ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7А-500/2023 от 14.02.2024 Вологодского областного суда (Вологодская область)

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 14 февраля 2024 года № 7а-8/2024

г. Вологда

Судья Вологодского областного суда Балаева Т.Н., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Такси-Сервис» ФИО на постановление судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 27.10.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Такси-Сервис»,

установил:

02.08.2023 в 15 часов 00 минут по адресу: <адрес> ООО «Такси-Сервис» в ходе проведения постоянного рейда на основании решения Северо-Восточного МУГАДН о проведении постоянного рейда от 28.07.2023 № №..., государственным инспектором отдела общенадзорной деятельности в Вологодской области Северо-Восточного МУГАДН – ФИО совместно с государственным инспектором отдела общенадзорной деятельности в Вологодской области Северо-Восточного МУГАДН ФИО осмотрен автобус марки №..., государственный регистрационный знак №..., под управлением водителя ФИО, выполняющей регулярную городскую пассажирскую перевозку по маршруту <адрес>

В ходе контроля установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Такси-Сервис» (далее ООО «Такси-Сервис», Общество) нарушило условия, предусмотренные лицензией, а именно совершило административное правонарушение, выразившееся в том, что допустило автобус марки №..., государственный регистрационный знак №..., под управлением водителя ФИО для осуществления регулярной городской пассажирской перевозки с нарушением установленных правил, а именно: требований пункта 3 Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.12.2020 № 2216, с грубым нарушением требований подпункта «д» пункта 8 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1616, а именно: не осуществлялась передача информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства марки №..., государственный регистрационный знак №..., его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 30 секунд через Государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС» в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта.

В связи с наличием вышеуказанных нарушений, 31.08.2023 государственным инспектором отдела надзора в области автомобильного транспорта и обеспечения сохранности автомобильных дорог в Вологодской области Северо-Восточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО Е.С. в отношении ООО «Такси-Сервис» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Постановлением судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 27.10.2023 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ в отношении ООО «Такси-Сервис» прекращено. ООО «Такси-Сервис» освобождено от административной ответственности по части 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ, объявлено устное замечание.

В жалобе защитник ООО «Такси-Сервис» ФИО просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить. Указывает на отсутствие в действиях Общества состава административного правонарушения. Полагает, что судом не установлено, в чем именно выразилось неисполнение либо ненадлежащее исполнение обществом лицензионных требований. На автобусе марки №..., государственный регистрационный знак №..., установлена аппаратура спутниковой навигации, которая находится в исправном состоянии, соответствует требованиям действующего законодательства. АО «ГЛОНАСС» проведена идентификация данной аппаратуры, в подтверждение АО «ГЛОНАСС» и ООО «Такси-Сервис» подписан соответствующий акт. Утверждает, что протокол инструментального обследования является недопустимым доказательством по делу.

В судебном заседании защитник ООО «Такси-Сервис» ФИО доводы, изложенные в жалобе, поддержала.

Иные участники производства по делу об административном правонарушении в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки в судебное заседание не сообщили, в связи с чем, на основании пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, судьей принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.

Заслушав пояснения защитника ООО «Такси-Сервис» по доверенности ФИО, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 11.23 настоящего Кодекса.

Согласно примечанию понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Согласно пунктам 3,4, подпункту «д» пункта 8, пункту 39 постановления Правительства РФ от 07 октября 2020 года № 1616 (в редакции от 23 декабря 2021 года) «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами») понятие «Автобус», используемое в настоящем Положении, означает транспортное средство категории M2 или M3, за исключением троллейбуса.

Лицензируемая деятельность включает в себя перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажиров или договора фрахтования транспортного средства и (или) перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.

Лицензиат обязан допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы лицензиата, прошедшие в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния и оснащенные в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, тахографами (контрольными устройствами (тахографами) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

К грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относится нарушение одного из лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а, д, з-к, н» пункта 8 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2020 года № 2216 «Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации» транспортные средства подлежат оснащению работоспособной аппаратурой спутниковой навигации, отвечающей следующим требованиям:

а) соответствует требованиям технического регламента;

б) обеспечивает определение по сигналам не менее 2 действующих глобальных навигационных спутниковых систем, одной из которых является глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, передачу информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 30 секунд через Государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС»:

- в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта;

- в региональные, муниципальные и иные информационные системы (по решению собственника (владельца) транспортного средства и при наличии технической возможности такой передачи);

в) предусматривает наличие персональной универсальной многопрофильной идентификационной карты абонента, содержащей профиль сети подвижной радиотелефонной связи, обеспечивающей функционирование системы.

Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года № 877 (в редакции от 21 июня 2022 года) «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (вместе с «ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств») установлено, что к категории М3 относятся транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т.

Из материалов дела следует, что 02.08.2023 на основании решения врио заместителя начальника Северо-Восточного МУГАДН о проведении постоянного рейда ФИО от 28.07.2023 № №... в соответствии со статьей 97.1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» административным органом проводились мероприятия (проверка транспортных средств) по контролю за выполнением обязательных требований, установленных законодательными и иными нормативно - правовыми актами Российской Федерации в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

В ходе постоянного рейда, проводимого рейда 02.08.2023 в 15 часов 00 минут по адресу: <адрес> ООО «Такси-Сервис» на основании решения Северо-Восточного МУГАДН о проведении постоянного рейда от 28.07.2023 № №..., государственным инспектором отдела общенадзорной деятельности в Вологодской области Северо-Восточного МУГАДН – ФИО совместно с государственным инспектором отдела общенадзорной деятельности в Вологодской области Северо-Восточного МУГАДН ФИО осмотрен автобус марки №..., государственный регистрационный знак №..., под управлением водителя ФИО, выполняющей регулярную городскую пассажирскую перевозку по маршруту <адрес>

Согласно представленному путевому листу №... от 02.08.2023 перевозчиком является юридическое лицо – ООО «Такси-Сервис».

ООО «Такси-Сервис» имеет лицензию № №... от 19.04.2019 на осуществление перевозок пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажиров или договора фрахтования транспортного средства, перевозок автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.

При проверке документов 02.08.2023 установлено, что ООО «Такси-Сервис» не обеспечена передача данных в соответствии с Правилами оснащения транспортных средств категории М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2020 № 2216, что является нарушением пункта 3 названных Правил, подпункта «д» пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами», что зафиксировано в протоколе инструментального обследования от 02.08.2023.

Оценив изложенные обстоятельства, приняв во внимание, что обязанность по передаче информации в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта лежит на ООО «Такси-Сервис», при этом субъективная сторона правонарушения характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о том, что в действиях (бездействии) Общества имеет место состав правонарушения, предусмотренный частью 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая решение о прекращении производства по делу, судья, в полном объеме исследовав представленные доказательства, установив, что со стороны ООО «Такси-Сервис» принимались активные меры по соблюдению законодательства, пришел к верному выводу о наличии правовых оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождении ООО «Такси-Сервис» от административной ответственности по части 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ, прекратил производство по делу, объявив устное замечание.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.

Вопреки доводам жалобы правильность выводов судьи первой инстанции о виновности ООО «Такси-Сервис» в совершении административного правонарушения сомнений не вызывает, они основаны на совокупности собранных доказательств.

Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности не нарушены.

Ссылка в жалобе о том, что составленный по результатам инструментального обследования протокол является недопустимым доказательством по делу, противоречит материалам дела и не является основанием для отмены решения суда.

Исходя из статьи 82 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» под инструментальным обследованием понимается контрольное (надзорное) действие, совершаемое инспектором или специалистом по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо по месту нахождения производственного объекта с использованием специального оборудования и (или) технических приборов для определения фактических значений, показателей, действий (событий), имеющих значение для оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, а также подтверждения соответствия продукции (товаров) обязательным требованиям.

Под специальным оборудованием и (или) техническими приборами в настоящем Федеральном законе понимаются все измерительные, испытательные приборы и инструменты, мини-лаборатории и переносные аппараты, утвержденные в установленном порядке в качестве применяемого испытательного оборудования, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие в случае необходимости метрологическую поверку, а также государственные и иные информационные системы, программные средства, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных положением о виде контроля, для определения фактических значений, показателей, действий (событий), имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, в ходе инструментального обследования могут применяться оборудование, государственные и иные информационные системы, программные средства, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязательные к использованию контролируемым лицом, а также иные средства доступа к информации. Под средствами доступа к информации в настоящем Федеральном законе понимаются аппаратно-программные средства, обеспечивающие в установленном законодательством порядке доступ к информации, содержащейся в государственных информационных системах.

По результатам инструментального обследования инспектором или специалистом составляется протокол инструментального обследования, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы инспектора или специалиста, составивших протокол, сведения о контролируемом лице, предмет обследования, используемые специальное оборудование и (или) технические приборы, методики инструментального обследования, результат инструментального обследования, нормируемое значение показателей, подлежащих контролю при проведении инструментального обследования, и выводы о соответствии этих показателей установленным нормам, иные сведения, имеющие значение для оценки результатов инструментального обследования.

02.08.2023 в ходе проверки транспортного средства марки №..., государственный регистрационный знак №..., составлен протокол инструментального обследования об отсутствии сведений об аппаратуре спутниковой навигации и навигационной информации от транспортного средства в ... (комплексная информационно-аналитическая система контроля транспортных средств с использованием навигационных технологий ... при осуществлении контроля за безопасностью перевозок пассажиров в режиме реального времени). В ходе инструментального обследования применена ... и указана методика инструментального обследования - контроль наличия информации о транспортном средстве в .... Данная информация в протоколе инструментального обследования от 02.08.2023 отражена.

Таким образом, доводы жалобы о том, что протокол инструментального обследования является недопустимым доказательством по делу, подлежат отклонению, поскольку проверочное мероприятие проведено должностным лицом с соблюдением порядка, установленного требованиями действующего законодательства, доказательств свидетельствующих об обратном в жалобе не приведено.

Существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении, что не позволило бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и повлекло отмену постановления, не допущено.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Вологодского городского суда Вологодской области от 27.10.2023 оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Такси-Сервис» ФИО - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья

Вологодского областного суда Т.Н. Балаева