КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья:Таранов А.В. дело №7А-45/2020 г.
Р Е Ш Е Н И Е
30 января 2020 г. г. Калининград
Судья Калининградского областного суда Шубин Д.В.,
при секретаре Ульяновой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу должностного лица ОшитковойАллы Павловны на решение судьи Ленинградского районного суда г. Калининградаот 12 ноября 2019 года, которым оставлено без изменений постановление начальника отдела федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля Управления Росприроднадзора по Калининградской области от 4 июля 2019 года №, которым генеральный директор ОАО «Первых хлебозавод» ФИО1 признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде штрафа в сумме 10000 рублей.
Заслушавзащитника ФИО1 ФИО2, поддержавшего жалобу,исследовав материалы дела, суд
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника отдела федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля Управления Росприроднадзора по Калининградской области от 4 июля 2019 года № должностное лицо генеральный директор ОАО «Первых хлебозавод» ФИО1 признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде штрафа в сумме 10000 рублей.
Решением судьи Ленинградского районного суда Калининградской области от 12 ноября 2019 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
ФИО1 обратилась с жалобой на указанные акты, требуя их отменить. В обоснование указывает на неправильное применение судом норм материального права.
Заслушав защитника, исследовав материалы дела, полагаю необходимым оставить оспариваемые акты без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Отношения по поводу обращения с отходами - отработанными смазочными материалами, маслами и специальными жидкостями регламентируются "ТР ТС 030/2012. Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям", что подтверждается Письмом Росприроднадзора от 19.11.2014 N АА-03-03-36/18510 "Об обращении с отработанными смазочными материалами, маслами и специальными жидкостями", а его несоблюдение относится к нарушениям экологических требований.
Из этого же Письма следует, что п. 3.8.3 Технического регламента установлены запреты при обращении с отработанными смазочными материалами, отработанными маслами и отработанными специальными жидкостями, утратившими эксплуатационные свойства, в том числе слитые из рабочих систем, классифицируемые как отходы и подлежащие переработке (утилизации) с целью получения смазочных материалов, масел и специальных жидкостей (далее - отработанная продукция).
В число запретов входят сброс (слив) в водоемы, на почву и в канализационные сети общего пользования; вывоз на полигоны для бытовых и промышленных отходов с последующим захоронением; смешение с нефтью (газовым конденсатом), бензином, керосином, топливом (дизельным, судовым, котельно-печным, мазутом) с целью получения топлива, предназначенного для энергетических установок, за исключением случаев, разрешенных компетентными органами государств - членов Таможенного союза в области природопользования и охраны окружающей среды; смешение с продукцией, содержащей галогенорганические соединения; применение в качестве антиадгезионных материалов и средств для пропитки строительных материалов.
С учетом требований пункта 3.3 Технического регламента идентификация отработанной продукции проводится по признакам, в том числе предназначена исключительно для переработки (утилизации) с целью получения товарных нефтепродуктов и использования в качестве исходного сырья для получения товарных нефтепродуктов.
Согласно п. 3.8.1 Технического регламента отработанная продукция подлежит сдаче на пункты сбора отработанной продукции для подготовки к последующей переработке (утилизации). Хранение отработанной продукции осуществляется по маркам или группам согласно приложению 2 к Техническому регламенту.
Обращение со смазочными материалами, маслами и специальными жидкостями, которые содержат стойкие органические загрязнители, регламентируется "ГОСТ Р 56828.41-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Наилучшие доступные технологии. Обезвреживание отходов продукции, содержащей галогенированные органические вещества, в том числе стойкие органические загрязнители. Показатели для идентификации".
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под обезвреживанием отходов понимается уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
В соответствии с п. 5 «ГОСТ Р 56828.41-2018» одним из основных этапов обращения с отходами продукции, содержащей галогенированные органические вещества, является их обезвреживание.
Как указано в Приложении А ГОСТ Р 57703-2017 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация отработанных нефтепродуктов", под обезвреживанием отработанных нефтепродуктов понимается сжигание нефтепродуктов, непригодных для переработки, в целях исключения возможности их дальнейшего использования.
Из анализа приведенных выше нормативных актов следует, что отходы нефтепродуктов, к которым относятся отходы минеральных масел, подлежат утилизации, за исключением тех случаев, когда в силу химического состава невозможно их повторное использование.
Согласно материалам дела, 1 февраля 2019 года ОАО «Первый хлебозавод» подало в управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области отчетность по форме № 2-ТП (отходы), из которой следует, что у Общества в 2018 году образовалось 1,265 т. отходов «Отходы минеральных масел моторных», 0,010 т. отходов «Отходы минеральных масел гидравлических, не содержащих галогены», 0,005 т. отходов «Отходы минеральных масел индустриальных», 0,025 т. отходов «Отходы минеральных масел трансмиссионных», 0,041 т. отходов «Отходы минеральных масел компрессорных», и все указанное количество отходов было передано сторонним организациям для обезвреживания.
Отходы нефтепродуктов, образовавшихся в ОАО «Первый хлебозавод», не относятся к категории отходов, утилизация которых невозможна, доказательств обратного в деле не имеется.
Следовательно, обращение с этими отходами должно осуществляться в соответствии с требованиями пункта 3.3Технического регламента, то есть они должны быть подвергнуты утилизации, но не обезвреживанию.
Вопреки доводу жалобы, в Распоряжении Правительства РФ от 28.12.2017 N 2970-р указание на возможность обезвреживания 85% отходов нефтепродуктов отсутствует.
В жалобе, поданной в Калининградский областной суд, не содержится доводов, которым не была бы дана оценка в решении суда. Процессуальные нарушения, способные повлечь отмену данного акта, не выявлены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 12 ноября 2019 года, постановлениеначальника отдела федерального государственного экологического надзора и лицензионного контроля Управления Росприроднадзора по Калининградской области от 4 июля 2019 года № оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья Д.В. Шубин