Судья Белозер О.М. Дело №7А-977/2017
РЕШЕНИЕ
город Ставрополь 30 августа 2017 года
Судья Ставропольского краевого суда Ковалева Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя акционерного общества «Кавминстекло» ФИО1 на постановление судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 21 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Кавминстекло»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 21 июля 2017 года акционерное общество «Кавминстекло» (далее – АО «Кавминстекло») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
В поданной в Ставропольский краевой суд жалобе представитель АО «Кавминстекло» ФИО1 просит постановление судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 21 июля 2017 года отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя АО «Кавминстекло» ФИО1, который подержал доводы жалобы и просил ее удовлетворить, представителя ГУ МВД по Ставропольскому краю ОМВД РФ по Минераловодскому городскому округу ФИО2, просившего в удовлетворении жалобы отказать, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.
Согласно примечанию к статье 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина.
Основанием привлечения АО «Кавминстекло» к административной ответственности по части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что обществом были нарушены требования пункта 16 статьи 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» путем привлечения к осуществлению трудовой деятельности в виде фактического допуска к выполнению работ на территории общества, расположенного в Ставропольском крае, в качестве огнеупорщика гражданина Украины ФИО17., которому согласно патента серии 64 №1700062156 от 13 марта 2017 года разрешено осуществление трудовой деятельности в Саратовской области.
Расценив указанное обстоятельство как привлечение обществом к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выдан патент, судья городского суда пришел к выводу о наличии в действиях АО «Кавминстекло» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако указанный вывод нельзя признать обоснованным, исходя из следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон №115-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 13 Закона №115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
В соответствии со статьей 2 Закона №115-ФЗ патентом признается документ, подтверждающий в соответствии с указанным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных данным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
Привлечение иностранных граждан к трудовой деятельности при отсутствии у них разрешения на работу не допускается.
Из материалов дела следует, что 28 марта 2017 года отделом по вопросам миграции ОМВД России по Минераловодскому городскому округу проведена проверка соблюдения АО «Кавминстекло» правил пребывания (проживания) и осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории общества по адресу: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, <...>.
В ходе проверки на территории АО «Кавминстекло» выявлен гражданин Украины ФИО18 осуществляющий трудовую деятельность по ремонту стекловаренной печи №7 в качестве огнеупорщика и имеющий патент серии 64 №1700062156 на осуществление трудовой деятельности по профессии «огнеупорщик» на территории Российской Федерации в Саратовской области.
При этом между заказчиком работ АО «Кавминстекло» и подрядчиком ООО Строительная компания «Саратовтепломонтаж» (далее – ООО «СТМ») 10 февраля 2017 года заключен договор подряда №040/2017, в соответствии с которым подрядчик ООО «СТМ обязалось своими силами и средствами, с использованием своего оборудования обеспечить холодный ремонт стекловаренной печи №7, расположенной на территории АО «Кавминстекло» по адресу: Ставропольский край, Минераловодский городской округ, <...> (том 1, листы дела 27-29).
Из договора подряда следует, что подрядчик взял на себя ответственность за своих работников и/или лиц, привлеченных подрядчиком для выполнения работ по договору, в части соблюдения ими миграционного законодательства и наличия у работников всей необходимой документации (пункт 6.7 договора), а также ответственность за все случаи нарушения подрядчиком и его работниками миграционного законодательства (пункт 6.8 договора).
Анализируя положения договора подряда №040/2017 от 10 февраля 2017 года следует учесть, что подрядчик ООО «СТМ» обязался самостоятельно, без привлечения заказчика найти и использовать при выполнении ремонтных работ квалифицированных рабочих, имеющих разрешение на работу в Российской Федерации. При этом подрядчик ООО «СТМ» гарантировал заказчику АО «Кавминстекло», что его персонал обладает не только необходимым опытом и квалификацией для производства работ по договору и для успешной сдачи объекта в эксплуатацию, но и всеми необходимыми документами, подтверждающими надлежащее выполнение требований миграционного законодательства к осуществлению трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранными гражданами, а также взял на себя полную ответственность за несоблюдение данных обязательств, которую следует расценивать как ответственность перед заказчиком, так и перед другими лицами.
Как установлено судом апелляционной инстанции, гражданин Украины ФИО19 принят на работу ООО «СТМ». Указанному иностранному гражданину УВМ ГУ МВД России по Саратовской области 13 марта 2017 года выдан патент серии 64 №1700062156 на осуществление трудовой деятельности по профессии «огнеупорщик».
В материалах дела также имеется приказ директора ООО «СТМ» ФИО3 от 21 марта 2017 года №15-общ. о направлении в командировку в АО «Кавминстекло» рабочих для выполнения работ по патенту, гражданин Украины ФИО20 включен в список откомандированных на стекольный завод (том 1, листы дела 25-26).
Согласно объяснениям ФИО21 от 28 марта 2017 года и других иностранных работников после получения патента в Саратовской области они устроились на работу в ООО «СТМ», которое командировало их в АО «Кавминстекло», ежедневно директор ООО «СТМ» ФИО4 выплачивал им командировочные. В материалы дела представлено командировочное удостоверение на имя ФИО22 за подписью директора ООО «СТМ» ФИО4 (том 1, лист дела 24).
В соответствии со статьей 166 Трудового кодекса Российской Федерации служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года №749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки» определены особенности порядка направления работников в служебные командировки как на территории Российской Федерации, так и на территории иностранных государств.
Пунктом 3 вышеуказанного Постановления установлено, что местом постоянной работы следует считать место расположения организации (обособленного структурного подразделения организации), работа в которой обусловлена трудовым договором.
Исходя из изложенного, местом работы ФИО23 является ООО «СТМ», расположенное по адресу: г.Саратов, пос.Строителей.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина ФИО24 осуществило ООО «СТМ», которое использовало труд указанного иностранного гражданина в целях исполнения своих обязательств перед АО «Кавминстекло» по договору подряда и фактически допустило иностранного гражданина к трудовой деятельности.
Доказательств того, что АО «Кавминстекло» имело трудовые отношения с данным иностранным гражданином, заключало с ним трудовой договор, выплачивало заработную плату в материалах дела не имеется. Фактическое выполнение иностранным гражданином работ на территории юридического лица не может свидетельствовать о допуске этого гражданина к выполнению работ именно этим юридическим лицом.
Подпись ФИО26 о проведении представителями АО «Кавминстекло» вводного инструктажа по технике безопасности 14 марта 2017 года не означает его допуск к осуществлению ремонтных работ в тот же день и в интересах АО «Кавминстекло».
Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При изложенных обстоятельствах вывод судьи городского суда о привлечении АО «Кавминстекло» к трудовой деятельности иностранного гражданина ФИО27 вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выдан патент, является ошибочным.
Допущенные возможные нарушения норм действующего законодательства со стороны ООО «СТМ» в силу требований статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не оцениваются в рамках рассмотрения данного дела, поскольку постановление и решение по делу об административном правонарушении выносятся исключительно в отношении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год и является достаточным (разумным) для проверки указанных ООО «СТМ» сведений.
Поскольку в действиях АО «Кавминстекло» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оспариваемое постановление судьи Минераловодского городского суда Ставропольского края от 21 июля 2017 года подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу представителя акционерного общества «Кавминстекло» ФИО1 удовлетворить.
Постановление Минераловодского городского суда Ставропольского края от 21 июля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Кавминстекло» отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Кавминстекло» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья
Ставропольского краевого суда Ю.В. Ковалева