ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7А-60/18 от 01.03.2018 Калининградского областного суда (Калининградская область)

Судья: Жогло С.В. Дело № 7А-60/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Калининградский областной суд в лице судьи – Струковой А.А.

при секретаре – Лемех М.Ю.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе инженера по охране окружающей среды (эколога) ООО «Группа компаний «Атлантис» ФИО1 на не вступившее в законную силу решение судьи Багратионовского районного суда Калининградской области от 22 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении ФИО1

Заслушав объяснения ФИО1 и его защитника – Витебского В.Г., поддержавших жалобу, мнение заместителя начальника отдела экологического надзора, охраны окружающей среды и экологической экспертизы Департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Б. и представителя Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области – ФИО2, полагавших решение законным и обоснованным, исследовав материалы дела, суд

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника отдела экологического надзора, охраны окружающей среды и экологической экспертизы Департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Б. от 6 октября 2017 года назначено инженеру по охране окружающей среды (экологу) ООО «Группа компаний «Атлантис» ФИО1 административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, выразившегося в том, что ООО «ГК Атлантис», имеющее лицензию на пользование недрами с целевым назначением и видами работ – добыча подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой завода по производству морепродуктов в количестве до 240 куб.м/сутки, на участке недр, расположенном в пос.Совхозное Багратионовского района, и являющееся недропользователем, в нарушение требований пункта 10.4 условий пользования недрами «Дополнительные условия» (Приложение № 1 к указанной лицензии) и положений ст.ст. 11, 12, 22, 23.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», п. 4 ст. 18 Закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не разработало и не представило на утверждение органу исполнительной власти Калининградской области проект зон санитарной охраны источника водоснабжения, используемого для хозяйственно-питьевого водоснабжения и технологического обеспечения, а также не направило проект разработки месторождения подземных вод на участке недр местного значения для согласования в Министерстве природных ресурсов и экологии Калининградской области.

В жалобе на указанное постановление ФИО1 просил его отменить и производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что постановлением администрации МО «Багратионовский муниципальный район» от 29 октября 2010 года утверждены пояса зон санитарной охраны подземного источника, а проект разработки месторождения подземных вод на участке недр местного значения в соответствии с п. 10.5 лицензии обществу необходимо разработать в срок до 1 июня 2018 года, который еще не наступил.

Решением судьи Багратионовского районного суда Калининградской области от 22 января 2018 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.

В жалобе на судебное решение ФИО1 ставит вопрос об его отмене, настаивая на вышеизложенных обстоятельствах. Дополнительно обращает внимание на то, что, по его мнению, административным органом нарушен срок давности привлечения к административной ответственности, который следует исчислять с 7 октября 2015 года, то есть с даты подписания дополнительного соглашения к условиям пользования недрами от 2 ноября 2010 года.

Проверив законность и обоснованность решения, суд находит его подлежащим оставлению без изменения.

Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность, в частности, за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Согласно ст. 12 названного Закона лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Из материалов дела следует, что Управлением по недропользованию по Калининградской области была выдана 2 ноября 2010 года ООО «ГК «Атлантис» лицензия ВЭ на пользование недрами с целью добычи подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой завода по производству морепродуктов в пос.Совхозное Багратионовского района, на срок до 1 октября 2015 года.

Дополнительным соглашением к условиям пользования недрами от 2 ноября 2010 года, заключенным 7 октября 2015 года между Министерством развития инфраструктуры Калининградской области и ООО «ГК «Атлантис», срок действия лицензии продлен до 1 октября 2020 года.

Согласно п. 5 ст. 5 Водного кодекса РФ бассейны подземных вод и водоносные горизонты относятся к подземным водным объектам.

В соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Как видно из материалов дела, постановлением администрации МО «Багратионовский муниципальный район» от 29 октября 2010 года утверждены пояса зон санитарной охраны подземного источника.

Принимая во внимание принятие соответствующего решения неуполномоченным органом, дополнительным соглашением от 7 октября 2015 года к условиям пользования недрами от 2 ноября 2010 года на ООО «ГК «Атлантис» возложена обязанность в срок до 31 марта 2017 года установить границы и режимы зон санитарной охраны, а также утвердить проект зон санитарной охраны источника водоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Несмотря на предоставление ООО «ГК «Атлантис» разумного срока для выполнения указанных действий, проект зон санитарной охраны источника водоснабжения не представлен до настоящего времени в уполномоченный орган исполнительной власти Калининградской области при отсутствии к этому объективных препятствий.

Статьей 23.2 Закона РФ «О недрах» определено, что разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами. Технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, до утверждения подлежит согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

В нарушение приведенных норм закона ООО «ГК «Атлантис» с момента получения лицензии и до настоящего времени не представило проект разработки месторождения подземных вод на участке недр местного значения на согласование в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Данных о наличии обстоятельств, препятствующих пользователю недр исполнить соответствующую обязанность, в деле не имеется.

Дополнительным соглашением от 7 октября 2015 года к условиям пользования недрами от 2 ноября 2010 года на ООО «ГК «Атлантис» возложена обязанность в срок до 1 июня 2018 года подготовить и представить на согласование в Министерство развития инфраструктуры Калининградской области технический проект разработки месторождения подземных вод.

Однако само по себе установление такого срока не свидетельствует об отсутствии состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, поскольку объективную сторону данного правонарушения образуют действия по недропользованию с нарушением лицензионных условий, а не бездействие, выражающееся в невыполнении обязанности по разработке и согласованию с уполномоченными органами технического проекта.

В этой связи срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять не с даты, следующей за датой, установленной дополнительным соглашением от 7 октября 2015 года для разработки и согласования проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения (до 31 марта 2017 года) и технического проекта (до 1 июня 2018 года), а с момента обнаружения длящегося правонарушения, (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

Поскольку осуществление ООО «ГК «Атлантис» недропользования при отсутствии необходимых документов выявлено по результатам проверки, проведенной в период с 16 августа по 8 сентября 2017 года, административным органом срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.

Учитывая, что уполномоченным должностным лицом ООО «ГК «Атлантис» в сфере охраны окружающей среды является ФИО1, он правомерно признан субъектом вышеописанного правонарушения.

Наказание назначено ФИО1 в пределах санкции ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.

Процедура привлечения к административной ответственности не нарушена.

При таких обстоятельствах судебное решение и, соответственно, постановление по делу об административном правонарушении отмене не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Багратионовского районного суда Калининградской области от 22 января 2017 года оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья Калининградского

областного суда А.А. Струкова