Судья Витюк В.В. Дело № 7а-44/2015 г.
РЕШЕНИЕ
17 февраля 2015 года город Новосибирск
Судья Новосибирского областного суда Никитина Г.Н.
при секретаре Демкиной О.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе представителя ООО «Рента С» на постановление судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 24 ноября 2014 года,
установил:
В период времени с 27-29 августа 2014 года сотрудниками Управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области проведена внеплановая проверка, в результате которой выявлены нарушения режима использования земель в границах территории объекта культурного наследия регионального значения «Контора Госэлектросиндиката», расположенного по адресу: <адрес> и несоблюдения ограничений, установленных в границах зоны охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения № 1, допущенные при строительстве объекта капитального строительства- подземно-надземной автостоянки с помещениями общественного назначения по адресу: <адрес> ( застройщик и собственник земельных участков ООО «Рента С»), на земельных участках с кадастровыми номерами №, № выразившиеся в размещении строящегося объекта капитального строительства частично на территории (в границах территории) объекта культурного наследия площадью 2 кв. м. и частично на территории (в границах территории) охранной зоны объекта культурного наследия федерального и регионального значения № 1(«Контора Госэлектросиндиката»), площадью 157 кв. м., нарушая режим использования территории объекта культурного наследия, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 18.06. 2012 года № 292—п, и режим использования земель и градостроительные регламенты охранной зоны объектов культурного наследия федерального и регионального значения № 1, утвержденные постановлением администрации Новосибирской области от 15.02.2010 № 46-па, которые запрещают строительство в охранной зоне объекта культурного наследия, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение или восстановление (регенерацию) историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия, а также проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника, за исключением работ по сохранению памятника и\или его территории, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника и не создающей угрозы их повреждения или уничтожения.
По окончании производства административного расследования должностным лицом Управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области 01.09.2014 года был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ООО «Рента С».
Постановлением судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 24 ноября 2014 года ООО «Рента С» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с данным постановлением, представитель ООО «Рента С» подал жалобу в порядке ст. 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в Новосибирский областной суд, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения. В обоснование доводов жалобы указывают, что границы территории ОКН и зон охраны были разработаны и утверждены без учета разрешенного и фактически сложившегося порядка использования смежных с ОКН земельных участков и прав землепользователей, что привело к неправомерному распространению территории ОКН и особого режима использования земель и градостроительного регламента в границах охранной зоны на смежные земельные участки, в том числе принадлежащий ООО «Рента С» и вызвало объективную необходимость корректировки утвержденных границ. В настоящее время ГАУ НСО НПЦ занимается разработкой проекта корректировки зон охраны объектов культурного наследия, между тем данное обстоятельство не было учтено судом. Также суд не учел, что ООО «Рента С» осуществляет строительство в границах принадлежащего ему на праве собственности земельного участка на основании выданного в установленном порядке и действующего до настоящего времени разрешения на строительство в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы. Кроме того, на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в установленном порядке получено соответствующее разрешение –Постановление мэрии города Новосибирска № от 22.08.2012 г.. Осуществление строительства с какими-либо отступлениями от проектной и разрешительной документации в судебном заседании установлено не было. Кроме того, сведения об охранной зоне объектов культурного наследия федерального и регионального значения № был внесены в государственный кадастр недвижимости 17.01.2012 г., а в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности сведения о зонах с особыми условиями использования территорий отсутствуют до настоящего времени.
Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях десятидневный срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, выслушав представителей ООО «Рента С» - КСП, КВИ, поддержавших доводы жалобы, возражения представителя административного органа- ЕВК, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
Судья районного суда признавая виновным ООО «Рента С» исходил из того, что на основании представленных доказательств установлено, что в результате ведения строительства объекта капитального строительства были нарушены требования, которыми установлен режим использования территории объекта культурного наследия, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 18.06.2012 № 293-п и режим использования земель и градостроительные регламенты охранной зоны объектов культурного наследия федерального и регионального значения № 1, утвержденные постановлением администрации Новосибирской области от 15.02.2010 г. № 46-па.
С данным выводом судьи районного суда согласиться нельзя в силу следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить на принадлежащем ему земельном участке жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно статье 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным этим Кодексом, федеральными законами.
Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.
Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Из материалов дела следует, что ООО «Рента С» является собственником земельного участка площадью 535 кв.м, с кадастровым номером №, и земельного участка площадью 1677 кв.м, с кадастровым номером № что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права № и № от 18.10.2012 г. соответственно. В ходе рассмотрения настоящего дела зарегистрированные в соответствии с требованиями статьи 56 ЗК РФ и Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ограничения прав ООО «Рента С» не установлены.
Постановлением от 23.07.2012 года № «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по Красному проспекту в Центральном районе» утвержден градостроительный план из земель населенных пунктов площадью 2212 кв. м., предназначенный для строительства подземно-надземной автостоянки с помещениями общественного назначения.
На основании разрешения на строительство № от 09.12.2010 г., № от 16.02.2012 г., с изменениями № от 27.08.2013 г., ООО «Рента С» осуществляет строительство подземно-надземной автостоянки с помещениями общественного назначения, расположенного по адресу: <адрес>
На смежном земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, расположено здание «Контора «Госэлектросиндиката», являющееся объектом культурного наследия регионального значения. Данный ОКН был принят на государственную охрану Постановлением главы администрации Новосибирской области от 18.12.2000 № (регистрационный номер в едином государственном реестре объектов культурного наследия №).
Согласно постановлению мэрии г. Новосибирска от 22.08.2012 г. № «О предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства» ООО «Рента С» изменены минимальные отступы от границ земельного участка, за пределами которого запрещено строительство, а также увеличен с 70% до 91% максимальный процент застройки.
Выданные в установленном порядке разрешение на строительство № от 09.12.2010 г., на основании которого ООО «Рента С» осуществляет строительство, действия мэрии города Новосибирска по его выдаче, равно как и Постановление мэрии города Новосибирска № от 22.08.2012 г. «О предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства», Постановление мэрии города Новосибирска от 23.07.2012 года № «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по Красному проспекту в Центральном районе» до настоящего времени никем не оспорены, являются действующими. При этом необходимо отметить, что разрешение на строительство было выдано ООО «Рента С» 09.12.2010 г., в то время как Постановление Правительства Новосибирской области N 293-п «Об утверждении границ и режимов использования территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Новосибирска», которым утверждены границы территории ОКН, было принято только 18.06.2012 г.. Между тем, данные обстоятельства не получили должной правовой оценки при вынесении решения.
Кроме того, согласно исходящему письму Управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области № от 26.04.2010 г. о выполнении требований в сфере охраны объектов культурного наследия, проектная документация, в соответствии с которой ООО «Рента С» осуществляет строительство, выполнена в соответствии с режимами использования земель и градостроительными регламентами в границах регулирования застройки и хозяйственной деятельности №, утвержденными Постановлением администрации Новосибирской области от 15.02.2010 № а не в границах охранной зоны объектов культурного наследия федерального и регионального значения №1, утвержденных этим же Постановлением, и не в границах территории ОКН, утвержденных Постановлением Правительства Новосибирской области от 18.06.2012 N 293-п.
При этом, доказательств осуществления строительства с какими-либо отступлениями от проектной и разрешительной документации суду представлено не было. Доказательств того, что последующие разрешения на строительство продлевались юридическому лицу на основании все того же письма Управления по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области № от 26.04.2010 г. уже на измененный проект, суду не представлено.
Кроме того, согласно выводам положительного заключения государственной экспертизы № от 16 ноября 2012 года проектная документация «Подземно-надземная автостоянка с помещениями общественного назначения и реконструкция пристройки с помещениями общественного назначения по Красному Проспекту, 17 в Центральном районе с надстройкой дополнительного объема. Подземно-надземная автостоянка с помещениями общественного назначения, шифр № с учетом внесенных по замечаниям изменений и дополнений соответствует требованиям нормативных технических документов и результатам инженерных взысканий. Данному документу не дана правовая оценка при вынесении решения.
Статьей 34 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Охранная зона объекта культурного наследия представляет собой территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
В соответствии Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2008 года N 315 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде.
Суд не принял доводы представителей юридического лица об не информированности об этих зонах и границах, ссылаясь на градостроительный план земельного участка, между тем суд не учел следующее.
Действительно, Постановление Правительства Новосибирской области N 293-п от 18.06.2012 г. «Об утверждении границ и режимов использования территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Новосибирска», и Постановление администрации Новосибирской области от 15.02.2010 N 46-па «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Новосибирска, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон охраны» были опубликованы в издании «Советская Сибирь» N 122 от 10.07.2012 г. и N 36 от 02.03.2010 г. соответственно без приложений, которые содержали описание границ территории ОКН и зон охраны ОКН.
Согласно пункту 18 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2008 года N 315 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", сведения о наличии зон охраны объекта культурного наследия вносятся в установленном порядке в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и в установленном порядке представляются в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший в пределах своей компетенции акт, которым устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 и 10 этого Федерального закона сведения, в том числе сведения об индивидуальных обозначениях (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон, описании местоположения границ таких зон, наименовании органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, реквизитах решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений, содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.
Информация об утвержденных границах зон охраны объекта культурного наследия, режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон в обязательном порядке размещается в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
Утвержденные границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон обязательно учитываются и отображаются в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории (в случае необходимости в указанные документы вносятся изменения в установленном порядке) (пункт 20 названного выше Положения).
Согласно пункту 26 этого Положения правообладатели земельных участков, объектов капитального строительства или их частей в случае, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон, вправе оспорить решение об их утверждении и (или) соответствующий проект зон охраны объекта культурного наследия в судебном порядке.
Согласно письма мэрии города Новосибирска от 13.11.2014 года о предоставлении информации о зоне охраны объекта культурного наследия регионального значения «Контора Госэлектросиндиката», расположенного по адресу: <адрес>, сведения о зонах с особыми условиями использования территорий в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Новосибирска отсутствует.
Представитель административного органа в подтверждение вины юридического лица ссылается на градостроительный план земельного участка, на котором осуществляется строительство, из которого следует, что земельный участок расположен в охранной зоне, между тем границы этой охранной зоны план не содержит. Других доказательств, свидетельствующих о том, что застройщику- собственнику земельного участка было достоверно известно о границах объекта культурного наследия, о границах охранной зоны данного объекта, однако в нарушение данных границ осуществлялось строительство, суду не представлено.
Таким образом, не представляется возможным сделать однозначный вывод о виновности ООО «Рента С» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
С учетом изложенного на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление от 24 ноября 2014 о привлечении ООО «Рента С» к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат отмене за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 24 ноября 2014 года о привлечении ООО «Рента С» к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить.
Судья Никитина Г.Н.