ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7А-644/2022 от 11.10.2022 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Александрова Е.А. Дело № 7а-644/2022

РЕШЕНИЕ

11 октября 2022 года город Новосибирск

Судья Новосибирского областного суда Конева Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ИП Корявина А.Ю. на постановление судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 30 июня 2022 года,

установил:

20 мая 2022 года заместителем начальника отдела экспортного контроля Управления Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по Сибирскому Федеральному округу (далее – Управление) Тер-Томасовым К.А. составлен протокол об административном правонарушении , предусмотренном частью 1 статьи 14.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Индивидуального предпринимателя Корявина А.Ю.

Материалы направлены на рассмотрение в Центральный районный суд города Новосибирска.

Постановлением судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 30 июня 2022 года ИП Корявин А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.20 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 410 154 руб.

Не согласившись с постановлением, ИП Корявин А.Ю. обжаловал его в Новосибирский областной суд в порядке, предусмотренном статьей 30.1 КоАП РФ.

Не оспаривая виновность во вменяемом административном правонарушении, заявитель выражает несогласие с назначенным наказанием, указывая, что имеются все основания для снижения назначенного размера штрафа в соответствии с положениями части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ. Указывает, что письменные объяснения с подтверждающими документами были им направлены в адрес Центрального районного суда города Новосибирска по электронной почте до даты судебного заседания, однако судом не дана надлежащая оценка обстоятельствам, изложенным в направленных документах.

Обращает внимание суда на то обстоятельство, что правонарушение совершено им неумышленно, отягчающих вину обстоятельств не установлено, положительно характеризуется по предыдущему месту работы, просит учесть имущественное положение, тот факт, что у него на иждивении находятся жена и мать, которая после перенесенной болезни нуждается в постоянном уходе, в связи с чем работать у Корявина А.Ю. нет возможности.

Заявитель просит изменить постановление Центрального районного суда города Новосибирска в части назначенного наказания и уменьшить размер штрафа вполовину.

Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.

Изучив доводы жалобы, а также проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ материалы дела в полном объеме, прихожу к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).

Частью 1 статьи 14.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами либо результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов и в отношении которых установлен экспортный контроль, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных разрешением (лицензией), а равно с использованием разрешения (лицензии), полученного (полученной) незаконно, либо с представлением документов, содержащих недостоверные сведения, за исключением случаев, предусмотренных статьями 16.1, 16.3, 16.19 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости товаров, информации, работ, услуг либо результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 1999 года №183-ФЗ «Об экспортном контроле» устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности.

Согласно статье 1 Федерального закона "Об экспортном контроле" контролируемые товары и технологии - это сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об экспортном контроле» списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются постановлениями Правительства Российской Федерации.

Согласно Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2011 года № 1661 (далее – Список), действовавшего на момент совершения административного правонарушения, к товарам, ввоз которых на территорию Российской Федерации контролируется по соображениям национальной безопасности, относятся пиротехнические средства. С 22.07.2022 г. действует аналогичный Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2022 № 1299, в который также включены пиротехнические изделия.

В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона «Об экспортном контроле» внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий (в том числе прав на них) иностранным лицам, ввоз отдельных видов контролируемых товаров и технологий в Российскую Федерацию в случаях, если это необходимо для обеспечения безопасности государства или выполнения международных обязательств Российской Федерации, подлежат лицензированию. Номенклатура контролируемых товаров и технологий, ввоз которых в Российскую Федерацию подлежит лицензированию, устанавливается Правительством Российской Федерации на основании списков (перечней), указанных в статье 6 названного Федерального закона.

Разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами, включенными в Список, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2011 г. № 1661, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2001 г. № 447 «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники».

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона «Об экспортном контроле» идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности.

Согласно статье 1 Федерального закона «Об экспортном контроле» российские участники внешнеэкономической деятельности (российские лица) – осуществляющие внешнеэкономическую деятельность или осуществляющие ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров, информации, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, и физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации или получившими вид на жительство в Российской Федерации иностранными гражданами, в том числе физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правила выдачи лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов и в отношении которых в соответствии со списками (перечнями) контролируемых товаров и технологий, утверждаемыми Указами Президента Российской Федерации, установлен экспортный контроль, определены Положением о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. №691.

Как следует из материалов дела, 11 апреля 2022 года заместителем начальника отдела экспортного контроля Управления ФСТЭК России по СФО Тер-Томасовым К.А. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, в рамках которого установлено, что ИП Корявин А.Ю. по договору поставки от 30 августа 2021 года получил 1 сентября 2021 года от ОДО «<данные изъяты>» <данные изъяты>) пиротехническую продукцию (<данные изъяты>) на общую сумму 410 154 руб. Покупка и получение продукции подтверждаются счетом от 30 августа 2021 года , счетом-фактурой от 30 августа 2021 года , товарной накладной от 1 сентября 2021 года , международной товарно-транспортной накладной от 1 сентября 2021 года с отметкой покупателя о приеме груза (место передачи товара: <адрес>), платежным поручением.

Согласно идентификационному заключению от 6 мая 2022 года , выполненному на основании определения от 28 апреля 2022 года , указанные пиротехнические изделия относятся к контролируемым товарам, включенным в списки (перечни) контролируемых товаров, утвержденных Указами Президента РФ, и на их получение (импорт) требуется лицензия ФСТЭК России.

Такой лицензии, либо иных разрешительных документов на осуществление внешнеэкономических операций по договору поставки от 30 августа 2021 года контролируемых товаров ИП Корявин А.Ю. не получал.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ИП Корявина А.Ю. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.20 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства совершения правонарушения и вина ИП Корявина А.Ю. объективно подтверждаются исследованными и представленными доказательствами, которым судьей районного суда при принятии решения в соответствии с требованиями статей 24.1, 26.11 КоАП РФ дана надлежащая оценка, и на основании полного и всестороннего их анализа установлены все предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ юридически значимые обстоятельства совершения правонарушения.

Оснований для иной оценки представленных доказательств не нахожу.

Действия ИП Корявина А.Ю. квалифицированы по части 1 статьи 14.20 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.

При разрешении доводов жалобы о строгости назначенного наказания, учитываю следующее.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).

В соответствии с приложением к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

В соответствии с частями 2.2, 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

ИП Корявиным А.Ю. представлены документы, подтверждающие его имущественное положение, семейные обстоятельства, связанные с необходимостью постоянного постороннего ухода за близким родственником, сведения о необходимых лекарствах на восстановление здоровья. На момент совершения ИП Корявиным А.Ю. административного правонарушения сведений о привлечении его к административной ответственности не имеется. Вину ИП Корявин А.Ю. в совершении правонарушения признал.

Полагаю, что указанные обстоятельства возможно признать исключительными и в соответствии с положениями частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ уменьшить назначенный штраф вполовину, что в данном случае позволит соблюсти принципы соразмерности и справедливости наказания.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление судьи Центрального районного суда города Новосибирска от 30 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП Корявина А.Ю. изменить, назначить административный штраф в размере 205 077 (двести пять тысяч семьдесят семь), в остальной части постановление оставить без изменения; жалобу – удовлетворить.

Судья Ю.А. Конева