РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯКАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья:Лунина С.В. дело №7А-60/2019 г.
Р Е Ш Е Н И Е
21 февраля 2019 г. г. Калининград
Судья Калининградского областного суда Шубин Д.В.,
при секретаре Худоба О.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу ГКУ КО «Управление охотничьего и лесного хозяйства Калининградской области» на решение судьи Черняховского городского суда Калининградской области от 23 января 2019 года, которым оставлено без изменений постановление начальника ОГИБДД МО МВД России «Черняховский» от 14 декабря 2018 года по ст. 12.32 КоАП РФ в отношении ГКУ КО «Управление охотничьего и лесного хозяйства Калининградской области».
ФИО1 ФИО2, ФИО3, суд
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника ОГИБДД МО МВД России «Черняховский» от 14 декабря 2018 года № ГКУ КО «Управление охотничьего и лесного хозяйства Калининградской области» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 12.32 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Решением судьи Черняховского городского суда Калининградской областиот 23 января 2019 года указанное постановление оставлено без изменений, жалоба – без удовлетворения.
ГКУ КО «Управление охотничьего и лесного хозяйства Калининградской области» обратилось с жалобой на указанное решение, просит его отменить, производство по делу прекратить, в обоснование указывает, что в силу специфики деятельности учреждения его должностные лица не осуществляют допуск лесничих к управлению автомобилями, которые за ними закреплены. М. не является водителем, на него не распространяются требования, предусмотренные ст.ст. 20, 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Заслушав объяснения защитников, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 12.32 КоАП РФ предусмотрена ответственность за допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается: допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих Российских национальных водительских удостоверений, подтверждающих право на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий.
В силу пункта 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения к эксплуатации должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается допускать к управлению транспортными средствами лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории или подкатегории.
Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением (пункт 4 статьи 25 Федерального закона"О безопасности дорожного движения").
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 этого же закона основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе истечение срока действия водительского удостоверения.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что М., работающий в ГКУ КО «Управление охотничьего и лесного хозяйства Калининградской области» в должности <данные изъяты>, 6 ноября 2018 года в 10 часов 30 минут на ул. Центральной в г. Черняховске управлял служебным автомобилем «<данные изъяты>» г.н.з. №, не имея права управления транспортными средствами (истек срок действия водительского удостоверения).
Приказом директора ОГУ «Калининградобллесохотуправление» от 30.09.2008 № «О закреплении автомобильного транспорта» а/м <данные изъяты> гос. номер № закреплен за М. и по накладной от 30.09.2008 ему передан, а в соответствии с Приказом этого же должностного лица № от 23 июня 2015 определено место стоянки для этого служебного автомобиля – по адресу: <адрес> (во дворе).
Вина ГКУ КО «Управление охотничьего и лесного хозяйства Калининградской области» в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 12.32 КоАП РФ, подтверждается следующими доказательствами: протокол об административном правонарушении от 28 ноября 2018 года, объяснение М., путевой лист №, иные материалы дела.
Довод о том, что М. 6 ноября 2018 года самовольно,не в связи с выполнением служебного задания,получил доступ к управлению автомобилем, опровергается пояснениями защитников и материалами дела, из которых следует, что автомобили, закрепленные за лесничими, хранятся по месту их жительства, и используются для объезда территории с целью выявления правонарушений.
В силу статьи 2 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя.
Статьей 6 указанного федерального закона установлено, что осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещается.
Наличие путевого листа за 1-10 ноября 2018 года указывает на то, что в эти дни автомобиль был выпущен организацией на осуществления перевозок. Довод о недействительности путевого листа отклоняется, поскольку отсутствие подписи механика не является достаточным основанием признать данный документ подложным.
Водительское удостоверение на имя М.№ было выдано 22 августа 2008 года и действительно до 22 августа 2018 года, то есть последний управлял транспортным средством, не имея соответствующего права, продолжительный период времени.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как правильно указал суд в постановлении, доказательств принятия всех возможных мер по недопущению нарушений установленных правил или невозможности их соблюдения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств ГКУ КО «Управление охотничьего и лесного хозяйства Калининградской области» не представлено. Таковыми, в частности, могут быть учет срока действия водительских удостоверений сотрудников, пользующихся служебными автомобилями, проверка документов уполномоченными должностными лицами при выдаче путевого листа (что является обязанностью). В данной же ситуации, когдапорядок предрейсового контроля транспортных средств в ГКУ КО «Управление охотничьего и лесного хозяйства Калининградской области» существенно нарушен, за негативные последствиятаких нарушений должна нести ответственность данная организация.
Процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену судебного акта, не выявлено.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Принимая во внимание обстоятельства правонарушения,имущественное и финансовое положение ГКУ КО «Управление охотничьего и лесного хозяйства Калининградской области», специфику его деятельности, а также то, что санкция ст. 12.32 КоАП РФ предполагает для юридического лица безальтернативное наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей, суд усматривает основания для снижения штрафа в порядке ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ до 50000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление начальника ОГИБДД МО МВД России «Черняховский» от 14 декабря 2018 годаи решение судьи Черняховского городского суда Калининградской области от 23 января 2019 года изменить, снизив размер штрафа, назначенного ГКУ КО «Управление охотничьего и лесного хозяйства Калининградской области», до 50000 рублей. В остальной части решение суда и постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья: Д.В. Шубин