Судья Соколов С.Г. Дело № 7а-597/2016
РЕШЕНИЕ
город Новосибирск 06 декабря 2016 года
Судья Новосибирского областного суда Быкова В.Б.,
С участием прокурора Пичкалева А.Д.
При ведении протокола судебного заседания секретарем Варюшкиной Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании протест Новосибирского транспортного прокурора Доценко Р.Ф. на постановление судьи Железнодорожного районного суда города Новосибирска от 01 ноября 2016 года,
установил:
01 ноября 2016 года старшим инспектором ГИАЗ ЛО МВД России по станции Новосибирск в отношении лица без гражданства ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, согласно которому ФИО1 нарушил режим пребывания на территории РФ, не выполнил обязанности определенные частью 2 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», совершил уклонение от выезда по истечении установленного срока пребывания, дело было передано на рассмотрение в районный суд (л.д.2).
Постановлением судьи Железнодорожного районного суда города Новосибирска от 01 ноября 2016 года, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, в удовлетворении представления начальника ЛО МВД России по станции Новосибирск ФИО2 отказано.
Не согласившись с указанным постановлением, Новосибирский транспортный прокурор Доценко Р.Ф. опротестовал его в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.10 КоАП РФ, просит постановление по делу об административном правонарушении от 01 ноября 2016 года отменить, возвратить дело на новое рассмотрение. В обоснование доводов протеста указывает, что ФИО1, являющийся лицом без гражданства, в связи с подачей заявления о приеме в гражданство Российской Федерации на основании части 4 статьи 41.4 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» 26.12.2014 получил документ, удостоверяющий личность серии №, сроком действия до 26.09.2015. По истечении срока действия данного документа ФИО1 не было принято каких-либо мер для получения документов, требуемых в соответствии с положениями статей 2, 10 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и подтверждающих его право на пребывание в Российской Федерации. Мер к выезду с территории Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» ФИО1 также принято не было. Только в связи с проведением доследственной проверки и возбуждением в отношении ФИО1 уголовного дела по части 3 статьи 327 УК РФ им повторно был получен документ, удостоверяющий личность. Указанное свидетельствует о наличии в действиях ФИО1 состава вмененного административного правонарушения и незаконности вынесенного судьей постановления.
Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, заслушав прокурора Пичкалева А.Д., поддержавшего доводы протеста и полагавшего, что постановление судьи районного суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и место жительства.
Данные права в силу статьи 55 Конституции РФ могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Часть 3 статьи 62 Конституции РФ устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральными законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона №115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В соответствии с абзацем 2 пункта 5 статьи 5 вышеуказанного закона срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона №115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»:
лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;
временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона №115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в целях настоящего Федерального закона понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Прекращая в отношении ФИО1 производство по делу об административном правонарушении судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в его действиях состава вмененного административного правонарушения, при этом исходил из того, что ФИО1 непрерывно пребывает на территории Российской Федерации с 1989 года, в настоящее время им поданы необходимые документы для оформления гражданства Российской Федерации, на основании чего ОВМ ОП № 7 «Ленинский» УМВД по г. Новосибирску выдано временное удостоверение личности, действительное до 30.01.2017.
Полагаю, что указанные выводы сделаны судьей районного суда преждевременно, фактические обстоятельства дела с достоверностью проверены и установлены не были.
Административная ответственность по части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ установлена, в том числе за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, уроженец Узбекистана ФИО1 является лицом без гражданства. 26.12.2014 ФИО1 УФМС России по Новосибирской области было выдано удостоверение лица без гражданства серия УЛ-50 №, срок действия 26.09.2015.
В материалах дела об административном правонарушении представлена копия временного удостоверения личности лица без гражданства №, выданного ФИО1 сроком действия до 30.01.2017, при этом сведения о выдаче указанного удостоверения личности в материалах дела отсутствуют.
Из письменных объяснений ФИО1 от 09.11.2016 следует, что по истечении срока действия данного удостоверения личности и до начала октября 2016 года он находился на территории Российской Федерации без оформления документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Таким образом, как полагаю, судья районного суда при рассмотрении дела должным образом не установлены фактические обстоятельства дела, в том числе основания и дата выдачи ФИО1временного удостоверения личности лица без гражданства №, сроком действия до 30.01.2017, не исследован вопрос о наличии у ФИО1 документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации в период с 27.09.2015 по день выявления правонарушения 01.11.2016.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ вышеуказанные недостатки носят существенный характер, в силу чего влекут отмену постановления судьи и возвращение дела на новое рассмотрение судье правомочному рассмотреть дело, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек.
При новом рассмотрении дела судье районного суда следует учесть изложенное, установить все обстоятельства по делу и принять законное и обоснованное постановление.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление судьи Железнодорожного районного суда города Новосибирска от 01 ноября 2016 года отменить, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, в отношении лица без гражданства ФИО1 направить в Железнодорожный районный суд города Новосибирска на новое рассмотрение.
Судья