ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7А-71/2018 от 13.02.2018 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Шумова Н.А. Дело № 7а-71/2018

РЕШЕНИЕ

13 февраля 2018 года г. Новосибирск

Судья Новосибирского областного суда Быкова В.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе ООО «Мочищенский завод ЖБИ» на постановление судьи Заельцовского районного суда города Новосибирска от 13 декабря 2017 года,

установил:

10 октября 2017 года заместителем начальника Новосибирского отдела по надзору за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями и котлонадзору Сибирского управления Ростехнадзора в отношении ООО «Мочищенский завод ЖБИ» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Постановлением судьи Заельцовского районного суда города Новосибирска от 13 декабря 2017 года ООО «Мочищенский завод ЖБИ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 руб.

С указанным постановлением не согласилось ООО «Мочищенский завод ЖБИ». В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.1 КоАП РФ, не оспаривая факт совершения Обществом вмененного административного правонарушения, просит постановление судьи районного суда изменить, применить к ООО «Мочищенский завод ЖБК» административное наказание в виде наложения штрафа в размере ниже минимального значения, ссылаясь на наличие смягчающих обстоятельств по делу, добровольное прекращение противоправного поведения и устранение выявленных нарушений.

Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.

Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему.

В соответствии со статьями 24.1, 26.11 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, при этом судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», который направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Положения настоящего Федерального закона распространяются на настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 указанного Федерального закона правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

Согласно статье 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

25 марта 2014 года приказом Ростехнадзора № 116 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», которые направлены на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля (МПа).

Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, при проведении внеплановой выездной проверки на основании распоряжения Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №03-24- 06/1065 от 30.08.2017 ООО «Мочищенский завод ЖБК» с целью проверки соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта «Сеть газопотребления», зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов рег. №А60-00699-0001, расположенного по адресу: <адрес>, в составе которой используется (эксплуатируется) оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мПа (паровые котлы, экономайзеры, трубопроводы пара) 03.10.2017 в 14.00 час. были выявлены нарушения требований промышленной безопасности, а именно:

- ООО «Мочищенский завод ЖБК» не переоформлена лицензия №ВП-60-000809 (КС) от 17.09.2009 на осуществление деятельности «Эксплуатация взрывоопасных производственных объектов» в связи с изменением наименования на осуществление деятельности «Эксплуатация взрывоопасных производственных объектов и химически опасных производственных объектов I, II и III класса опасности», что является нарушением требований пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 6.1 статьи 22 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

- Не проведена экспертиза промышленной безопасности на распределительный паровой коллектор и трубопровод подачи пара на теплообменники заводского отопления, чем нарушены пункт 1 статьи 9, пункт 2 статьи 7 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 411 (в) Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утв. Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 №116;

- Отсутствует производственная инструкция по режиму работы и безопасному обслуживанию паровых котлов ДЕ-16- 14 и ДКВР 10/13, чем нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 218 (ж) Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утв. Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 №116;

- Отсутствует производственная инструкция по режиму работы и безопасному обслуживанию трубопроводов пара, чем нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 218 (ж) Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением»;

- Отсутствует инструкция, устанавливающая действие персонала, обслуживающего оборудование под давлением в аварийных ситуациях, чем нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункты 357, 358 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением»;

- Не проводится проверка исправности автоматических защит паровых котлов, отсутствует график и инструкция, определяющие сроки и порядок проведения проверок, чем нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 279 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением»;

- Не производится проверка исправности предохранительных клапанов парового котла ДКВР 10/13, ст.№3 (отсутствуют устройства для подрыва клапанов), чем нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 277 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением»;

- На питательных линиях между котлами и неотключаемыми по воде экономайзерами установлены запорные органы (предохранительные клапаны на экономайзерах отсутствуют), чем нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункты 44, 60 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением»;

- На трубопроводе пара peг.№474, расчетное давление которого (0,8 МПа) ниже давления питающего его источника (разрешенное рабочее давление котлов 1,0-1,3 МПа), отсутствует редуцирующее устройство, чем нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 344 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением»;

- Не выполнены мероприятия по ремонту строительных конструкций металлической дымовой трубы, выявленные по результатам экспертизы промышленной безопасности 60-ЗС-11337-22016, а именно:

выполнить отмостку шириной не менее 800мм, вокруг фундаментов несущей башни дымовой трубы;

выполнить гидроизоляцию железобетонных фундаментов стального несущего каркаса, чем нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 218 (о) Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением»;

- Не проведена экспертиза промышленной безопасности на здание котельной, чем нарушены пункт 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункты 218(о), 410(б) Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением».

Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из материалов дела у ООО «Мочищенский завод ЖБИ» имелась возможность для надлежащего исполнения вышеуказанных требований закона, при этом каких-либо доказательств, что юридическим лицом были своевременно предприняты все зависящие от него меры по соблюдению закона, представлено не было.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются материалами дела об административном правонарушении, которым судьей была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ и по существу не оспаривается лицом, привлекаемым к административной ответственности. Оснований для иной оценки представленных доказательств не нахожу.

При таких обстоятельствах, судья районного суда сделал правильный вывод о наличии в действиях ООО «Мочищенский завод ЖБИ» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Постановление о привлечении ООО «Мочищенский завод ЖБИ» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, а также судьей в соответствии с правилами территориальной подведомственности.

Вместе с тем имеются основания для изменения постановления судьи районного суда в части назначенного обществу наказания.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Санкция части 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде штрафа от 200 000 до 300 000 рублей.

Учитывая, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, характер совершенного правонарушения, отсутствие каких-либо последствий, устранение выявленных нарушений судья приходит к выводу о возможности применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и назначения наказания в виде штрафа ниже низшего предела.

Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств дела, на основании частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ штраф подлежит снижению - до 100000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление судьи Заельцовского районного суда города Новосибирска от 13 декабря 2017 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Мочищенский завод ЖБИ», оставить без изменения, уменьшив размер назначенного административного штрафа до 100 000 рублей, удовлетворив жалобу ООО «Мочищенский завод ЖБИ».

Судья