ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7П-123/2022 от 18.05.2022 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Судья Пестов Д.И. Дело № 7п-123/2022

РЕШЕНИЕ

г.Йошкар-Ола 18 мая 2022 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Петрова О.А.,

при помощнике судьи Егошиной И.М.,

рассмотрев жалобу Идабаева И.С. на постановление судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 4 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности главы Красноволжской сельской администрации Идабаева И.С., <дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, сведения о привлечении к административной ответственности за совершение однородных правонарушений отсутствуют,

УСТАНОВИЛ:

<дата> заместителем руководителя финансового управления администрации Горномарийского муниципального района в отношении исполняющего обязанности главы Красноволжской сельской администрации Идабаева И.С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 4 апреля 2022 года Идабаев И.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, Идабаева И.С. просит постановление судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Выслушав объяснения Идабаева И.С., его защитника Ашпатрова Н.Н., поддержавших жалобу, руководителя финансового управления администрации Горномарийского муниципального района Симолкиной Л.В., полагавшей, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность должностных лиц за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В силу части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Как следует из материалов дела, на основании приказа финансового управления администрации Горномарийского муниципального района от <дата><№> в период с <дата> по <дата> в отношении Красноволжской сельской администрации проведена выездная проверка финансово-хозяйственной деятельности за период с <дата> по <дата>. В ходе проверки установлено, что государственным бюджетным учреждением Республики Марий Эл «Спортивная школа по ледовым видам спорта» (далее – ГБУ Республики Марий Эл «Спортивная школа по ледовым видам спорта») было приобретено спортивно-технологическое оборудование для совершенствования спортивной подготовки по хоккею. Администрацией Горномарийского муниципального района Республики Марий Эл постановлением от <дата><№> ГБУ Республики Марий Эл «Спортивная школа по ледовым видам спорта» выдано разрешение на размещение указанного оборудования на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> без предоставления земельного участка и установления сервитутов. <дата> между администрацией Горномарийского муниципального района Республики Марий Эл и ГБУ Республики Марий Эл «Спортивная школа по ледовым видам спорта» заключено соглашение о поставке спортивно-технологического оборудования по хоккею и реализации программы спортивного подготовки по виду спорта «хоккей». Согласно пункту 3.2.4 указанного соглашения администрация Горномарийского муниципального района Республики Марий Эл обязана осуществлять обслуживание спортивно-технологического оборудования, в том числе подведение воды, электроснабжения и т.д., нести расходы по оплате коммунальных и иных услуг, связанных с обслуживанием спортивно-технологического оборудования.

В <дата> годах Красноволжской сельской администрацией на основании муниципальных контрактов от <дата><№> и от <дата><№>, заключенных с ПАО «ТНС энерго Марий Эл», осуществлялось уличное освещение с.Кулаково, в том числе и спортивно-технологического оборудования по хоккею (хоккейной площадки), расположенного по адресу: <адрес>. Согласно актам приема передачи электроэнергии от <дата><№>, от <дата><№>, от <дата><№>, от <дата><№>, от <дата><№>, от <дата><№>, от <дата><№> от <дата><№>, от <дата><№>, от <дата><№>, от <дата><№>, от <дата><№>, от <дата><№> по точке передаче электроэнергии <№> (прибор учета № а22654953 (уличное освещение с.Кулаково)) ПАО «ТНС энерго Марий Эл» передано электроэнергии на общую сумму 336895 рублей 53 копейки. Указанная сумма оплачена Красноволжской сельской администрацией платежными поручениями от <дата><№>, от <дата><№>, от <дата><№>, от <дата><№>, от <дата><№>, от <дата> год <№>, от <дата><№>, от <дата><№>, от <дата><№>, от <дата><№>, от <дата><№>, от <дата><№> и от <дата><№>.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении исполняющего обязанности главы Красноволжской сельской администрации Идабаева И.С. протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нецелевое расходование бюджетных средств, выразившееся в направлении 9090 рублей 74 копейки, предусмотренных бюджетной сметой на уличное освещение, в нарушение решений Собрания депутатов от 24 декабря 2019 года № 20 «О бюджете Красноволжского сельского поселения на 2020 год», от 28 декабря 2020 года № 48 «О бюджета Красноволжского сельского поселения на 2021 год и плановый период 2022 года и 2023 года» и муниципальных контрактов от 20 января 2020 года № 26 и от 27 января 2021 года № 26, заключенных с ПАО «ТНС энерго Марий Эл» на освещение хоккейной площадки.

Признавая Идабаева И.С. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда исходил из доказанности факта снабжения спортивной площадки электрической энергией для освещения и оплаты энергоснабжения объекта «Спортивная площадка» (хоккейная коробка) по адресу: <адрес> Красноволжской сельской администрацией.

Между тем при рассмотрении дела об административном правонарушении судьей районного суда не учтено следующее.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует факт направления средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Привлекая Идабаева И.С. к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда исходил из доказанности факта нецелевого использования бюджетных средств в размере 6584 рубля 52 копейки (за период с <дата> года по <дата> года), выразившегося в направлении бюджетных средств бюджета Красноволжского сельского поселения на <дата> годы и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих целям, определенным решениями Собрания депутатов от 24 декабря 2019 года № 20 «О бюджете Красноволжского сельского поселения на 2020 год» и от 28 декабря 2020 года № 48 «О бюджете Красноволжского сельского поселения на 2021 год и плановый период 2022 года и 2023 года».

Как следует из подпункта 1 пункта 5 решения Собрания депутатов от 24 декабря 2019 года № 20 «О бюджете Красноволжского сельского поселения на 2020 год» и подпункта 1 пункта 6 решения Собрания депутатов от 28 декабря 2020 года № 48 «О бюджете Красноволжского сельского поселения на 2021 год и плановый период 2022 года и 2023 года», размещенных в открытом доступе на сайте муниципального образования «Красноволжское сельское поселение», распределение бюджетных ассигнований из бюджета Красноволжского сельского поселения по разделам, подразделам, целевым статьям, группам видов расходов классификации расходов бюджетов на соответствующие годы утверждено данными нормативно-правовыми актами и содержится в приложениях № 4 и № 5 к указанным решениям соответственно. Вместе с тем, приложения № 4 и № 5 на сайте муниципального образования «Красноволжское сельское поселение» не размещены и в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют.

Кроме того, как следует из пункта 3.2.2 соглашения о поставке спортивно-технологического оборудования по хоккею и реализации программы спортивного подготовки по виду спорта «хоккей», заключенного между администрацией Горномарийского муниципального района Республики Марий Эл и ГБУ Республики Марий Эл «Спортивная школа по ледовым видам спорта» <дата>, в обязанности администрации Горномарийского муниципального района Республики Марий Эл в числе прочего входила подготовка основания для установки хоккейной коробки. Вместе с тем, как следует из акта по результатам выездной проверки от <дата><№>, подготовка основания для установки хоккейной коробки осуществлена Красноволжской сельской администрацией. Таким образом, судьей районного суда вопрос распределения полномочий между органами местного самоуправления сельского поселения и муниципального района в отношении спорного имущества не проверен, представитель администрацией Горномарийского муниципального района не вызывался и по указанным вопросам не допрашивался, соответствующие документы не исследовались. В ходе рассмотрения дела судьей районного суда не были установлены обстоятельства установления светильников на опорах для целей освещения хоккейной коробки, их количество, расчет суммы потребленной электроэнергии на освещение хоккейной площадки не проверен. В материалах дела отсутствуют данные о наделении Идабаева И.О. полномочиями главы Красноволжской сельской администрацией в период с <дата> года по <дата> года.

Изложенное свидетельствует о том, что судьей районного суда не установлены все обстоятельства, имеющие значения для разрешения дела об административном правонарушении.

Указанное нарушение является существенным, поскольку не позволило судье всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснить обстоятельства этого дела и разрешить его в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

С учетом того, что установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности не истек, постановление судьи подлежит отмене, а дело – возвращению на новое рассмотрение в Горномарийский районный суд Республики Марий Эл.

Руководствуясь статьями 30.6-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 4 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности главы Красноволжской сельской администрации Идабаева И.С. отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Горномарийский районный суд Республики Марий Эл.

Судья О.А.Петрова

Решение30.05.2022