ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7А-628/2022 от 13.10.2022 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Александрова Е.А. Дело № 7а-628/2022

РЕШЕНИЕ

13 октября 2022 года город Новосибирск

Судья Новосибирского областного суда Конева Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО1Николаевой Е.Г. на постановление судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 20 июня 2022 года,

установил:

9 мая 2022 года инспектором ГПДН ОУУП и ПДН отдела полиции №1 «Центральный» Управления МВД России по г. Новосибирску ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении ФИО1

Дело об административном правонарушении передано в Центральный районный суд города Новосибирска.

Постановлением судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 20 июня 2022 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

На постановление районного суда защитником ФИО1Николаевой Е.Г. подана жалоба в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.1 КоАП РФ.

В обоснование доводов жалобы заявителем указано, что в действиях ФИО1 отсутствует состав вменяемого административного правонарушения: не доказан факт дискредитации Вооруженных Сил Российской Федерации. Наличие флага, не принадлежащего никакому государству, само по себе не может искажать и дискредитировать задачи по использованию Вооруженных Сил Российской Федерации. Данное публичное действие ФИО1 является выражением собственного мнения в поддержку мира и безопасности, дипломатического решения международных споров безотносительно к каким-либо конкретным военным операциям. Кроме того, никаких оскорблений, обвинения и критики в адрес Вооруженных Сил Российской Федерации в действиях ФИО1 не было. Указывает, что имеет место субъективная интерпретация цветов флага сотрудниками полиции, а официального толкования цветов флага не существует. Роскомнадзор России не считает Википедию надлежащим и заслуживающим доверия источником информации. Такие же цвета принадлежат флагу Сосново-Озерского сельского поселения Республики Бурятия.

Формулировка статьи 20.3.3 КоАП РФ не соответствует критериям Конституционного суда Российской Федерации об определенности, конкретности, стабильности и предсказуемости формулировок закона Российской Федерации. Кроме того законодательство не содержит легального определения понятий «война» и «специальная военная операция». Полагает, что обвинение строится не на правовых, а на политических доводах.

Факт задержания ФИО1 и привлечение его к ответственности являются нарушением положений Конституции РФ, положений КоАП РФ, Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Жалоба подана в установленный статьей 30.3 КоАП РФ срок, препятствий для ее рассмотрения не имеется.

Изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность вынесенного постановления в соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ на основании имеющихся в деле доказательств в полном объеме, заслушав защитника Николаеву Е.Г., прихожу к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленные на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ "Об обороне" (далее – Закон об обороне) Вооруженные Силы Российской Федерации – государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

В целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Законом.

Порядок использования, цели и задачи Вооруженных Сил Российской Федерации определены Конституцией Российской Федерации, Законом об обороне и иными нормативными актами Российской Федерации.

Использование Вооруженных Сил Российский Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности соответствует положениям статьи 79.1 Конституции Российской Федерации, предусматривающей полномочия Российской Федерации в указанных целях, и в рамках осуществления данных полномочий Конституцией Российской Федерации также закреплен принцип защиты и покровительства российских граждан за пределами Российской Федерации (часть 2 статьи 62 Конституции Российской Федерации).

В частности, исходя из данных норм, Федеральным законом от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» предусмотрено осуществление государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом - граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за ее пределами (пункт 2 статьи 1), основанной на признании неотчуждаемости и принадлежности каждому от рождения основных прав и свобод человека и гражданина (пункт 2 статьи 5); несоблюдение иностранным государством общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина в отношении соотечественников является основанием для принятия органами государственной власти Российской Федерации предусмотренных нормами международного права мер по защите интересов соотечественников (пункт 5 статьи 14 закона).

В соответствии с пунктом «г» статьи 102 Конституции Российской Федерации, подпунктом 4 пункта 1 статьи 5 Закона об обороне, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории относится к исключительной компетенции Совета Федерации по предложению Президента Российской Федерации и принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления.

Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 февраля 2022 года № 35-СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации» дано согласие Президенту Российской Федерации на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права.

24 февраля 2022 года Президентом Российской Федерации во исполнение ратифицированных Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой (Федеральный закон от 22 февраля 2022 года № 15-ФЗ), Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Луганской Народной Республикой (Федеральный закон от 22 февраля 2022 года № 16-ФЗ) принято решение о проведении специальной военной операции.

Президент Российской Федерации, являясь в соответствии с частью 1 статьи 87 Конституции Российской Федерации Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, уполномочен в области обороны определять основные направления военной политики Российской Федерации; утверждать военную доктрину Российской Федерации, осуществлять руководство Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами; вести переговоры и подписывать международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию мира и международной безопасности (подпункты 1-3, 17 пункта 2 статьи 4 Закона об обороне).

Согласно пункту 22 Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 года №Пр-2976, Российская Федерация считает правомерным применение Вооруженных Сил, других войск и органов для отражения агрессии против нее и (или) ее союзников, поддержания (восстановления) мира по решению Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности, а также для обеспечения защиты своих граждан, находящихся за пределами России, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

На основании вышеизложенного использование Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе за пределами ее территории, в целях защиты интересов России и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, на основании решения уполномоченного органа, принятого в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, является правомерным.

Как следует из материалов дела, ФИО1, находясь 9 мая 2022 года около 15 часов 30 минут в общественном месте <адрес>, нес в руках флаг бело-сине-белого цвета (не принадлежащий иному государству), демонстрируя его неопределенному кругу лиц, тем самым осуществляя публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в Донецкой Народной Республике и Луганской Народной Республике в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности. Флаг, согласно открытых источников (https://ru.m.wikipedia.org/wiki/;https://translated.turbopages.org/proxyu/en-ru.ru.0c788ab1-6278e2d71a67724574722d776562/https/en.m.wikipedia.org/wiki/Б CБ), символизирует протест против вторжения России на Украину и несогласие с военными действиями на Украине, тем самым искажал и дискредитировал задачи по использованию Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и сами Вооруженные Силы Российской Федерации, которые используются за пределами территории Российской Федерации на основе общепринятых принципов и норм международного права, при этом указанные действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ.

Судья районного суда пришел к выводу, что бело-сине-белый флаг используется протестующими против специальной военной операции, проводимой Вооруженными Силами Российской Федерации, в связи с чем действия были направлены на дискредитацию ВС РФ. С выводами судьи соглашаюсь.

Доводы защитника ФИО1 основаны на том, что полотнище, сочетающее указанные цвета, не является официальным флагом, символом чего-либо, интернет-ресурс «Википедия» не может служить доказательством целей использования флага.

Вместе с тем, полагаю, что действия ФИО1 направлены на использование флага как протеста против действий Вооруженных Сил Российской Федерации в специальной военной операции, то есть дискредитацию (подрыв доверия, авторитета, очернение), направлено на осуждение и формирование ложного мнения относительно истинных целей и задач использования Вооруженных Сил Российской Федерации в специальной военной операции, пропагандирует отрицание законных оснований использования ВС РФ.

Флаг не является общепринятым символом какого-либо государственного образования, вместе с тем широкое использование флага с таким цветовым сочетанием вызывает ассоциацию с протестом против действий Вооруженных Сил России.

В данном случае доказательством направленности действий ФИО1 является сложившаяся практика использования данного флага на публичных мероприятиях против проведения специальной военной операции как в России, так и в других странах с начала специальной военной операции в феврале 2022 года, данный флаг был создан и используется именно как выражение протеста против действий российских Вооруженных Сил на Украине, флаг используется как самостоятельно, так и в виде изображений на плакатах, листовках, одежде, в том числе в сочетании с лозунгом «Нет войне».

Подтверждение данных обстоятельств сведениями, содержащимися в общедоступной сети «Интернет», в том числе на сайтах «Википедия», социальных сетях (например, (https://whitebluewhite.tilda.ws; http://t.me/whitebluewhite и др.) не противоречит понятию доказательств, в качестве которых могут использоваться любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).

Довод защитника в том, что флаг аналогичных цветовых сочетаний имеется в Сосново-Озерском сельском поселении Республики Бурятия, полагаю способом защиты. Сам ФИО1 каких-либо пояснений относительно целей своих действий не дает. Вместе с тем, 9 мая является государственным праздником России – Днем Победы, в этот день 9 мая 2022 года на территории города Новосибирска проходили различные праздничные мероприятия, посвященные победе в Великой Отечественной войне. Демонстрация флага именно в этот день, в общественном месте, на улице, где было перекрыто движение транспорта для проведения праздничных мероприятий с тематикой праздника, в условиях проведения специальной военной операции, не дает оснований полагать, что ФИО1 использовал флаг в каких-либо иных целях.

Фактические обстоятельства использования флага защитником не оспариваются, подтверждены протоколом об административном правонарушении, рапортом сотрудника полиции, актом просмотра видеозаписей, фотоснимком, вещественным доказательством – флагом, а также другими материалами дела.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Оснований для иной оценки представленных доказательств не нахожу.

Применение в отношении ФИО1 мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении не повлияло на законность и обоснованность вынесенного судьей постановления. Кроме того, действия должностных лиц, связанные с применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, могут быть оспорены в ином судебном порядке.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей назначено заявителю в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований для признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Вместе с тем судьей районного суда не учтено следующее.

Согласно части 3 статьи 26.6 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны принять решение о вещественных доказательствах по окончании рассмотрения дела.

В силу части 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу (пункт 1 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ).

В качестве вещественного доказательства у ФИО1 при составлении протокола изъят предмет административного правонарушения –флаг бело-сине-белого цвета, который как предмет, использованный в незаконных целях, возвращению ФИО1 не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

постановление судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 20 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу защитника Николаевой Е.Г. – без удовлетворения.

Изъятый у ФИО1 флаг хранить с делом.

Судья Ю.А. Конева