Судья Ворслова И.Е. Дело № 7а-4/2020
РЕШЕНИЕ
14 января 2020 года г. Новосибирск
Судья Новосибирского областного суда Быкова В.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Новосибирской области «Новосибирский электротехнический колледж» на постановление судьи Калининского районного суда города Новосибирска от 22 ноября 2019 года,
установил:
28 октября 2019 года главным специалистом отдела надзора и контроля управления лицензирования, аккредитации, контроля и надзора в сфере образования Министерства образования Новосибирской области был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, в отношении Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Новосибирской области «Новосибирский электротехнический колледж» (далее - ГБПОУ НСО «НЭТК»).
Постановлением судьи Калининского районного суда города Новосибирска от 22 ноября 2019 года ГБПОУ НСО «НЭТК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в порядке статьи 30.1 КоАП РФ в Новосибирский областной суд, ГБПОУ НСО «НЭТК» просит отменить постановление судьи районного суда в части назначения штрафа, назначив административное наказание в виде предупреждения. В обоснование доводов жалобы, не оспаривая по существу вменяемое правонарушение, указывает, что судом не было принято во внимание, что административное правонарушение совершено впервые, отсутствует причиненный вред жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствует какой-либо ущерб, а также директором ГБПОУ НСО «НЭТК» приняты меры по устранению допущенного правонарушения.
Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срок, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя ГБПОУ НСО «НЭТК» Т.Л.Ю., поддержавшей доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
На основании части 1 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
В силу части 4 статьи 91 вышеуказанного закона лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее также - лицензия) имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала. Форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.
Как следует из части 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия подлежит переоформлению, в том числе, в случае изменения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
В пункте 10 Устава предусмотрено, что ГБПОУ НСО «НЭТК» создано для выполнения работ, оказания слуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Новосибирской области в сфере образования; целью деятельности является подготовка квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Министра образования Новосибирской области № 2242 от 19.09.2019 была проведена проверка ГБПОУ НСО «НЭТК», в ходе которой были выявлены нарушения обязательных требований законодательства об образовании, в частности, образовательная организация осуществляла образовательную деятельность по дополнительной профессиональной программе (повышение квалификации) «Основы электротехники», не указанной в приложении к лицензии от 20.07.2015 № 9001.
Таким образом, действия ГБПОУ НСО «НЭТК» квалифицированы судьей районного суда по части 1 статьи 19.20 КоАП РФ как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Судья полагает, что данные выводы судьи районного суда являются обоснованными, соответствующими нормам права, установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, которым была дана оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ и оснований к иной оценке представленных доказательств, не представлено, по существу факт совершения вменяемого административного правонарушения ГБПОУ НСО «НЭТК» не оспаривается.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются актом проверки, учебным планом и программой курсов повышения квалификации по дисциплине «Основы электротехники», утверждённым директором ГБПОУ НСО «НЭТК», контрактом № 16 от 12.08.2019 на оказание платных образовательных услуг по программе повышения квалификации в ГБПОУ НСО «НЭТК», заключенного с ЗАО «СЕРВИССНАССБЫТ», копией приказа о зачислении на основании контракта № 16 от 12.08.2019, копией приказа о выпуске от 23.08.2019 № 2-К, копией журнала учета теоретического обучения, объяснениями директора ГБПОУ по акту проверки, копией предписания № 2242Н об устранении выявленных нарушений от 28.10.2019, а также иными материалами дела, которые, как указано выше, оценены судьей районного суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным судьей, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Неустранимых сомнений, которые в соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ толкуются в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, материалы дела не содержат.
Проверяя соблюдение требований статьи 4.1 КоАП РФ при назначении наказания, судья исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Санкция части 1 статьи 19.20 КоАП РФ предусматривает возможность назначения предупреждения, а также в отношении юридических лиц – назначение административного штрафа от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Проверяя доводы жалобы в части возможности замены административного штрафа на предупреждение на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ, судья исходит из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (часть 1). Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2).
Судья полагает, что с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса. В рассматриваемом случае из материалов дела данная совокупность обстоятельств не усматривается, Учреждение к субъектам среднего и малого предпринимательства не относится.
Правовых оснований с учетом фактических обстоятельств дела для применения меры наказания в виде предупреждения с учетом положений статьи 3.4 КоАП РФ также не усматривается.
Судьей районного суда при назначении административного штрафа снижен его размер в соответствии с требованиями части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ до 100000 рублей, при этом судья полагает возможным снизить размер административного штрафа до минимально возможного в соответствии с частью 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ – 85000 рублей.
При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, судья не находит оснований для отмены постановления судьи районного суда, при этом размер административного штрафа подлежит снижению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1, 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление судьи Калининского районного суда города Новосибирска от 22 ноября 2019 года оставить без изменения, снизив размер административного штрафа, назначенного Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Новосибирской области «Новосибирский электротехнический колледж» по части 1 статьи 19.20 КоАП РФ до 85000 рублей.
Судья (подпись) Быкова В.Б.
Копия верна: судья облсуда