Судья Радионова Н.А. Дело № 7А-577 /2019
Р Е Ш Е Н И Е
город Ставрополь 20 ноября 2019 года
Судья Ставропольского краевого суда Бостанов Ш.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 … на постановление судьи Ленинского районного суда города Ставрополя от 08 октября 2019 года,
установил:
постановлением судьи Ленинского районного суда города Ставрополя от 08 октября 2019 года ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, ФИО1 просит постановление судьи отменить, как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав ФИО1, просившую удовлетворить жалобу, прихожу к следующему.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям; каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия.
Основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ послужили выводы о том, что 10 июля 2019 года в 16 часов 30 минут в ходе проведения мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения «Дом архитектора Г.П. Кускова» (далее - Памятник), при осмотре его части, в котором расположено жилое помещение, по адресу: <...>, собственником которого является ФИО1 установлено, что к несущей стене дворового фасада пристроено помещение, представляющее собой объект капитального строительства высотой не менее 2 метров, которое практически полностью закрывают дворовой фасад Памятника и негативно влияют на его внешний облик. Также на земельном участке, непосредственно прилегающем к Памятнику, выявлена самовольная постройка в виде объекта капитального строительства высотой не менее 3 метров. Кроме того, в ходе осмотра Памятника было установлено, что на объекте культурного наследия не размещена информационная надпись.
10 июля 2019 года Управлением Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия было вынесено предписание №40, peгистрационный номер 04-12/1633, об устранении выявленных нарушений, совершив следующие действия: Провести ремонтно-реставрационные работы на Памятнике, включающие демонтаж незаконно возведенных помещения, представляющего собой объект капитального строительства высотой не менее 2 метров и пристройки расположенной на земельном участке непосредственно прилегающим к Памятнику, представляющей собой объект капитального строительства высотой не менее 3 метров. Работы проводить в соответствии с разработанной научно-проектной документацией, при наличии разрешения на их проведение, а также при осуществлении авторского и технического надзора в срок до 20.07.2020; Разработать проект установки информационной надписи на Памятнике - в срок до 31.12.2019; Установить информационную надпись на Памятнике в соответствии с согласованным в управлении проектом - в срок до 31.12.2019 г.
Указанные выше обстоятельства суд первой инстанции посчитал надлежащим образом установленными и подтвержденными материалами дела, в связи с чем, привлек ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.
Между тем, судьей районного суда не было учтено следующее.
На основании ст. 18 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ) федеральный орган охраны объектов культурного наследия и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охраны объектов культурного наследия, осуществляют работы по выявлению и учету объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры (далее - объекты, представляющие собой историко-культурную ценность) и рекомендуемых для включения в реестр. Указанные работы осуществляются в соответствии с государственными целевыми программами охраны объектов культурного наследия, а также на основании рекомендаций физических и юридических лиц.
Объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия (далее - соответствующий орган охраны объектов культурного наследия), документов, указанных в статье 17 настоящего Федерального закона.
Данные об объектах, представляющих собой историко-культурную ценность, вносятся в специальные документы. Перечень таких документов, формы их ведения, рекомендации по их заполнению определяются Положением о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Указанные документы являются частью реестра и подлежат бессрочному хранению.
Соответствующий орган охраны объектов культурного наследия направляет письменное уведомление собственнику выявленного объекта культурного наследия или пользователю им о дате поступления в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия документов, указанных в статье 17 настоящего Федерального закона, в течение семи дней.
Приказом Минкультуры России № 3956-р от 07 октября 2015 года «О регистрации объекта культурного наследия регионального значения «Дом архитектора Г.П.Кускова», 1912 г. (Ставропольский край) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, зарегистрирован объект культурного наследия регионального значения «Дом архитектора Г.П.Кускова», 1912 г. в едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный номер 261510215240005.
В соответствии с пунктами 8, 9, 12 статьи 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" региональный орган охраны объектов культурного наследия не позднее трех рабочих дней со дня получения информации от органа регистрации прав уведомляет собственника и (или) иного законного владельца объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, о включении указанного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия с приложением копии решения о включении объекта в указанный перечень, а также о необходимости выполнять требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 ФЗ.
Собственник или иной законный владелец выявленного объекта культурного наследия обязан выполнять определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия.
Обязанность собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия по выполнению указанных в пунктах 8 и 9 настоящей статьи требований к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия возникает с момента получения данным лицом предусмотренного пунктом 8 настоящей статьи уведомления.
Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется: органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения; местной администрацией муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
В деле отсутствуют сведения о том, что региональным органом охраны объектов культурного наследия до плановой проверки состояния объекта культурного наследия, то есть до 10 января 2018 года, согласно требованиям ст. 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", предпринимались какие-либо меры, направленные на получение ФИО1 уведомления о выявленном объекте культурного наследия, в том числе о том, что такое уведомление ей направлялось.
Также в представленных материалах отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что именно ФИО1 производились работы по строительству и реконструкции здания, в частности путем пристройки помещения, представляющее собой объект капитального строительства высотой не менее 2 метров и самовольная постройка в виде объекта капитального строительства высотой не менее 3 метров.
Кроме того. по смыслу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня его составления.
Протокол об административном правонарушении в отношении ФИО1 составлен 11 сентября 2019 года в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При этом, согласно материалам дела, доказательств того, что ФИО1 извещалась о дате, времени и месте осмотра и составления в отношении неё протокола об административном правонарушении нет, доказательств получения ФИО1 соответствующих уведомлений в материалах дела не имеется.
Между тем указанные фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела, судом первой инстанции, в нарушение требований статей 24.1, 26.1 КоАП РФ, оценены не были.
Таким образом, при рассмотрении дела судьей допущено существенное нарушение процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившее всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, ввиду допущенных существенных процессуальных нарушений, постановление судьи подлежит отмене с направлением дела на новое судебное рассмотрение, в ходе которого суду следует учесть все вышеизложенное и принять по делу решение в полном соответствии с требованиями КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Ленинского районного суда города Ставрополя от 08 октября 2019 года, вынесенное в отношении ФИО1 …. по делу административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд города Ставрополя.
Жалобу удовлетворить частично.
Судья краевого суда Ш.А. Бостанов