ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7А-453/19 от 30.10.2019 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Сулима Р.Н. Дело № 7а-453/2019

РЕШЕНИЕ

30 октября 2019 года город Новосибирск

Судья Новосибирского областного суда Конева Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу ФИО1 на постановление судьи Дзержинского районного суда города Новосибирска от 13 сентября 2019 года,

установил:

Государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу ФИО1 09 июля 2019 года составлен протокол об административном правонарушении № АТВ3-565/4 в отношении Муниципального унитарного предприятия г. Новосибирска «Спецавтохозяйство» (далее МУП «САХ») по части 4 статьи 8.2 КоАП РФ.

Материалы для рассмотрения переданы в Дзержинский районный суд.

Постановлением судьи Дзержинского районного суда города Новосибирска от 13 сентября 2019 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении МУП «САХ» прекращено за отсутствием состава правонарушения.

В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.1 КоАП РФ, Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу ФИО1 просит решение судьи районного суда отменить, привлечь МУП «САХ» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности.

В обоснование доводов жалобы указывает, что по смыслу пункта 8 статьи 29.1 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», данное право может быть предоставлено хозяйствующему субъекту только в случае, если он отвечает критериям, установленным данной статьей, а именно в соответствии с приказом Минприроды России от 14.05.2019 №303 «Об утверждении Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов» включая подачу соответствующего заявления, получения положительного заключения Минприроды России, включения полигона для размещения отходов в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов субъекта Российской Федерации.

Также заявитель не согласен с выводами суда о том, что в ходе проведения проверки надлежало установить, включен ли полигон для размещения отходов в Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Новосибирской области, поскольку предмет плановой проверки юридического лица ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы и должностное лицо при проведении проверки не имело права проверять МУП «САХ» на предмет включения полигона в перечень объектов Новосибирской области.

Жалоба подана в установленный статьей 30.3 КоАП РФ срок со дня получения копии постановления, препятствий для ее рассмотрения не имеется.

Ознакомившись с доводами жалобы, проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, заслушав объяснения защитника юридического лица ФИО2, должностного лица ФИО1, представителя должностного лица ФИО3, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

Административная ответственность по части 4 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела, на основании приказа начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому Федеральному округу от 23.05.2019 № 719 в отношении МУП «САХ» была проведена плановая выездная проверка при осуществлении им хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Проверкой установлено, что МУП «САХ» использует для размещения твердых бытовых отходов полигон «Гусинобродский», расположенный по адресу: <адрес>, не внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов.

Принимая решение по жалобе, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях МУП «САХ» состава административного правонарушения. Полагаю возможным согласиться с выводами судьи районного суда.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с пунктом 6 статьи 12 закона объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 7 статьи 12 указанного Федерального закона запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Судом установлено, что объект размещения отходов – полигон «Гусинобродский», расположенный в городе Новосибирске по <адрес>, не включен в государственный реестр объектов размещения отходов.

В судебном порядке рассматриваются требования МУП «САХ» об оспаривании действий департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу по отказу включения указанного объекта в государственный реестр объектов размещения отходов.

Вместе с тем, Федеральным законом № 483-ФЗ от 25.12.2018 «О внесении изменений в статью 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», действующим с 05.01.2019 г., установлено, что до 1 января 2023 года запрет, установленный пунктом 7 статьи 12 настоящего Федерального закона, также не распространяется на объекты, указанные в пункте 8 настоящей статьи (пункт 2.1 статьи 29.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Пунктом 8 статьи 29.1 указанного Федерального закона установлено, что до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Материалами дела установлено, что полигон для размещения твердых коммунальных отходов «Гусинобродский» введен в эксплуатацию с 23 марта 1967 года. Следовательно, может быть использован для размещения отходов до 01 января 2023 года без разрешительной документации.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 мая 2019 г. № 303 утвержден Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных с эксплуатацию до 1.01.2019 и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов, указанный приказ действует с 31.05.2019 г.

Доводы заявителя о возможности использования полигона без включения в Государственный реестр объектов размещения отходов до 1.01.2023 г. только в случае включения в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень) не являются основанием к отмене правильного по существу постановления суда. Протоколом об административном правонарушении невключение объекта в перечень объектов размещения твердых коммунальных объектов на территории Новосибирской области МУП «САХ» не вменяется, данные обстоятельства должностным лицом департамента природопользования не проверялись, на момент составления протокола об административном правонарушении такой перечень в субъекте (Новосибирская область) не утвержден.

Учитывая изложенное и исходя из анализа вышеуказанных положений закона «Об отходах производства и потребления», полагаю, что запрет на размещение отходов на объектах, введенных в эксплуатацию до 1.01.2019 г., не распространяется на период до 1.01.2023 г., в связи с чем постановление суда является законным и обоснованным и оснований к его отмене или изменению не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление судьи Дзержинского районного суда города Новосибирска от 13 сентября 2019 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении Муниципального унитарного предприятия г.Новосибирска «Спецавтохозяйство» за отсутствием состава административного правонарушения оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Сибирскому федеральному округу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья Ю.А.Конева