудио-, видеозаписи, информация по изделиям, по которым будут выданы сертификаты соответствия, будет размещена на официальном сайте. Письмом ФГБУ Отраслевого центра мониторинга и развития в сфере инфокоммуникационных технологий от 16.10.2017 г. подтверждено, что серийно выпускаемые производителями технические средства связи, приема и передачи информации для вертолетов типа Ми-8, прошедшие процедуру обязательной сертификации и имеющие сертификат соответствия в сфере транспортной безопасности, отсутствуют.

Исходя из указанных доказательств, для исполнения вменяемых обществу нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности, необходимо оснастить транспортные средства сертифицированными средствами авиационной безопасности.

Полагаю, что обществом представлены доказательства наличия объективных причин, препятствующих фактической реализации возложенных на юридическое лицо обязанностей. Обществом приняты меры по обеспечению наличия Плана транспортной безопасности, который утвержден Федеральным агентством воздушного транспорта и в котором указано о выполнении п. 5.23 Требований и неприменении к воздушным судам ЗАО «Авиапредприятие «Ельцовка» п.п. 5.24, 5.25, 30.2.1 Требований, а также приняты меры к истребованию сведений о наличии сертифицированных средств авиационной безопасности для установки их на воздушные суда. Таким образом, нарушение указанных пунктов требований подлежит исключению из объема вменяемых обществу нарушений.

В остальной части жалоба не содержит доводов, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, нарушений норм материального и процессуального права не установлено. Наказание назначено в минимальных пределах санкции статьи, с применением положений статей 3.1, 4.1 КоАП РФ, является соразмерным и справедливым.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Постановление судьи Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 22 сентября 2017 года о привлечении ЗАО «Авиапредприятие «Ельцовка» к административной ответственности по части 2 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить: исключить из объема вмененных обществу нарушений указание на нарушения пунктов 5.23, 5.24, 5.25, 30.2.1 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденных Приказом Минтранса России от 8.02.2011 г. № 40.

В остальной части судебное постановление оставить без изменения.

Жалобу ЗАО «Авиапредприятие «Ельцовка» - частично удовлетворить.

Судья Ю.А.Конева