Судья: Ильин М.С. Дело № 7А-76/2020
Р Е Ш Е Н И Е
6 февраля 2020 года г. Калининград
Калининградский областной суд в лице судьи – Струковой А.А.
при секретаре – Журавлеве Н.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе администрации муниципального образования «Зеленоградский городской округ» на не вступившее в законную силу решение судьи Зеленоградского районного суда Калининградской области от 12 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Заслушав возражения против доводов жалобы ведущего консультанта отдела административно-технического надзора Департамента охраны окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Пронина А.А., полагавшего решение законным и обоснованным, исследовав материалы дела, суд
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением ведущего консультанта отдела административно-технического надзора Департамента охраны окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Пронина А.А. от 26 сентября 2019 года № 724/2019 назначено администрации МО «Зеленоградский городской округ» административное наказание с применением ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, выразившегося в том, что в ходе рейдового осмотра территории 19 августа 2019 года на контейнерной площадке в районе дома 10 на Липовой аллее в пос.Низовка Зеленоградского городского округа выявлено наличие контейнера и отходов из жилищ несортированных (исключая крупногабаритные) (код по ФККО 7 31 110 01 72 4), расположенных на почве в месте, не имеющем твердого покрытия и ограждения, в нарушение требований ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1, 2 ст. 51 Закона об охране окружающей среды, ч. 4 ст. 8, ч. 2 ст. 11, ч.ч. 1, 3 ст. 13.4 Закона об отходах производства и потребления, п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039.
Этим же постановлением администрации МО «Зеленоградский городской округ» вменено в вину необорудование места для накопления крупногабаритных отходов на указанной площадке.
В жалобе на указанное постановление администрация МО «Зеленоградский городской округ» просила его отменить и прекратить производство по делу, ссылаясь на то, что администрация городского округа непосредственно не осуществляет деятельность по накоплению отходов, указанная контейнерная площадка передана в оперативное управление ООО «Плантеже», которое является лицом, ответственным за надлежащее содержание контейнерной площадки.
Решением судьи Зеленоградского районного суда Калининградской области от 12 декабря 2019 года указанное постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба администрации МО «Зеленоградский городской округ» - без удовлетворения.
В жалобе на судебное решение администрация МО «Зеленоградский городской округ» ставит вопрос об его отмене, настаивая на том, что орган местного самоуправления в данной ситуации не является субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд полагает постановление подлежащим отмене.
На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ (в редакции вступившего в силу с 17 июня 2019 года Федерального закона от 17 июня 2019 года № 141-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях") установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
На основании ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны, в частности, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела (п. 4); статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения (п. 5); мотивированное решение по делу (п. 6).
Из приведенных процессуальных норм и диспозиции части 1 статьи 8.2 КоАП РФ следует, что в постановлении по делу об административном правонарушении, объективную сторону которого образуют различные действия (бездействие), должно быть конкретизировано, какое именно деяние вменено в вину лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Однако в установочной и резолютивной частях постановления по делу об административном правонарушении при квалификации деяния администрации МО «Зеленоградский городской округ» воспроизведена часть 1 статьи 8.2 КоАП РФ в ее полном объеме.
Более того, в протоколе об административном правонарушении от 28 августа 2019 года приведена в полном объеме редакция части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в редакции, не подлежавшей применению по состоянию на 19 августа 2019 года, а именно указано, что допущенное окружной администрацией нарушение квалифицируется как несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Однако подобное указание на квалификацию деяния, которое наряду с ними запрещенными законом действиями и бездействием образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, не отвечает положениям ст. 29.10 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что по настоящему делу об административном правонарушении административным органом допущено существенное нарушение процессуальных требований, не позволивших объективно рассмотреть дело, а возможность возвращения протокола об административном правонарушении для устранения допущенных недостатков путем конкретизации административно наказуемого деяния к настоящему времени утрачена.
Также суд обращает внимание на то, что администрация МО «Зеленоградский городской округ» является органом местного самоуправления, к компетенции которого законом отнесено решение вопросов местного значения (ст.ст. 16, 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") и одновременно юридическим лицом (муниципальным учреждением), образованным для осуществления управленческих функций (ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ), в процессе деятельности которого образуются отходы потребления (п. 2 статьи 11 Федерального закона Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Как любое юридическое лицо, окружная администрация обязана исполнять требования ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и п. 2 ст. статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" о запрете сброса отходов потребления на почву и соблюдении федеральных норм, правил и иных требований в области обращения с отходами.
Каких-либо фактов нарушения окружной администрацией требований экологического законодательства при обращении с отходами потребления, образующимися в процессе деятельности данного муниципального учреждения, не установлено и не вменено в вину лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Администрация городского округа как орган местного самоуправления обязана обеспечить участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ).
Кроме того, в области обращения с твердыми коммунальными отходами объем полномочий органов местного самоуправления городских округов определен частью 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и включает в себя создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организацию экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Из содержания состоявшихся по данному делу актов следует, что фактически администрация городского округа привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ как орган местного самоуправления.
В протоколе об административном правонарушении содержатся указание на то, что вышеуказанная контейнерная площадка в нарушение закона не внесена в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов на территории Зеленоградского городского округа.
Подобное утверждение не соответствует действительности при том, что эта площадка внесена в соответствующий реестр и, кроме того, данная контейнерная площадка включена в перечень контейнерных площадок, подлежащих ремонту в 2019-2021 г.г., утвержденный постановлением администрации МО «Зеленоградский городской округ» от 16 сентября 2019 года № 1785 (пункт 132 таблицы 2).
В постановлении по делу об административном правонарушении содержится указание на то, что не оборудовано место для накопления крупногабаритных отходов на указанной площадке.
Однако данное деяние не вменено в вину окружной администрации МО «Зеленоградский городской округ» в протоколе об административном правонарушении.
Кроме того, требование о раздельном накоплении на территории Калининградской области твердых коммунальных отходов с оборудованием специальных площадок для накопления крупногабаритных отходов установлено постановлением Правительства Калининградской области от 28 декабря 2019 года № 873 «О внесении изменения в порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Калининградской области», которое не действовало по состоянию на 19 августа 2019 года.
Также в вину администрации МО «Зеленоградский городской округ» фактически вменено нахождение контейнерной площадки в районе дома 10 по Липовой аллее в пос.Низовка Зеленоградского района на почве без твердого покрытия и без ограждения.
В то же время, судом установлено, что во исполнение постановления администрации МО «Зеленоградский городской округ» № 3008 от 29 декабря 2018 года «О закреплении за МКУ «Плантеже» имущества на праве оперативного управления» контейнерная площадка в п. Низовка закреплена на праве оперативного управления за МКУ «Плантаже», что объективно подтверждено актом приема-передачи объектов нефинансовых активов от 29 декабря 2018 года.
На основании п. 1 ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В силу ст. 6 Бюджетного кодекса РФ под казенным учреждением понимается государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ).
Принимая во внимание, что муниципальные функции по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в пос.Низовка Зеленоградского района переданы муниципальному казенному учреждению, субъектом ответственности по поводу ненадлежащего исполнения этих полномочий может явиться учредитель казенного учреждения лишь в том случае, если им по субъективным причинам не осуществлено финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Таких обстоятельств по настоящему делу об административном правонарушении не установлено и в вину администрации МО «Зеленоградский городской округ» не вменено.
С учетом изложенного состоявшиеся по делу об административном правонарушении акты не могут быть признаны законными и обоснованными, они подлежат отмене с прекращением производства по делу об административном правонарушении за отсутствием в деянии администрации МО «Зеленоградский городской округ» события административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление ведущего консультанта отдела административно-технического надзора Департамента охраны окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Пронина А.А. от 26 сентября 2019 года № 724/2019 и решение судьи Зеленоградского районного суда Калининградской области от 12 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования «Зеленоградский городской округ» отменить.
Производство по указанному делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Судья Калининградского
областного суда А.А. Струкова