ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7П-109/17 от 12.09.2017 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Председательствующий: Лоцкий Ю.Н.

Дело № 7п-109/2017

РЕШЕНИЕ

Верховный Суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Когай Г.А.,

при секретаре Киселёвой О.Л.

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 на постановление Абаканского городского суда Республики Хакасия от 7 июля 2017 года, которым

ФИО1, <данные изъяты>

признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Огласив жалобу, заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, его защитника Величко Е.В., поддержавших жалобу, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия

УСТАНОВИЛ:

постановлением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 7 июля 2017 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Хакасия, в которой просит постановление суда отменить. Не соглашается с произведенной судом оценкой доказательств. Указывает на необоснованность выводов суда, в том числе на отсутствие в материалах дела доказательств ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, в частности данных о наличии возможности сохранить дефицит бюджета Республики Хакасия в рамках, установленных правилами предоставления( использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ бюджетных кредитов на 2016 год, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.01.2016 № 40. Полагает, что судом первой инстанции не оценены предоставленные им доказательства о принятии всех зависящих от него мер по снижению государственного долга РХ. Считает, что в постановлении суда отсутствуют доводы на основании которых суд пришел к выводу о неисполнении либо ненадлежащем исполнении служебных обязанностей. Ссылается на процессуальные нарушения, допущенные судом первой инстанции, что выразилось в привлечении его к ответственности как физического лица, в то время как ответственности подлежит только должностное лицо.

Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, Верховный Суд Республики Хакасия находит постановление суда законным и обоснованным.

В силу ч. 2 ст. 15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается нарушение заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 93.3 Бюджетного Кодекса РФ, в том числе использование субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Как следует из подпункта «д» пункта 4 Правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2016 год, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.01.2016 № 40, бюджетный кредит для частичного покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации предоставляется при условии принятия субъектом Российской Федерации обязательства по поэтапному сокращению доли общего объема долговых обязательств субъекта Российской Федерации по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, к 1 января 2017 г. до уровня не более 70 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2016 год.

Выводы суда о виновности должностного лица министра финансов Республики Хакасия ФИО1 в ненадлежащем исполнении служебных обязанностей при исполнении условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету РХ, основаны на доказательствах, полученных в установленном законом порядке, которые полно исследованы в судебном заседании.

Как следует из материалов дела, между Министерством финансов РФ и Министерством финансов РХ в лице министра финансов РХ ФИО1 заключены соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в 2016 году бюджету Республики Хакасия из федерального бюджета бюджетных кредитов на общую сумму 1 784,3 млн. рублей для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Хакасия в целях погашения долговых обязательств субъекта РФ в виде обязательств по бюджетным кредитам, государственным ценным бумагам субъекта РФ и кредитам, полученным субъектом РФ от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций. Подпункт «и» п. 3.2 указанных соглашений предусматривает обязанность заемщика - Минфина Хакасии обеспечить поэтапное сокращение доли общего объема долговых обязательств субъекта Российской Федерации, в том числе по долговым обязательствам субъекта Российской Федерации по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций:

- по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ к 01.01.2017 доля общего объема долговых обязательств субъекта РФ составит не более 82% суммы доходов бюджета субъекта РФ без учета безвозмездных поступлений за 2016 год, в том числе доля общего объема долговых обязательств субъекта РФ по государственным ценным бумагам субъекта РФ и кредитам, полученным субъектом РФ от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, составит не более 70% суммы доходов бюджета субъекта РФ без учета безвозмездных поступлений за 2016 год (л.д. 16-27);

- по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ к 01.01.2017 доля общего объема долговых обязательств субъекта РФ составит не более 81% суммы доходов бюджета субъекта РФ без учета безвозмездных поступлений за 2016 год, в том числе доля общего объема долговых обязательств субъекта РФ по государственным ценным бумагам субъекта РФ и кредитам, полученным субъектом РФ от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, составит не более 68% суммы доходов бюджета субъекта РФ без учета безвозмездных поступлений за 2016 год (л.д. 28-39);

- по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ к 01.01.2017 доля общего объема долговых обязательств субъекта РФ составит не более 81% суммы доходов бюджета субъекта РФ без учета безвозмездных поступлений за 2016 год, в том числе доля общего объема долговых обязательств субъекта РФ по государственным ценным бумагам субъекта РФ и кредитам, полученным субъектом РФ от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, составит не более 67% суммы доходов бюджета субъекта РФ без учета безвозмездных поступлений за 2016 год (л.д. 40-51).

Бюджетный кредит на общую сумму 1 784,3 млн. рублей для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Хакасия предоставлен Министерству финансов РХ (л.д.179-181).

Согласно выписке из формы по ОКУД 0503317 «Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного небюджетного фонда» «1 Доходы бюджета» и выписке из государственной долговой книги Республики Хакасия по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ долговые обязательства Республики Хакасия составили <данные изъяты> рублей или 145% собственных доходов без учета безвозмездных поступлений за ДД.ММ.ГГГГ, а объем долговых обязательств субъекта РФ по государственным ценным бумагам субъекта РФ и кредитам, полученным субъектом РФ от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций составил <данные изъяты> тыс. рублей или 126,8 % суммы доходов бюджета субъекта РФ, без учета безвозмездных поступлений за ДД.ММ.ГГГГ год (л.д.120-163).

В ходе проведении проверки должностным лицом Счетной палаты Российской Федерации по результатам проведения контрольных мероприятий, установлено нарушение Министерством финансов Республики Хакасия условий приведенных соглашений - превышение над утвержденным Соглашениями и предусмотренными вышеприведенными правилами уровнем доли общего объема долговых обязательств к сумме доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2016 год по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ на 63,8 %, от ДД.ММ.ГГГГ на 64,8 %, от ДД.ММ.ГГГГ на 64,8 %; превышение доли общего объема долговых обязательств субъекта Российской Федерации по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций к сумме доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2016 год по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ на 56,8 %, от ДД.ММ.ГГГГ на 58,8 %, от ДД.ММ.ГГГГ на 59,8 %.

Изложенные фактические обстоятельства отражены в протоколе об административном правонарушении № ПА-5\13-01 от 7.04.2017 и не оспариваются лицом, в отношении которого ведется производство по делу (л.д. 5-11).

Дав оценку приведенным доказательствам в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд первой инстанции мотивировал свои выводы о допущенных заемщиком нарушениях условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Распоряжением Главы Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ-рк подтверждено должностное положение ФИО1 (л.д. 167).

Доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу, на отсутствие в материалах дела доказательств ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, проверялись судом первой инстанции и обоснованно не приняты во внимание.

В том числе суд обоснованно учел, что в соответствии с Постановлением Правительства РХ от ДД.ММ.ГГГГ Министерство финансов РХ обладает статусом финансового органа, обеспечивающим формирование и реализацию бюджетной, финансовой и кредитной политики Республики Хакасия, исполнительно-распорядительные функции по управлению республиканскими государственными финансами, обладает полномочиями по непосредственной разработке и внесению в установленном порядке предложений по основным направлениям финансовой, бюджетной, кредитной, налоговой политики, является ответственным органом за разработку и исполнение программы государственных внутренних заимствований и программы государственных внешних заимствований РХ, за подготовку проекта республиканского бюджета, а Министр финансов несет персональную ответственность за выполнение возложенных полномочий.

Мотивируя свои выводы о виновности должностного лица Министра финансов Республики Хакасия ФИО2 в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ, суд верно принял во внимание, что согласно сведениям об основных показателях бюджета РХ в 2016 году и прогнозе на 2017-2019 годы, заверенным Министром финансов РХ ФИО2 значение показателя « ожидаемая оценка размера государственного долга от объема доходов без учета безвозмездных поступлений в 2016 году» - 81.5 %.

Сами по себе превышения уровня доли общего объема долговых обязательств к сумме доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2016 год и доли общего объема долговых обязательств субъекта Российской Федерации по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций к сумме доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2016 год, подтвержденные материалами дела свидетельствуют о нарушении заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету Республики Хакасия и не принятии достаточных для соблюдения вышеприведенных Правил предоставления бюджетных кредитов и обеспечения условий соглашений.

Согласно требованиям ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Поскольку Министр финансов РХ, осуществляя функции представителя власти, несет персональную ответственность по реализации бюджетной, кредитной политики и исполнение программы внешних и внутренних заимствований РХ, чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, препятствующих исполнению условий предоставления кредита, не имелось, соответственно ссылки лица, в отношении которого ведется производство по делу не свидетельствуют о принятии достаточных и необходимых мер, т.е. о ненадлежащем исполнении им служебных обязанностей.

Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судом при рассмотрении дела и получили надлежащую правовую оценку.

Выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, и установленным по делу обстоятельствам, действиям ФИО1 дана верная юридическая оценка. Наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ, с учетом положений ст. ст. 3.1 и 4.1 КоАП РФ.

Ссылки, содержащиеся в жалобе на отсутствие в резолютивной части постановления по делу об административном правонарушении указания на привлечение к административной ответственности как должностного лица, не ставят под сомнение законность и обоснованность выводов суда первой инстанции. КоАП РФ из числа физических лиц выделен специальный субъект административных правонарушений - должностное лицо и ч. 2 ст.15.15.2 КоАП РФ предусматривает ответственность именно должностных лиц. Производство по делу осуществлялось именно в отношении должностного лица - Министра финансов РХ ФИО1

Таким образом, каких-либо существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления суда по делу об административном правонарушении, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено. Рассмотрение дела произведено с соблюдением всех принципов судопроизводства.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

постановление Абаканского городского суда Республики Хакасия от 7 июля 2017 года по настоящему делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Республики Хакасия Г.А. Когай