Судья Шумова Н.А. Дело № 7а-516-2016
Р Е Ш Е Н И Е
18 октября 2016 г. г. Новосибирск
Судья Новосибирского областного суда Куранова Л.А., при секретаре В., рассмотрела в открытом судебном заседании жалобу защитника АО «Сибирьгазсервис» ФИО1 на постановление судьи Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 07 июля 2016 г., о привлечении АО «Сибирьгазсервис» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за которое ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Заслушав защитника лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1, должностное лицо, составившее протокол ФИО2, судья
у с т а н о в и л:
определением государственного инспектора Межрегионального отдела по надзору за объектами трубопроводного транспорта, газораспределения и газопотребления от 17.05.2016 возбуждено дело об административном правонарушении и назначено административное расследование по факту нарушения охранных зон опасного производственного объекта – газопровода, проходящего по ул. Линейная, 134а в г. Новосибирск.
Согласно материалам дела, 16.06.2016 в 12-00 час. с целью соблюдения требований промышленной безопасности проведена проверка на опасном производственном объекте АО «Сибирьгазсервис», расположенного по адресу: <адрес>. В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований, а именно: на земельном участке, входящем в охранную зону подземного газопровода высокого давления Ду-273, расположенного по ул. Линейная в г. Новосибирск, расположены металлические гаражи, которые огораживают и перегораживают охранные зоны, что препятствует доступу персонала эксплуатирующей организации к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей, чем нарушены ч.1 ст.9 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. «е» Правил охраны газораспределительных сетей, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 №878.
В связи с изложенными обстоятельствами, 17.06.2016 государственным инспектором отдела по надзору за объектами трубопроводного транспорта, газораспределения и газопотребления Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении АО «Сибирьгазсервис» составлен протокол №А60-24-05/54 ЮЛ об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением государственного инспектора отдела по надзору за объектами трубопроводного транспорта, газораспределения и газопотребления Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17.06.2016 материалы административного дела переданы на рассмотрение в Заельцовский районный суд г. Новосибирска.
Судьей Заельцовского районного суда г. Новосибирска вынесено указанное выше постановление, с которым не согласился защитник АО «Сибирьгазсервис».
В жалобе, поданной в порядке ст.30.1 КоАП РФ изложена просьба об отмене постановления судьи Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 07 июля 2016 и возвращении дела на новое рассмотрение.
В обосновании жалобы заявитель указал, что АО «Сибирьгазсервис» не было извещено о дате и времени рассмотрения дела, что не дало возможности защититься в полном объеме.
Судом, при рассмотрении дела, не установлено событие правонарушения и вина АО «Сибирьгазсервис» в совершении вменяемого правонарушения.
Заявитель считает, что наличие металлических гаражей на земельном участке, входящем в охранную зону газопровода не препятствует организациям, эксплуатационным к газораспределительным сетям для проведения обслуживания. Гаражи являются временным сооружением. Осмотры выполняются в колодцах, подвалах зданий, контрольных трубках. Все необходимые мероприятия по техническому обслуживанию газопровода выполнены.
В жалобе указано, что АО «Сибирьгазсервис» обращалось с письмом в Администрацию Центрального округа. Администрацией в демонтаже гаражей было отказано в связи с отсутствием полномочий. В то время, как земельные участки, на которых расположен газопровод, находятся в муниципальной собственности либо относятся к землям, на которые собственность не разграничена. Т.о. АО «Сибирьгазсервис» предприняты меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушения.
Кроме того, представление суда вынесено в порядке ст.29.13 КоАП РФ необоснованно и незаконно. Самостоятельно демонтировать гаражи, либо устранить их собственников АО «Сибирьгазсервис» возможности лишено.
Объявления на гаражи о том, что они находятся в охранной зоне были размещены.
Жалоба подана в установленный ч.1 ст.30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях десятидневный срок со дня получения (вручения) копии постановления, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Проверив в соответствие с требованиями ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ, промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность, безопасность опасных производственных объектов) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Частью 1 ст. 3 Закона установлено, чтотребования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Из ч. 1 ст. 4 Закона следует, что правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
В силу части 1 ст. 9 Закона, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
Согласно подпункту «е» п. 14 Правил охраны газораспределительных сетей ( утв. Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. N 878, в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.12.2011 N 1101, от 17.05.2016 N 444) на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в пункте 2 настоящих Правил огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей.
Из п. 2 Правил следует, что настоящие Правила действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо проектирующих объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, либо осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность.
Частью 1 ст. 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Протоколом об административном правонарушении АО «Сибирьгазсервис» вменяется в вину нарушение обязательных норм и Правил, выразившееся в том, что на земельном участке, входящем в охранную зону подземного газопровода высокого давления Ду-273, расположенного по ул. Линейная в г. Новосибирск, расположены металлические гаражи, которые огораживают и перегораживают охранные зоны, что препятствует доступу персонала эксплуатирующей организации к газораспределительным сетям. Т.е. вменяется создание препятствий эксплуатирующей организации ( АО «Сибирьгазсервис») в обслуживании газопровода.
Из указанного обстоятельства следует, что в данном случае лицами, разместившими металлические гаражи нарушены права и интересы АО «Сибирьгазсервис», при этом к ответственности привлечено именно АО «Сибирьгазсервис».
При рассмотрении жалобы, установлено, что АО «Сибирьгазсервис» не относится к лицам, указанным в п. 2 Правил, на которых распространяется действие запрета, установленного в подпункте «е» п. 14 Правил.
В судебном заседании должностным лицом указано, что вина АО «Сибирьгазсервис» заключается в том, что данной организацией не принято мер по сносу металлических гаражей, расположенных на земельном участке, входящем в состав охранной зоны газопровода.
В соответствии с ч.4 ст. 222 ГК РФ, органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.
АО «Сибирьгазсервис» не обладает правом на снос строений. Для обращения в суд с иском о сносе металлических гаражей, необходимо указать владельцев гаражей, лиц их установивших, установление которых также находится вне компетенции АО.
В указанных условиях, соблюдая требования промышленной безопасности АО «Сибирьгазсервис», как эксплуатационная организация обязана обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о сносе гаражей с целью охраны газопровода.
Из материалов дела следует, что такие обращения от имени АО «Сибирьгазсервис» были направлены в адрес Администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам г. Новосибирска. На обращения получен отказ.
В соответствии с п. 44 Правил охраны газораспределительных сетей, эксплуатационные организации газораспределительных сетей, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны взаимодействовать в части обеспечения сохранности газораспределительных сетей, предупреждения аварий и чрезвычайных ситуаций, а также ликвидации их последствий.
Из пункта 49 Правил охраны газораспределительных сетей следует, что юридические и физические лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, а также функционирования газораспределительных сетей, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Полагаю, что АО «Сибирьгазсервис» приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований промышленной безопасности.
Должностным лицом при производстве по делу об административном правонарушении в данном случае не установлен владелец земельного участка, вошедшего в охранную зону газопровода, не представлено доказательств наличия препятствий доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей.
Из представленных АО «Сибирьгазсервис» документов следует, что все необходимые меры, все мероприятия, необходимые для безопасной эксплуатации и технического обслуживания газопровода выполняются в установленные сроки.
Должностным лицом не указаны какие мероприятия не исполнены АО «Сибирьгазсервис» в связи с наличием металлических гаражей в охранной зоне, в чем заключается препятствие к их исполнению.
Прихожу к выводу о том, что материалы дела не содержат достаточных достоверных доказательств наличия в действиях АО «Сибирьгазсервис» нарушений части 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ и подпункта «е» п. 14 Правил охраны газораспределительных сетей ( утв. Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. N 878, в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.12.2011 N 1101, от 17.05.2016 N 444).
Судом при рассмотрении дела вынесено постановление о привлечении АО «Сибирьгазсервис» к административной ответственности и представление об устранении причин и условий совершения правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В данном случае постановление и представление об устранении причин и условий совершения правонарушения подлежат отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление судьи Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 07 июля 2016 года, представление об устранении причин и условий совершения правонарушения от 07.07.2016 отменить.
Жалобу защитника АО «Сибирьгазсервис» ФИО1 удовлетворить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении АО «Сибирьгазсервис» прекратить за недоказанностью.
Судья «подпись» Л.А.Куранова
КОПИЯ ВЕРНА, подлинник решения находится в материалах административного дела № 7а- 516-2016
Судья-