Судья Чикризова Н.Б. Дело № 7п-5/2018
РЕШЕНИЕ
город Йошкар-Ола 24 января 2018 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Медведева И.А.,
при секретаре Кулагиной Т.И.,
рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе ФИО1 на постановление судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 18 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
ФИО1, <...>
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 18 декабря 2017 года ФИО1 признана виновной в том, что являясь главой администрации муниципального образования «<...>» Медведевского района Республики
Марий Эл не исполнила в установленный срок (не позднее 22 сентября
2017 года) представление Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл от 24 августа 2017 года <№>, а именно не уведомила о принятых мерах по исполнению пунктов 1 и 3 указанного представления в течение 3-х рабочих дней с даты исполнения каждого пункта.
За совершение указанного нарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ФИО1 назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.
В жалобе в Верховный Суд Республики Марий Эл ФИО1 просит постановление о назначении административного наказания отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью административного правонарушения.
Заслушав ФИО1, поддержавшую доводы жалобы, представителя Управления Федерального казначейства Республики Марий Эл ФИО2, просившего постановление судьи оставить без изменения, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении <№>, судья, пересматривающий дело по жалобе, приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Как следует из материалов дела, 13 июля 2017 года была завершена проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета в виде имущественного взноса в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в рамках Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» за 2016 год в <...> сельской администрации.
По результатам проверки в адрес Главы <...> сельской администрации ФИО1 24 августа 2017 года направлено представление <№> (исх. <№>) (далее – представление от
24 августа 2017 года <№>), согласно которому на нее возложены обязанности:
1. В срок 15 рабочих дней с даты получения представления рассмотреть информацию об указанных в пунктах 1 и 3 представления нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, принять меры по устранению причин и условий их совершения;
2. В срок 3 рабочих дней с даты вынесения судом решения по исковому заявлению <...> сельской администрации о принудительном вселении гражданина (пункт 2 представления) представить в Управление Федерального казначейства по Республике Марий Эл информацию о результатах рассмотрения вопроса судом с приложением копии решения.
В случае принятия судом решения не в пользу гражданина, планируемого к переселению, осуществить возврат излишне израсходованных в 2016 году средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на сумму 520403 руб. 38 коп.
В представлении также указано, что о результатах его исполнения следует проинформировать Управление Федерального казначейства по Республике Марий Эл не позднее 3 рабочих дней с даты исполнения каждого пункта представления с приложением копий документов, подтверждающих принятые меры.
Представление получено администрацией муниципального образования «<...>» 29 августа 2017 года и в связи с непредставлением в Управление Федерального казначейства по Республике Марий Эл в установленный срок информации о результатах рассмотрения и принятия мер по пунктам 1 и 3 представления, 14 ноября 2017 года старшим контролером-ревизором Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл К. в отношении Главы <...> сельской администрации ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
18 декабря 2017 года судья Медведевского районного суда Республики Марий Эл, рассмотрев дело об административном правонарушении, признал указанное выше представление законным, а ФИО1 - виновной в совершении указанного административного правонарушения.
Однако с постановлением судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.
Из буквального толкования диспозиции части 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
Из подпункта «б» пункта 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
28 ноября 2013 года № 1092 следует, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений Росфиннадзор направляет представления, содержащие информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, целей, порядка и условий размещения средств федерального бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств федерального бюджета, обязательные для рассмотрения в установленный в указанном документе срок или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
По смыслу приведенного правового регулирования законность представления означает, что на лицо, которому оно адресовано, может быть возложена обязанность по устранению тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимыми.
Исполнимость представления является важным требованием, предъявляемым к данному виду ненормативных правовых актов, и одним из элементов законности представления, поскольку оно исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер, и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Следовательно, представление должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Представление органа Федерального казначейства должно, таким образом, содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные меры (действия), направленные на их устранение.
При этом содержащиеся в представлении формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Однако как следует из представления от 24 августа 2017 года <№>, его требование, изложенное в пункте 1, не содержит указания на какие-либо конкретные действия, которые должна совершить ФИО1 для устранения изложенных в пунктах 1 и 3 нарушений бюджетного законодательства. Формулировка представления «рассмотреть информацию и принять меры по устранению причин и условий их совершения» не содержит конкретных указаний, формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить ФИО1 для устранения финансовых нарушений, допущенных в 2016 году, а также конкретных мер по устранению причин и условий указанных нарушений.
Указанное позволяет сделать вывод о том, что законность, в том числе исполнимость вынесенного предписания не подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, исследованных и оцененных при рассмотрении настоящей жалобы.
Кроме того, не уведомление в установленный срок о принятых мерах по исполнению представления не образует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с изложенным, следует признать, что в действиях
ФИО1 отсутствует состав вменяемого ей административного правонарушения.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При таких обстоятельствах постановление судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 18 декабря 2017 года подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 30.6 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 18 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья И.А. Медведева