Судья Власов Р.Г. 7а-454/2021
РЕШЕНИЕ
г. Ставрополь | 08 сентября 2021 года |
Судья Ставропольского краевого суда Загорская О.В.,
с участием защитника лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО2 А.М.А. – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО2 А.М.А. – ФИО1 на постановление судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 29.07.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2 А.М.А.,
установил:
Постановлением судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 29.07.2021 ФИО2 А.М.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 350000 рублей.
В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, защитник лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО2 А.М.А. – ФИО1 считает постановление судьи от 29.07.2021 незаконным и необоснованным, вынесенным с существенными нарушениями норм административного законодательства. Указывает, что нарушен порядок привлечения лица к административной ответственности. Несмотря на то, что к протоколу об административном правонарушении ФИО2 А.М.А. предоставил пояснение по обстоятельствам, указанным в протоколе об административном правонарушении, данные объяснения в материалы дела не представлены. Суд не дал должной оценки предоставленному суду привлекаемым лицом договору субаренды от 05.12.2020 года. В материалах отсутствует распоряжение на проведение проверки соблюдения миграционного законодательства РФ № 1373 от 19.06.2021, на которое имеется ссылка в протоколе об административном правонарушении. При составлении протокола об административном правонарушении, лицу, привлекаемому к административной ответственности, не были разъяснены его права и обязанности, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации и ст.51 Конституции РФ. Факт отказа привлекаемого лица от подписи, в протоколе об административном правонарушении не отражен. Суд при признании виновности
ФИО2 А.М.А. сослался на копию договора о предоставлении торгового места от 01.12.2015 года № 2052, однако в материалах дела данного договора не имеется, то есть суд сослался на доказательства, которые в материалах дела отсутствуют.
Просит постановление судьи от 29.07.2021 отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание второй инстанции лицо, привлекаемое к административной ответственности ФИО2 А.М.А. не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещался надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания не представил.
Защитник лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1 в судебном заседании поддержал доводы жалобы в полном объеме и просил отменить постановление судьи от 29.07.2021 года.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность постановления судьи от 29.07.2021 в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО2 А.М.А., извещённого надлежащим образом, в том числе путём размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, о времени и месте судебного заседания, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.16 КоАП РФ, нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), выразившееся в предоставлении лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, торгового места на территории торгового объекта (в том числе торгового комплекса) иностранному гражданину или лицу без гражданства, незаконно привлекаемым к трудовой деятельности, осуществляемой на торговом объекте (в том числе в торговом комплексе), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток; на юридических лиц - от четырехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В силу примечания к ст. 18.1 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Из материалов дела видно, что 25.06.2021 специалистом-экспертом Отдела по вопросам миграции ОМВД России по Предгорному району
<…> К.А. составлен протокол ЮЛ №002013 в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 А.М.А. о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.16 КоАП РФ.
Как следует из протокола об административном правонарушении, 25.06.2021 в 11 часов 00 минут в ОВМ ОМВД по Предгорному району адресу: <...> было установлено, что 19.06.2021 при проверки соблюдения миграционного законодательства на основании распоряжения № 173 от 19.06.2021 был выявлен факт нарушения миграционного законодательства ИП ФИО2 А.М.А., который осуществлял свою деятельность на рынке «Лира-Опт», ряд 17А, контейнер 22 на территории Предгорного района, предоставил торговое помещение для розничной торговли аксессуарами для сотовых телефонов гражданину Китая <С.Д.>, <…> г.р., у которого отсутствуют документы на право осуществления трудовой деятельности на территории РФ.
25.06.2021 протокол об административном правонарушении в отношении ФИО2 А.М.А. вместе с другими материалами дела был направлен для рассмотрения в Предгорный районный суд Ставропольского края.
Рассмотрев дело об административном правонарушении по существу, судья районного суда вынес указанное выше постановление, признав ФИО2 А.М.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.16 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 350000 рублей.
Нахожу постановление судьи от 29.07.2021 незаконным, необоснованным, подлежащим отмене по нижеследующим основаниям.
Частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из положений ст.ст. 1.5, 2.1, 24.1 КоАП РФ, в рамках производства по делу об административном правонарушении подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами
КоАП РФ. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Обязанность доказывания вины лежит на административном органе, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Таким образом, решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В силу ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нём делается соответствующая запись (ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ).
В соответствие с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Из содержания протокола 26 ЮЛ №002013 от 25.06.2021 об административном правонарушении усматривается, что лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, является индивидуальный предприниматель ФИО2 А.М.А. Однако материалы дела не содержат сведений об участии лица, привлекаемого к административной ответственности при составлении протокола об административном правонарушении, о разъяснении ему прав и обязанностей, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации и ст.51 Конституции РФ. От ИП ФИО2 А.М.А. не отбиралось пояснение по обстоятельствам совершения административного правонарушения. Факт отказа привлекаемого лица от подписи, в протоколе об административном правонарушении не отражен. Сведений о вручении, либо получении лицом, привлекаемым к административной ответственности копии протокола об административном правонарушении, не имеется.
При рассмотрении дела судьей не дана оценка того, что в распоряжении на проведение проверки соблюдения миграционного законодательства РФ № 173 от 19.06.2021, на которое имеется ссылка в протоколе об административном правонарушении указано место проведения выездной проверки по адресу: Ставропольский край, Предгорный район,
с. Этока, тер.372-374, 501-504 км ФАД «Кавказ». В протоколе об административном правонарушении указано место совершения
ИП ФИО2 А.М.А. место совершения административного правонарушения – рынок «Лира-Опт». При этом, согласно имеющейся в материалах дела выписки из ЕГРЮЛ, адрес юридического лица ООО «Лира-Опт» значится: <...> километр.
При вынесении постановления судья районного суда сослался на копию договора о предоставлении торгового места на универсальном розничном рынке «Лира» от 01.12.2015 года №2052, однако в материалах дела данного договора не имеется, то есть суд сослался на доказательства, которые в материалах дела отсутствуют. Суд не дал должной оценки предоставленному суду привлекаемым лицом договору субаренды от 05.12.2020 года.
Судом не устанавливалось, привлекалось ли ранее лицо, в отношении которого составлен протокол к административной ответственности.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3).
Как усматривается из материалов дела, судьёй районного суда протокол об административным правонарушении вместе с другими материалами дела не был возвращён должностному лицу, его составившему, для устранения недостатков.
Определением от 01.07.2021 судья районного суда принял к производству материал по делу об административном правонарушении, назначив дату и время его рассмотрения (л.д. 34), после чего возможность для возвращения протокола оказалась утрачена.
При изложенных выше обстоятельствах, вывод судья районного суда о виновности ИП ФИО2 А.М.А. в инкриминируемом ему деянии является преждевременным, сделанным без надлежащей оценки всей имеющийся по делу совокупности доказательств и достаточной аргументированности, что не позволяет рассматривать принятое постановление как законное и обоснованное.
Таким образом, с учётом изложенного дело в отношении
ИП ФИО2 А.М.А. нельзя признать рассмотренным полно и всесторонне, а потому постановление судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 29.07.2021 подлежит отмене, и, поскольку возможность рассмотрения дела по существу не утрачена, так как срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истёк, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в тот же суд на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с существенными процессуальными нарушениями, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При новом рассмотрении дела судье городского суда следует учесть изложенное в настоящем решении, всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, в зависимости от установленного, вынести решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу защитника лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО2 А.М.А. – ФИО1 удовлетворить частично.
Постановление судьи Предгорного районного суда Ставропольского края от 29.07.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО2 А.М.А. отменить.
Материалы дела направить на новое судебное рассмотрение в Предгорного районного суд Ставропольского края в ином составе суда.
Судья
Ставропольского краевого суда ФИО3