ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7П-1 от 11.01.2024 Архангельского областного суда (Архангельская область)

7п-1

Р Е Ш Е Н И Е

11 января 2024 года город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Харлов А.С., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление судьи Октябрьского районного суда города Архангельска от 23 ноября 2023 года,

установил:

постановлением судьи Октябрьского районного суда города Архангельска от 23 ноября 2023 года руководитель Управления Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

ФИО1 в жалобе в Архангельский областной суд просит отменить указанное постановление, считая его незаконным.

ФИО1 о времени и месте рассмотрения жалобы извещена заказной корреспонденцией 21 декабря 2023 года, в суд не явилась.

Заместитель прокурора Ненецкого автономного округа П.. о времени и месте рассмотрения жалобы извещен заказной корреспонденцией 19 декабря 2023 года, в суд уполномоченное лицо не направил, предоставил письменные возражения в которых просит жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.

В Архангельском областном суде защитники ФИО2 – Карпов А.Б. и Худяков А.В. доводы жалобы поддержали.

Проверив дело и рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В силу пункта 2 статьи 6 Закона о прокуратуре статистическая и иная информация, документы, справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов - в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора.

Согласно пункту 1 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц коммерческих и некоммерческих организаций представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 названного Закона.

Пунктом 2.1 статьи 4 вышеуказанного закона установлено, что органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с названным Законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.

Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (пункт 3 статьи 6 Закона о прокуратуре).

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, во исполнение поручения Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 1 августа 2023 года об организации надзорных мероприятий с привлечением контролирующих органов по противодействию правонарушениям способствующим повышению цен на продовольственную продукцию, 15 августа 2023 года заместителем прокурора Ненецкого автономного округа в адрес руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО1 направлено требование о предоставлении в прокуратуру округа в срок до 25 августа 2023 года информацию о способе выявления факта завышения цен с 17 по 24 июля 2023 года на следующие продукты: капусту белокочанную, рис шлифованный, рыбу мороженную неразделанную, помидоры свежие (с приложением копий документов первичных данных, на основании которых выявлен рост цен).

Письмом от 16 августа 2023 года руководитель Управления Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО1 запросила в Федеральной службе государственной статистики заключение о возможности предоставления истребуемых информации и документов.

Письмом руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО1 от 25 августа 2023 года заместителю прокурора Ненецкого автономного округа представлена запрашиваемая информация, за исключением информации, на основании которой был выявлен рост цен, т.е. первичных статистических данных, в предоставлении которых отказано со ссылкой на отнесение ее к информации ограниченного доступа.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, которое направлено на рассмотрение в Октябрьский районный суд города Архангельска.

Привлекая руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО1 к административной ответственности по статье 17.7 КоАП РФ, судья районного суда пришел к выводу о наличии в деянии должностного лица состава вмененного правонарушения.

Оснований не согласиться с данным выводом не имеется.

Фактические обстоятельства дела в жалобе не оспариваются и подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: требованием заместителя прокурора Ненецкого автономного округа от 15 августа 2023 года ; ответом на запрос от 25 августа 2023 года , и другими материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Приказом ФИО1 назначена на должность руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

Согласно пункту 9 Положения об управлении Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и Ненецкому автономному округу руководитель управления несет персональную ответственность за выполнение возложенных на управление полномочий.

ФИО1 не оспаривает, что является ответственным за предоставление информации на указанное требование прокурора, что оно находилось у неё на исполнении, а также не было исполнено в полном объеме в установленные сроки.

Таким образом, руководитель Управления Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО1 совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 17.7 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы отсутствие решения прокурора о проведении проверки не освобождало должностное лицо от исполнения законного требования прокурора, поскольку не лишало последнего права на направление требования о получение необходимой информации.

Пункт 2 статьи 6 Закона о прокуратуре каких-либо ограничений (получение сведений только при проведении проверки) не содержит.

Условием получения такой информации является осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций.

Истребование сведений, необходимых для проведения надзорных мероприятий по противодействию правонарушениям, способствующим повышению цен на продовольственную продукцию, осуществлялось прокурором в рамках предоставленных ему законом полномочий, в частности по осуществлению надзора за исполнением законов, установленных пунктом 2 статьи 1 и пунктом 1 статьи 21 Закона о прокуратуре.

На основании статьи 1 Закона о прокуратуре прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

При этом надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов является одной из составляющей функции прокуратуры по надзору за исполнением законов (абзац 2 части 2 статьи 1 Закона о прокуратуре).

Проверка прокуратурой в отношении Управления Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и Ненецкому автономному округу не проводилась, проверяемым органом данное Управление не являлось.

Действительно, в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 29 ноября 2007 года №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, являются информацией ограниченного доступа, за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Субъекты официального статистического учета обязаны обеспечить конфиденциальность информации ограниченного доступа. Первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению (распространению и (или) предоставлению) и используются только в целях формирования официальной статистической информации.

Между тем, доводы жалобы со ссылкой на указанную норму Федерального закона от 29 ноября 2007 года №282-ФЗ, не являются основанием для отмены постановления судьи, поскольку направлены на иное толкование закона без учета норм Закона о прокуратуре, закрепляющих право прокурора получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами (пункт 2.1 статьи 4 Закона о прокуратуре).

Ответ первого заместителя Генерального прокурора РФ Б. от 12 февраля 2021 года на обращение руководителя Федеральной службы государственной статистики М.. не свидетельствует о незаконности требований заместителя прокурора Ненецкого автономного округа.

В письме указано на наличие отдельных случаев, когда направление запросов не позволяет обеспечить конфиденциальность первичных статистических сведений.

Сведений о том, что в отношении запрошенных заместителем прокурора Ненецкого автономного округа первичных статистических данных не могла быть обеспечена их конфиденциальность, в материалах дела не имеется и подателем жалобы не представлено.

Обязанность по обеспечению конфиденциальности информации ограниченного доступа возложена на субъекты официального статистического учета к которым в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 29 ноября 2007 года №282-ФЗ относятся федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации (Банк России), Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В данном случае направление первичных статистических данных по требованию заместителя прокурора субъектом официального статистического учета не является их разглашением.

Запрета на истребование соответствующих сведений ответ первого заместителя Генерального прокурора РФ Б. от 12 февраля 2021 года не содержит.

Кроме того, информационное письмо не является нормативно-правовым актом.

Федеральным законом от 29 ноября 2007 года №282-ФЗ не установлен запрет на истребование прокурором у территориальных органов Росстата первичных статистических данных, поскольку положения статьи 9 Федерального закона №282-ФЗ должны применяться с учетом положений пункта 2.1 статьи 4 Закона о прокуратуре.

Довод жалобы об отсутствии вины в форме умысла, нельзя признать обоснованным.

В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ФИО1 имела реальную возможность организовать исполнение требования прокурора в установленные законом сроки, однако должных мер к тому не предприняла. При этом ФИО1 знала о необходимости исполнить требования прокурора, а также сроки его исполнения и, не выполняя его в данные сроки, следовательно, сознавала противоправный характер своего бездействия, предвидела его вредные последствия и сознательно допускала наступления таких последствий либо относилась к ним безразлично, т.е. умышленно не выполнила требования прокурора.

Письмо Федеральной службы государственной статистики от 30 декабря 2022 года , ссылка на которое имеется в жалобе, устанавливает внутриведомственный порядок уведомления о получении соответствующих запросов для дачи заключения о возможности предоставления соответствующих сведений и не содержит запрета на предоставление первичных статистических данных.

Также не содержит запрета на предоставление запрашиваемых сведений прокурору заключение о предоставлении информации от 24 августа 2023 года начальника Управления правового обеспечения Федеральной службы государственной статистики Б.

В данном заключении указано на отнесение запрашиваемых сведений к первичным статистическим данным, которые не могут использоваться в целях, не связанных с формированием официальной статистической информации, т.е. воспроизведены положения части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 ноября 2007 года №282-ФЗ. Дополнительно сообщено, что в отношении передачи данных по вопросу истребования первичных статистических данных органами прокуратуры необходимо руководствоваться письмом Росстата от 18 марта 2021 года .

В письме Росстата от 18 марта 2021 года сообщено, что в случае поступления запроса от органов прокуратуры, содержащего требование о предоставлении той или иной информации (в том числе, первичных статистических данных) и не соответствующего, по мнению территориального органа Росстата, положениям законодательства, должностные лица территориального органа вправе оспорить такое требование в административном (в вышестоящий орган прокуратуры) и (или) судебном порядке. Также отмечено, что неисполнение требований органов прокуратуры, которые не были обжалованы в судебном порядке, влечет административную ответственность по статье 17.7 КоАП РФ.

Таким образом, указанное письмо также не содержит запрета на предоставление запрашиваемых сведений прокурору.

В административном и судебном порядке требование заместителя прокурора не оспаривалось. Участвующие в Архангельском областном суде защитники подтвердили данное обстоятельство.

При этом следует отметить, что письмо Федеральной службы государственной статистики от 30 декабря 2022 года , письмо от 18 марта 2021 года , а также заключение о предоставлении информации от 24 августа 2023 года не являются нормативно-правовыми актами обязательными для исполнения прокурором.

Статьей 15 (часть 2) Конституции Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Таким образом, ФИО1 как должностное лицо обязаны была соблюдать требования Закона о прокуратуре.

Постановление о привлечении руководителя Управления Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, вынесено судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.

Административное наказание назначено должностному лицу в пределах санкции статьи 17.7 КоАП РФ.

Нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права не допущено и правовых оснований для отмены постановления не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 КоАП РФ,

решил:

постановление судьи Октябрьского районного суда города Архангельска от 23 ноября 2023 года оставить без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Судья А.С. Харлов