ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7А-471/17 от 21.11.2017 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Стебихова М.В. Дело №7а-471/2017

РЕШЕНИЕ

21 ноября 2017 года город Новосибирск

Судья Новосибирского областного суда Конева Ю.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Павленко С.В., ­­­­­­­­­­­­­­­­

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Ждановой К. А. на постановление судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 06 октября 2017 года,

установил:

26 сентября 2017 года начальником отделения ИАЗ отдела полиции «Центральный» Управления МВД России по г.Новосибирску майором полиции Бобковой Н.В. в отношении Ждановой К.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ, согласно которому Жданова К.А. организовала и провела публичное мероприятие в форме митинга, не согласованное в части заявленной цели проведения публичного мероприятия с Мэрией г. Новосибирска, с использованием сборно-разборной конструкции в виде «Куба», на котором по периметру размещены наглядные агитационные материалы в виде баннеров «Навальный20!8, пора выбирать navalny.com» и изображением А.Навального. При этом в публичном мероприятии принимало участие 2700 человек, в ходе которого осуществлялась раздача прохожим информационных брошюр газет (с агитационным содержанием) за А.Навального в выборах 2018 года в президенты Российской Федерации.

Дело передано для рассмотрениясудье Центрального районного суда города Новосибирска.

Постановлением судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 06 октября 2017 года Жданова К.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.1 КоАП РФ, Жданова К.А. просит постановление судьи отменить. В обоснование доводовжалобы указывает, что 22 сентября 2017 г. она проводила публичное мероприятие в форме митинга, на котором с ее согласия происходила раздача агитационного материала в виде газет, в которых содержится информация о деятельности А.Навального, а также плакаты красного цвета и наклейки с фамилией Навальный. Ею также была размещена сборно-разборная конструкция с баннерами, на которых были надписи в поддержку деятельности А.Навального. Также в указанных газете и баннерах присутствовала агитация за выдвижение А. Навального на выборах Президента РФ в 2018 г.

Заявитель полагает, что поскольку указанные газеты и баннеры с агитацией за выдвижение А.Навального на выборах Президента Российской Федерации в 2018 г. в качестве кандидата являются одним из видов его деятельности как политика, агитация за выдвижение А.Навального на выборах Президента Российской Федерации в 2018 г. в качестве кандидата полностью соответствует цели публичного мероприятия «Встреча граждан с политиком А.Навальным с целью информирования о его деятельности», указанные действия нельзя квалифицировать по части 1 статьи 20.2 КоАП РФ.

Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии постановления судьи районного суда, препятствий для ее рассмотрения не имеется.

Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения Ждановой К.А., ее защитников Чернявской А.В., Бойко С.А., прихожу к следующему.

В соответствии со статьями 24.1, 26.11 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, при этом судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии со статьей 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права был принят Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», который регламентирует порядок реализации указанного права.

Статьей 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусмотрено, что публичным мероприятием является открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе, с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 54-ФЗ, организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона № 54-ФЗ в уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

1) цель публичного мероприятия;

2) форма публичного мероприятия;

3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств;

4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;

5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;

6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;

7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Согласно пункта 3 части 4 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

Как следует из материалов дела 11 сентября 2017 г. Жданова К.А. подала в мэрию г. Новосибирска уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга на площадке в Театральном сквере у памятника В.И. Ленину между домами по адресу Депутатская, 38 и Орджоникидзе, 27, дата проведения – 22 сентября 2017 г. с 18-00 до 21-00, цель публичного мероприятия: встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности, предполагаемое количество человек - 1 500.

13 сентября 2017 г. мэрией г. Новосибирска был дан ответ на уведомление с предложением изменить место проведения публичного мероприятия и провести митинг на площадке у памятника российскому императору Александру III в парке «Городское начало».

15 сентября 2017 г. Ждановой К.А. в мэрию г. Новосибирска подано согласие на изменение места проведения публичного мероприятия - на площадке у памятника российскому императору Александру III в парке «Городское начало», Жданова К.А. подтвердила свое намерение провести публичное мероприятие (митинг) 22.09.2017 с 18-00 часов до 21-00 часов с количеством участников - 1 500 человек.

20 сентября 2017 г. Ждановой К.А. было вручено предупреждение в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона №54-ФЗ, что в случае, если цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не будут соответствовать положениям Конституции РФ и (или) будут нарушать запреты, предусмотренные законодательством РФ об административных правонарушениях или уголовным законодательством РФ, организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении публичного мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

22 сентября 2017 г. Ждановой К.А. и.о. заместителя начальника отдела полиции №1 «Центральный» УМВД РФ по г. Новосибирску было вручено предупреждение о выполнении распорядительных функций по обеспечению общественного порядка при проведении публичного мероприятия о недопустимости нарушений требований чч. 4,5 ст. 5, ч. 3 ст. 6, ст. 16 Федерального закона от 25.07.2012 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», а также статей 5, 6, 7 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

При рассмотрении дела судьей районного суда установлено, что 22 сентября 2017 года Ждановой К.А. при проведении публичного мероприятия в форме митинга в Центральном районе г.Новосибирска на площадке у памятника Александру III в парке «Городское начало» нарушен порядок его проведения, а именно – проведение на митинге агитации в поддержку А.Навального на выборах в Президенты Российской Федерации в 2018 году не соответствовало заявленной цели его проведения – встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности.

Указанные действия Ждановой К.А. судом квалифицированы по части 1 статьи 20.2 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ, и виновность Ждановой К.А. подтверждены совокупностью доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении от 16 сентября 2017 г. , уведомлением о проведении публичного мероприятия от 11 сентября 2017 г., ответом мэрии г. Новосибирска от 13 сентября 2017 г., согласием с местом проведения публичного мероприятия от 15 сентября 2017 г., предупреждением от 20 сентября 2017 г., предупреждением от 22 сентября 2017 г., протоколом № 1 о нарушении порядка проведения публичного мероприятия от 22 сентября 2017 г., рапортами сотрудников полиции, изъятой в ходе проведения митинга газетой с названием «Навальный 20!8 Пора выбирать», листовкой с записью «Навальный 20!8», видеозаписью с места проведения митинга, которым судьей была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Оснований для иной оценки представленных доказательств не нахожу. Выводы судьи в данной части мотивированы, основаны на установленных по делу обстоятельствах, иных доказательствах и не опровергаются доводами жалобы.

Из материалов дела следует, что целью проводимого публичного мероприятия было заявлено - встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности.

Используемые при проведении публичного мероприятия призывы поддержки кандидата в Президенты Российской Федерации А.Навального, раздача газеты с названием «Пора выбирать. А.Навальный20!8», раздача листовок «Навальный 20!8», в соответствии с положениями части 1 статьи 48 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 1 статьи 49 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ « О выборах Президента Российской Федерации», являются агитацией в поддержку А.Навального на выборах Президента Российской Федерации в 2018 году, что не соответствует цели заявленного митинга.

При указанных обстоятельствах судья районного суда обоснованно привлек Жданову К.А. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ, поскольку усмотрел в ее действиях нарушение установленного порядка проведения митинга. Жданова К.А. как организатор митинга, согласовав его с определенной целью, в нарушение требований законодательства, не приняла мер по обеспечению соблюдению участниками митинга условий проведения публичного мероприятия и допустила использование средств наглядной агитации, распространение газет, выступление участников, не соответствующих цели митинга.

В поданной жалобе Жданова К.А. не оспаривала, что являлась организатором указанного митинга, раздача агитационного материала в виде газет, в которых содержится информация о деятельности А.Навального, а также плакатов красного цвета и наклеек с фамилией Навальный происходила с ее согласия, не возражала, что в указанных материалах присутствовала агитация за выдвижение А. Навального на выборах Президента Российской Федерации в 2018 г. Судом правильно расценены указанные действия как агитация в поддержку Навального А.В. на выборах Президента Российской Федерации в 2018 г., при том, что агитационная компания по выборам Президента российской Федерации в 2018 г. еще не начата.

Доводы Ждановой К.А. и ее защитников о неприменении норм законодательства, регулирующих порядок агитации, вне агитационного периода, основаны на неверном толковании норм материального права.

С доводами судьи Центрального районного суда города Новосибирска об исключении указания на нарушение в части превышения количества человек, принявших участие в митинге, соглашаюсь в связи с отсутствием доказательств.

Постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, а также судьей с соблюдением правил территориальной подсудности.

Назначение Ждановой К.А. наказания в виде административного штрафа произведено с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ, в пределах размера, предусмотренного для данного вида наказания санкцией части 1 статьи 20.2 КоАП РФ, и основано на данных, подтверждающих необходимость применения к ней указанной меры ответственности, а также ее соответствие предусмотренным частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений.

Доводы жалобы о том, что агитация за выдвижение А.Навального на выборах Президента Российской Федерации в 2018 г. в качестве кандидата полностью соответствует цели публичного мероприятия «Встреча граждан с политиком А.Навальным с целью информирования о его деятельности», так как указанные газета и баннеры с агитацией за выдвижение А.Навального на выборах Президента Российской Федерации в 2018 г. в качестве кандидата являются одним из видов его деятельности как политика, не могут быть признаны состоятельными, поскольку направлены на субъективную оценку установленных судьей районного суда обстоятельств и доказательств. Несогласие заявителя жалобы с толкованием судьей законодательства, подлежащего применению в деле, не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины Ждановой К.А. в совершении административного правонарушения, материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, оснований к отмене или изменению постановления судьи районного суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1, 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 06 октября 2017 года оставить без изменения, жалобу Ждановой К.А. - без удовлетворения.

Судья Ю.А. Конева