ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7А-529/17 от 07.06.2017 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Дергаусова И.Е. Дело №7А-529/2017

РЕШЕНИЕ

г.Ставрополь 07 июня 2017 года

Судья Ставропольского краевого суда Ковалева Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Минераловодского городского Ставропольского края от 06 апреля 2017 года,

установил:

постановлением судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 06 апреля 2017 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде конфискации предметов административного правонарушения – 10000 долларов США, 15000 рублей и 215 азербайджанских манатов, без штрафа.

В жалобе ФИО1 просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

В возражениях на жалобу представитель Минераловодской таможни Ж.А.Ю. просит постановление судьи оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Изучив доводы жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения ФИО1, который повторил доводы жалобы и просил ее удовлетворить, представителя Минераловодской таможни Ж.А.Ю., просившего постановление судьи оставить без изменения, жалобу ФИО1 отклонить, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС), статьей 8 Соглашения от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного Союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», решением Межгосударственного Совета ЕврАзЕс от 5 июля 2010 года №51 «О договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза» при единовременном вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 000 долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме, путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму вывозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

В соответствии со статьей 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до двукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов либо конфискацию предмета административного правонарушения.

Согласно примечаниям к статье 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для целей применения указанной статьи незадекларированной признается сумма наличных денежных средств и (или) стоимость дорожных чеков сверх разрешенной таможенным законодательством Таможенного союза к ввозу (вывозу) без таможенного декларирования в письменной форме. Пересчет наличных денежных средств, денежных инструментов в валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Центрального банка Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 21 декабря 2016 года около 16 часов при проведении таможенных операций и таможенного контроля международного авиарейса №8718 «Минеральные Воды (Российская Федерация) – Баку (Азербайджан)» в терминале вылета аэропорта города Минеральные Воды гражданин ФИО1, вылетающий указанным авиарейсом вместе с членами своей семьи, в постоянной зоне таможенного контроля, в зале вылета международных авиалиний, воспользовавшись системой двойного коридора при прохождении таможенного контроля, следовал «зеленым» коридором через зону таможенного контроля зала вылета, тем самым заявив об отсутствии у него товаров, подлежащих обязательному декларированию.

Затем в зоне таможенного контроля ФИО1 поставил на рентген-аппарат свои вещи и прошел через рамку металлодетектора, после чего ФИО1 и члены его семьи были приглашены к стойке для проведения таможенного контроля.

На вопросы инспектора таможни ФИО1 пояснил, что пассажирскую таможенную декларацию не заполнял, наличные денежные средства у него имеются, предъявив инспектору для пересчета имеющиеся у него наличные денежные средства, после пересчета которых было установлено, что их общая сумма составила 20 000 долларов США, 15000 рублей и 215 азербайджанских манатов.

Данные обстоятельства послужили поводом к возбуждению в отношении ФИО1 дела об административном правонарушении по статье 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 16 февраля 2017 года (л.д.127-142), протоколом изъятия вещей и документов от 21 декабря 2016 года (л.д.99-126), копией паспорта ФИО1 (л.д.9), объяснениями ФИО1 (л.д.7-8), оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, действия ФИО1 образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Доводы жалобы о том, что в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, поскольку умысла на совершение административного правонарушения у него не было, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, поскольку по существу сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств.

Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшегося по делу постановления в части назначенного ФИО1 наказания.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса.

Частью 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 статьи. 4.1 Кодекса размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Законодатель, установив названные положения в Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Принимая во внимание, что ФИО1 наличие у него денежных средств в размере 20000 долларов США, 15000 рублей и 215 азербайджанских манатов не скрывал, учитывая отсутствие отягчающих, административную ответственность обстоятельств и отсутствие доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что ранее ФИО1 привлекался к административной ответственности, полагаю необходимым назначить ФИО1 административное наказание по статье 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 1/2 незадекларированной суммы наличных денежных средств, что с применением части 2.2, 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет 1/4 незадекларированной суммы наличных денежных средств (2500 долларов США, 3 750 рублей, 53,75 азербайджанских манатов).

Примечанием к статье 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что пересчет наличных денежных средств, денежных инструментов в валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Центрального Банка Российской Федерации.

Согласно информации Центрального Банка Российской Федерации курс доллара США на дату совершения ФИО1 административного правонарушения (21 декабря 2016 года) составил 61,7967 рублей, курс азербайджанского маната составил 34,6549 рубля.

На основании изложенного полагаю необходимым назначить ФИО1 административное наказание по статье 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере одной четвертой незадекларированной суммы наличных денежных средств без конфискации предметов административного правонарушения, а именно 2 500 долларов США, 3 750 рублей, 53,75 азербайджанских манатов, что в перерасчете в валюту Российской Федерации по курсу иностранных валют, установленному Центральным Банком Российской Федерации по состоянию на 21 декабря 2016 года, составляет 154491,75 рублей + 1862,70 рублей + 3750 рублей = 160104,45 рублей, без конфискации предметов административного правонарушения, поскольку применение конфискации в рассматриваемом случае не вызывает необходимости.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

решил:

жалобу ФИО1 удовлетворить частично.

Постановление судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 06 апреля 2017 года изменить в части назначения ФИО1 административного наказания.

Назначить ФИО1-о административное наказание в виде административного штрафа в размере одной четвертой незадекларированной суммы наличных денежных средств без конфискации предметов административного правонарушения, а именно 2 500 долларов США, 3 750 рублей, 53,75 азербайджанских манатов, что в перерасчете в валюту Российской Федерации по курсу иностранных валют, установленному Центральным Банком Российской Федерации по состоянию на 21 декабря 2016 года, составляет 160104,45 рублей.

Конфискованные денежные средства в сумме 10000 долларов США, 15 000 рублей, 215 азербайджанских манатов, находящихся на ответственном хранении в камере хранения вещественных доказательств Минераловодской таможни, расположенной по адресу: <...>, возвратить по принадлежности ФИО1

В остальной части постановление судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 06 апреля 2017 года оставить без изменения.

Судья

Ставропольского краевого суда Ю.В. Ковалева