ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7А-47 от 20.02.2014 Калининградского областного суда (Калининградская область)

   РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 Судья Сагий Л.А. Дело № 7А-47.

 РЕШЕНИЕ

 20 февраля 2014 года г. Калининград.

 Судья Калининградского областного суда Костиков С.И., при секретаре Ульяновой В.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе ФИО1 на не вступившее в законную силу решение судьи Центрального районного суда города Калининграда области от 17 декабря 2013 года, которым постановление № заместителя начальника ОНД Центрального района городского округа «Город Калининград» УНД ГУ МЧС России по Калининградской области – заместителя главного государственного инспектора Центрального района ГО «Город Калининград» по пожарному надзору от 18 октября 2013 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении должностного лица ФИО1 оставлено без изменения, а жалоба ФИО1 - без удовлетворения.

 Доложив обстоятельства дела, выслушав объяснения инспектора ОНД Центрального района ГО «Город Калининград» УНД ГУ МЧС России по Калининградской области А. считавшей решение правильным,

 У С Т А Н О В И Л:

 Постановлением № заместителя начальника ОНД Центрального района городского округа «Город Калининград» УНД ГУ МЧС России по Калининградской области – заместителя главного государственного инспектора Центрального района ГО «Город Калининград» по пожарному надзору от 18 октября 2013 года ФИО1 - заместитель директора ООО «ЖЭУ 13» привлечена к административной ответственности по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ в соответствии с протоколами об административных правонарушениях №,№,№ от 15 октября 2013 года за нарушения п.п.3,21,23,33,36,42 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012 (ППР РФ); ст.ст.4,13,134 Федерального закона №123 –ФЗ от 04.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.п.6.25, 8.4 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», введенных в действие с 01.01.1998 постановлением Минстроя России от 13.02.1997 №18-7; п.10 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных Приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645;, п.4.5, 4.5.1 ГОСТ Р 12.2.143-2009, веденного в действие Приказом Федерального агенства по техническому регулированию и метрологии от 23.07.2009 №260-ст; п.7.1.37 Правил устройства электроустановок, утвержденных 06.10.1999, допущенных в помещениях ООО «МУП ЖЭУ-13» по адресу <адрес> и в жилых домах по адресам ул.Димитрова д.18, ул.Гайдара д.31-41, ул.Молочинского д.53-55, ул.Комсомольская д.92, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

 Не согласившись с постановлением, полагая его незаконным и необоснованным, вынесенным без учета фактических обстоятельств, ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просила постановление отменить и производство по делу прекратить, указав на отсутствие в ее действиях состава административного правонарушения, что субъектом данного административного правонарушения не является, ее вина не установлена, что многоквартирные жилые дома, где были выявлены нарушения противопожарного режима, в пользовании ЖЭУ не находятся, должностные лица ЖЭУ ответственности в данном случае нести не могут.

 Судом вынесено изложенное выше решение.

 В жалобе на решение суда ФИО1 просит его отменить, продолжая настаивать на том, что не может нести ответственность за нарушение правил, необоснованно ей вменено в вину отсутствие планов эвакуации людей при пожаре, суд должен был отложить слушание дела.

 Считает вмененное ей в вину правонарушение малозначительным.

 Нахожу решение судьи подлежащим оставлению без изменения.

 В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

 Частью 1 ст.20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.

 Частью 3 ст.20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.

 Частью 4 ст.20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

 Из материалов дела усматривается, что в результате проверки, проведенной на основании распоряжения от 27 августа 2013 года № начальника ОНД Центрального района ГО «Город Калининград» УНД ГУ МЧС России по Калининградской области (л.д. 25) 15 октября 2013 года в 10 ч. 00 мин. В помещениях ООО «МУП ЖЭУ-13» по адресу <адрес>, а также в жилых домах по адресам ул.Димитрова д.16,18, ул.Гайдара д.31-41, ул.Молочинского д.53-55, ул.Комсомольская д.92 были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

 - отсутствует план эвакуации (п.33 ППР; ст.4 ч.3 123-ФЗ; п.4.5,4.5.1 ГОСТ Р 12.2.143-2009);

 -отсутствует журнал учета проведения инструктажа с населением (п.3 ППР; п.10 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»).

 В многоквартирном жилом доме по ул.Димитрова,16:

 -отсутствует акт проверки качества огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения (п.21 ППР);

 В многоквартирных домах по ул.Димитрова,18, ул.Молочинского, 52-55, ул.Комсомольская,92, ул.Гайдара 31-41:

 -люки выхода из лестничных клеток на кровлю выполнены не в противопожарном исполнении (п.7.7 СП 4.13130.2013, п.8.4 СНиП 21-01-97*).

 В многоквартирных домах по ул.Димитрова,16,18, ул.Молочинского, 52-55, ул.Комсомольская,92, ул.Гайдара 31-41:

 -в местах общего пользования (лестничные клетки, подвальное помещение общего пользования) эксплуатируются светильники со снятыми колпаками(п.42 ППР);

 В многоквартирных домах по ул.Димитрова,16, ул.Молочинского, 52-55, ул.Комсомольская,92, ул.Гайдара 31-41:

 - в подвальном помещении используется временная проводка, не предназначенная для проведения аварийных и других временных работ, эксплуатируется проводка с нарушенной изоляцией. Открытая электропроводка выполнена с нарушением ПУЭ (п.42 а,з ППР; ст.4 ч.3 123 –ФЗ п.7.1.37 ПУЭ).

 В многоквартирных домах по ул.Димитрова,16,18, ул.Молочинского, 52-55, ул.Комсомольская,92, ул.Гайдара 31-41:

 -для отделки стен (покраска) на путях эвакуации в местах общего пользования (лестничная клетка) применен материал с показателем класса пожарной опасности более <данные изъяты>(п.33 ППР; ст.134 ч.6, ст.13 ч.11 ФЗ №123-ФЗ; п.6.25 СНиП 21-01-97*).

 В многоквартирном доме по ул.Димитрова,16,

 -в подвальном помещении допущено загромождение эвакуационных путей (п.36ППР);

 -в подвальном помещении под лестничным маршем размещена кладовая и допущено хранение вещей и других горючих материалов(п.23 ППР).

 В многоквартирном доме по ул.Гайдара 31-41:

 -на лестничной площадке между <данные изъяты> и <данные изъяты> этажом (подъезд <данные изъяты>) допущено хранение велосипедов (п.23 ППР).

 15 октября 2013 года на основании выявленных нарушений в отношении заместителя исполнительного директора возбуждены три дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

 При рассмотрении дела было установлено, что в соответствии с приказом № от 06 марта 2013 года, изданным директором ООО «МУП ЖЭУ-13», ответственным за пожарную безопасность на предприятии назначена заместитель директора ФИО1, она же назначена ответственным за контроль противопожарного состояния жилых домов, квартир, подвальных помещений, чердаков, лестничных клеток, техэтажей, бельевых площадок, а также состояния проездов к жилым домам на предмет доступа противопожарной и спец.техники.

 Факт совершения должностным лицом административных правонарушений, предусмотренных ч.ч.1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждается протоколами об административных правонарушениях №,№,№ от 15 октября 2013 года, актом проверки, договорами на управление многоквартирными домами, договором аренды нежилых помещений, приказом о закреплении нежилых помещений, расположенных по адресу <адрес>, за ООО «МУП ЖЭУ-13».

 Суд обоснованно не согласился с доводами жалобы ФИО1 о том, что она, как заместитель директора управляющей компании, не может нести ответственность за нарушение Правил противопожарного режима, поскольку ответственность несет лицо, в пользовании которого находится объект, а многоквартирные дома в пользовании ЖЭУ не находятся, указав, что они основаны на неправильном толковании закона. Действительно, из положений п.2 Правил, на который имеется ссылка и в жалобе на решение суда, не следует, что требования Правил распространяются только на пользователей объектов охраны.

 Кроме этого, суд обоснованно исходил из того, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, технического регулирования, пожарной безопасности, защиты прав потребителей (пункт 1.1 ст.161 ЖК РФ).

 В силу ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч.2.3 ст.161 ЖК РФ).

 Пункт 42 Правил, предусматривает ответственность управляющих организаций перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

 В связи с изложенным, обоснованность привлечения ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.ч.1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, сомнений не вызывает.

 Нельзя согласиться и с доводом жалобы о том, что необоснованно ей вменено в вину отсутствие планов эвакуации людей при пожаре, т.к. это нарушение выявлено не в жилых домах, а в помещениях, занимаемых самим ООО «ЖЭУ №13», что соответствует требованиям п.7 Правил.

 Не может служить основанием к отмене решения и довод о том, что суд должен был отложить слушание дела. Указанное ходатайство было рассмотрено и обоснованно отклонено, в связи с чем суд мог рассмотреть жалобу и в отсутствие ФИО1

 Обсуждался судом и вопрос о малозначительности допущенного правонарушения, но с учетом его характера, того, что его объектом являются общественные отношения в области обеспечения общественной безопасности, не усмотрел оснований для такого вывода.

 На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.30.9 КоАП РФ.

 Р Е Ш И Л:

 Решение судьи Центрального районного суда города Калининграда от 17 декабря 2013 года оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

 Судья