ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7П-101/2022 от 19.08.2022 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Председательствующий: Буцких А.О.

Дело № 7п-101/2022

РЕШЕНИЕ

19 августа 2022 года г. Абакан

Верховный Суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Когай Г.А.,

при секретаре Беккер В.Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Колыхайлова О.И. на постановление Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия от 6 августа 2022 года, которым Колыхайлов Олег Иванович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданин Республики Казахстан, привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Огласив жалобу, заслушав Колыхайлова О.И., его защитника Власова Р.В, поддержавших жалобу, изучив материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия

УСТАНОВИЛ:

постановлением Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия от 06.08.2022 Колыхайлов О.И. привлечен к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения с помещением до исполнения постановления в Центр временного содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации.

Не согласившись с постановлением суда, Колыхайлов О.И. обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Хакасия, в которой просит постановление суда отменить. Ссылается на то, что проживает на территории Российской Федерации в незарегистрированном браке с женщиной, оказывая ей материальную поддержку, помощь в воспитании ее несовершеннолетнего ребенка, планирует официально оформить данные отношения, однако выдворение за пределы Российской Федерации лишает его права проживать совместно с будущей женой. Считает, что суд не принял во внимание обстоятельства неблагоприятной эпидемиологической обстановки, в связи с чем въезд на территорию Республики Казахстан фактически был ограничен весь 2021 год. Ссылаясь на Указ Президента Российской Федерации от 15.06.2021 № 364 и утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.05.2022 №1253-р Перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение, в который включена, в том числе Республика Казахстан, считает, что поскольку действие приведенного Указа Президента Российской Федерации будет распространяться до истечения 90 суток с даты снятия ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством, то соответственно его нахождение на территории Российской Федерации в срок до 17.08.2022 было законным. Указывает на то, что именно к концу этого срока он намеревался обратиться в посольство для продления документов, удостоверяющих личность, и в уполномоченные органы для оформления нахождения на территории Российской Федерации. Обращает внимание на то, что ранее он не привлекался за нарушение законодательства Российской Федерации.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, Верховный Суд Республики Хакасия полагает постановление суда законным и обоснованным.

В силу ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.

В силу ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ), иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном ст. 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со ст. 33.1 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со ст. 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по образовательной программе среднего профессионального образования, программе бакалавриата, программе специалитета, программе магистратуры, программе ординатуры, программе ассистентуры-стажировки, имеющим государственную аккредитацию, или по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке (далее - подготовительный факультет федеральной государственной образовательной организации), или ходатайство образовательной организации, которая включена в установленный Правительством Российской Федерации перечень и в которой иностранный гражданин обучается по образовательной программе, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

Вина Колыхайлова О.И. в нарушении режима пребывания в Российской Федерации, подтверждена достаточной совокупностью доказательств, имеющихся в деле, исследованных в судебном заседании, приведенных в постановлении суда, и не оспаривается лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Мотивируя свои выводы, суд обоснованно сослался на исследованные доказательства, к которым отнес, в том числе: протокол об административном правонарушении № 19УВМ001069/259 от 06.08.2022, из которого следует, что 06.08.2022 в 13 час. 00 мин. сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по Усть-Абаканскому району в ходе проведения проверки автотранспортного средства автомобиля HOWO ZZ 3407S3267W на 404 км автодороги Енисей Р-257 был выявлен гражданин Казахстана Колыхайлов Олег Иванович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, у которого отсутствовали документы, подтверждающие право на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации, и действующий документ, удостоверяющий его личность. Гражданин Казахстана Колыхайлов О.И. прибыл на территорию Российской Федерации 24.01.2020 через КПП «Веселоярск 40» с целью въезда «работа». В период с 13.04.2020 по 01.05.2020 состоял на миграционном учете по месту временного пребывания на территории Новосибирской области по адресу: г. Новосибирск, После 01.05.2020 Колыхайлов О.И. допустил нарушение режима пребывания, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на законное пребывание (проживание) в Российской Федерации. По истечении законного срока пребывания самостоятельных мер по выезду из Российской Федерации не предпринял. Кроме того, у Колыхайлова О.И. 18.10.2021 истек срок действия документа, удостоверяющего личность (паспорта) (л.д. 4-5).

Изложенные в протоколе обстоятельства подтверждаются удостоверением личности (паспорт) гражданина Колыхайлова О.И. , выданным МВД Республики Казахстан сроком действия 19.10.2011 – 18.10.2021 (л.д. 8), миграционной картой серии 4118 , из которой следует, что срок пребывания Колыхайлова О.И. установлен с 24.01.2020 до 22.04.2020, имеет документ, удостоверяющий личность , цель визита «работа» (л.д. 8), данными из базы данных ФМС России АС ЦБДУИГ, рапортом инспектора ГИБДД ОМВД России по Усть-Абаканскому району о том, что 06.08.2022 на 404 км автодороги Енисей Р-257 за совершение административного правонарушения был остановлен автомобиль HOWO ZZ3407S3267W под управлением Колыхайлова О.И, гражданина Республики Казахстан, в отношении которого были вынесены постановления по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 12.37, ч. 1 ст. 12.3, ч.1 ст. 11.23, ч. 1 ст. 12.21, ч. 1 ст. 12.1, ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ. 06.08.2022 Колыхайлов О.И. передан ОВМ ОМВД России по Усть-Абаканскому району для установления законности нахождения на территории РФ (л.д. 3).

Проанализировав исследованные доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд первой инстанции установил, что срок пребывания Колыхайлова О.И. истек 01.05.2020, по истечении срока пребывания от выезда за пределы Российской Федерации он уклонялся, и аргументировал свои выводы о виновности Колыхайлова О.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ. Оснований не согласиться с выводами суда не имеется.

Кроме того, не имеется и не сообщено лицом, в отношении которого ведется производство по делу, сведений о занятости Колыхайлова О.И. на основании трудового договора, заключенного с работодателем, или гражданско-правового договора с заказчиком работ (услуг), что могло бы свидетельствовать о законности его пребывания в Российской Федерации в соответствии с п. 5 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014, в силу которого срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена на территории государства трудоустройства определяется сроком действия такого трудового или гражданско-правового договора.

Довод, содержащийся в жалобе Колыхайлова О.И., о том, что его нахождение на территории Российской Федерации было законным в срок до 17.08.2022 со ссылкой на Указ Президента Российской Федерации от 15.06.2021 № 364 и утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.05.2022 №1253-р Перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение, в который включена, в том числе Республика Казахстан, основан на неверном толковании норм права.

Согласно Указу Президента РФ от 15.06.2021 № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» приостанавливается с 16.06.2021 до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством течение сроков временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации и имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на его территории, сроков, на которые такие иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания, а также сроков действия визы и миграционной карты с проставленными в ней отметками, выданных этим иностранным гражданам и лицам без гражданства (подп. "а" п. 1).

Пунктом 6 Указа Президента РФ от 15.06.2021 № 364 предусмотрено, что перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение (с указанием даты снятия таких ограничений), утверждается Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 20.05.2022 № 1253-р "О Перечне иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение", в Перечень включена Республика Казахстан с даты принятия Распоряжения.

Несмотря на то, что на день выявления Колыхайлова О.И. 06.08.2022 и вынесения судом первой инстанции постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ такой перечень уже был утвержден, на Колыхайлова О.И. не распространяется действие Указа Президента РФ от 15.06.2021 № 364, в соответствии с которым мог бы быть продлен срок действия миграционной карты Колыхайлова О.И. до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством, поскольку срок пребывания Колыхайлова О.И. истек еще 01.05.2020 и по истечении этого срока от выезда за пределы Российской Федерации он уклонялся.

Довод Колыхайлова О.И. о том, что к концу срока, по его ошибочному мнению, возможного пребывания на территории Российской Федерации он намеревался обратиться в посольство для продления документов, удостоверяющих личность, и в уполномоченные органы для оформления нахождения на территории Российской Федерации, не могут являться основанием для освобождения Колыхайлова О.И. от административной ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение режима пребывания на территории Российской Федерации.

В силу требований ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.ч. 1ч.ч. 1, 2 ст. 4.1 КоАП РФ).

При назначении наказания суд учел характер совершенного правонарушения, личность виновного, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств – признание вины, и учитывая необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, предусмотренного санкцией ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, мотивировал свои выводы о назначенном наказании.

Вопреки доводам жалобы сведений о наличии у Колыхайлова О.И. устойчивых семейных связей в Российской Федерации материалы дела не содержат, и приведенный довод о нахождении в незарегистрированном браке на территории Российской Федерации не может служить основанием к изменению состоявшегося по делу судебного решения, поскольку обстоятельств, позволяющих судье не применять дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, не имелось.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 5 марта 2014 года № 628-О, семья и семейная жизнь, относятся к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, не имеют, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений и практике уклонения от ответственности.

При таких обстоятельствах, назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Колыхайлову О.И. этой меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, а вывод суда о необходимости назначения дополнительного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации мотивирован, оснований не согласиться с ним не усматривается, в том числе и с учетом степени выраженности объективной стороны правонарушения, длительности пребывания Колыхайлова О.И. в Российской Федерации в отсутствие законных оснований.

Ссылка, содержащаяся в жалобе Колыхайлова О.И., на то, что ранее он не привлекался за нарушение законодательства Российской Федерации, не влияет на законность и обоснованность назначенного судом первой инстанции наказания по приведенным выше мотивам.

Рассмотрение дела судом произведено с соблюдением всех принципов судопроизводства, какого-либо ограничения прав Колыхайлова О.И., нарушений норм административного законодательства, которые привели или могли привести к неверному разрешению дела, не допущено.

Судебный акт сомнений в своей законности не вызывает и оснований для его отмены или изменения не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

постановление Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия от 6 августа 2022 года по настоящему делу об административном правонарушении в отношении Колыхайлова Олега Ивановича оставить без изменения, его жалобу – без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Республики Хакасия Г.А. Когай