ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7А-587/2021 от 22.12.2021 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Лахина Е.Н. Дело № 7а-587/2021

РЕШЕНИЕ

город Новосибирск 22 декабря 2021 года

Судья Новосибирского областного суда Деменкова Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «ВЛЮМАК» Романенко М.В. на постановление судьи Первомайского районного суда города Новосибирска от 27 сентября 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ВЛЮМАК»,

установил:

15 сентября 2021 года старшим государственным инспектором Западно-Сибирского МУГАДН Пономаревым П.В. в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ВЛЮМАК» (далее ООО «ВЛЮМАК» или Общество) составлен протокол Серия ЮЛ-А № 002505 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Дело передано на рассмотрение в Первомайский районный суд города Новосибирска.

Постановлением судьи Первомайского районного суда города Новосибирска от 27 сентября 2021 года ООО «ВЛЮМАК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, директор ООО «ВЛЮМАК» Романенко М.В. обратился с жалобой в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.1 КоАП РФ.

В обоснование доводов жалобы заявителем указано, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Обществом не было допущено нарушений подпункта «з» пункта 8 Положений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 октября 2020 года № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами», так как на перевозчика возложена обязанность обеспечить передачу сведений и данная обязанность заявителем была выполнена, путем включения соответствующего условия в агентский договор № от 01 января 2021 года с ООО «Автовокзал-Главный» (агент по договору), согласно которому агент передает данные о пассажирах в автоматизированную центральную базу персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств (далее АЦБПДП). ООО «Автовокзал-Главный» надлежащим образом обеспечил передачу сведений о пассажирах 09 июля 2021 года по маршруту «город Новосибирск – город Томск», что также подтверждается приобщенным к материалам дела ответом ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» от 23 сентября 2021 года № ЗИТ-2065.

Просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срок, препятствий для ее рассмотрения не имеется.

Изучив доводы жалобы, которые поддержали директор ООО «ВЛЮМАК» Романенко М.В. и защитник Ермакова А.В., проверив в соответствии с положениями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ материалы дела в полном объеме, судья областного суда приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ООО «ВЛЮМАК» привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ, в связи с тем, что, являясь перевозчиком, в нарушение требований подпункта «з» пункта 8 Положений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 октября 2020 года № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» при осуществлении перевозок пассажиров автобусом 09 июля 2021 года в межрегиональном сообщении «город Новосибирск - город Томск» не осуществило передачу сведений о пассажирах (Радевич О.Г.) в автоматизированную централизованную базу персональных данных о пассажирах и персонале (об экипаже) автобусов лицензиата в случаях и порядке предусмотренных статьей 11 Федерального закона «О транспортной безопасности», что является нарушением части 1, пункта 2 части 3 статьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ.

Вместе с тем, принятое по делу решение подлежит отмене, исходя из следующего.

ООО «ВЛЮМАК» имеет бессрочную лицензию № АК-54-000375 от 06 мая 2019 года на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажиров или договора фрахтования транспортного средства.

Сведения об основном виде деятельности ООО «ВЛЮМАК» содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, и заключается в регулярных перевозках пассажиров автобусами в междугородном сообщении (код 49.39.11).

Согласно данным реестра ООО «ВЛЮМАК» имело ранее лицензию от 24 мая 2006 года на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, впоследствии 06 мая 2019 года получило лицензию на аналогичный вид деятельности.

Согласно положениям части 1 статьи 4 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее Закон о транспортной безопасности) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено названным Федеральным законом и иными федеральными законами. При этом под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1 Закона о транспортной безопасности).

В соответствии со статьей 11 Закона о транспортной безопасности в целях осуществления мер по обеспечению транспортной безопасности уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти создается единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности, которая состоит, в том числе из автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств (далее - АЦБПДП). Такие базы формируются перевозчиками при осуществлении перевозок автомобильным транспортом, в том числе по заказу, в международном сообщении и в междугородном сообщении между населенными пунктами, расположенными на территориях разных субъектов Российской Федерации.

Во исполнение статьи 11 Федерального закона от 09 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности» приказом Минтранса от 19 июля 2012 года №243 утвержден Порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных (далее Порядок формирования и ведения баз данных).

В силу требований пунктов 29, 30 Порядка формирования и ведения баз данных, передача данных осуществляется через подсистему взаимодействия (шлюз) АЦБПДП, к которому перевозчик или субъект транспортной инфраструктуры обеспечивает подключение. Оператор единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности предоставляет перевозчику (субъекту транспортной инфраструктуры) параметры подключения к шлюзу АЦБПДП. Перевозчик (субъект транспортной инфраструктуры) должен обеспечивать передачу данных о пассажирах в АЦБПДП с задержкой не более 30 минут после ввода данных в информационную систему перевозчика (субъекта транспортной инфраструктуры), если технологией передачи сведений о пассажирских перевозках конкретным видом транспорта не установлено иное.

Таким образом, указанные выше положения Порядка формирования и ведения баз данных возлагают на перевозчика обязанность по предоставлению в установленном законодательством о транспортной безопасности порядке и сроки сведений о пассажирах и персонале транспортных средств в АЦБПДП.

В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон о лицензировании) деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года № 1616 утверждено Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее Положение о лицензировании деятельности по перевозкам).

Требования к лицензиату установлены в пункте 8 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам, к числу которых относится, в том числе передача сведений о пассажирах и персонале (об экипаже) автобуса лицензиата в автоматизированную централизованную базу персональных данных о пассажирах и персонале (об экипаже) автобусов лицензиата в случаях и в порядке, которые предусмотрены статьей 11 Федерального закона «О транспортной безопасности» (подпункт «з» пункта 8).

ООО «ВЛЮМАК» вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ —осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 11.23 настоящего Кодекса.

В силу примечания 2 к названной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Согласно пункту 39 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относится нарушение одного из лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "а", "д", "з" - "к" и "н" пункта 8 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона о лицензировании.

В соответствии с частью 11 статьи 19 Закона о лицензировании, положением о лицензировании конкретного вида деятельности установлен исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Исходя из системного анализа приведенных норм, для привлечения лица к административной ответственности по части 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ необходимо наличие, в том числе двух условий в совокупности: несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а", "д", "з" - "к" и "н" пункта 8 настоящего Положения о лицензировании деятельности по перевозкам, и наличие в результате несоблюдения указанных требований последствий, установленных частью 11 статьи 19 Закона о лицензировании.

Согласно протоколу об административном правонарушении, неисполнение ООО «ВЛЮМАК» обязанности по передаче данных о пассажирах в АЦБПДП влечет возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровья граждан, участвующих в дорожном движении. При этом должностное лицо исходило из положений статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что использование транспортного средства представляет под собой деятельность, создающую повышенную опасность для окружающих, а также положений Закона о транспортной безопасности, предусматривающего обеспечение транспортной безопасности от незаконного вмешательства, под которым понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасности деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

Вместе с тем, материалы дела не содержат каких-либо данных, подтвержденных доказательствами, что в результате несоблюдения Обществом требований лицензиата, вменяемых протоколом, возникли последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона о лицензировании.

Приведенное же должностным лицом в протоколе об административном правонарушении обоснование не является достаточным, поскольку означает, что сам по себе факт нарушения требований подпунктов "а", "д", "з" - "к" и "н" пункта 8 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам являлся бы грубым нарушением лицензионных требований, и что противоречило бы положениями пункта 39 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам и части 11 статьи 19 Закона о лицензировании.

Таким образом, в действиях ООО «ВЛЮМАК» состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ, отсутствует.

Вменяемое юридическому лицу бездействие по неисполнению требования подпункта «з» пункта 8 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам по передаче сведений о пассажирах и персонале (об экипаже) автобуса лицензиата в автоматизированную централизованную базу персональных данных о пассажирах и персонале (об экипаже) автобусов лицензиата в случаях и в порядке, которые предусмотрены статьей 11 Федерального закона «О транспортной безопасности», образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.9 КоАП РФ.

Так, нормой статьи 19.7.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств. Полномочиями по рассмотрению дел о данном административном правонарушении обладает также Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

Разрешая вопрос о возможности переквалификации действий ООО «ВЛЮМАК» с части 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ на статью 19.7.9 данного Кодекса, судья областного суда учитывает следующее.

В соответствии с пунктом 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.

Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.

Принимая во внимание изложенное, поскольку составы административных правонарушений, предусмотренных статьей 14.1.2 КоАП РФ и статьей 19.7.9 КоАП РФ, имеют различные родовые объекты посягательства, возможность переквалификации вмененного ООО «ВЛЮМАК» деяния отсутствует. Кроме того, на момент рассмотрения судьей областного суда настоящего дела срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для статьи 19.7.9 данного Кодекса, истек.

С учетом установленных обстоятельств вынесенное в отношении ООО «ВЛЮМАК» постановление судьи Первомайского районного суда города Новосибирска от 27 сентября 2021 года подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда

решил:

постановление судьи Первомайского районного суда города Новосибирска от 27 сентября 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ВЛЮМАК», отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава правонарушения.

Жалобу директора ООО «ВЛЮМАК» Романенко М.В. удовлетворить.

Судья (подпись) Ю.Г.Деменкова

Копия верна: судья облсуда