ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7П-127 от 19.03.2020 Архангельского областного суда (Архангельская область)

7п-127

РЕШЕНИЕ

19 марта 2020 года город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Рохина Я.С., рассмотрев жалобу начальника Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 12 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» ФИО1 на постановление судьи Холмогорского районного суда Архангельской области от 18 февраля 2020 года,

установил:

постановлением судьи Холмогорского районного суда Архангельской области от 18 февраля 2020 года Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 12 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее – ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Законный представитель ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области ФИО1 просит указанное постановление отменить, ссылаясь на суровость назначенного наказания и малозначительность правонарушения.

Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы, заслушав защитника ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области Шубную А.С., ее поддержавшую, и помощника Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО17, возразившего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему выводу.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 Закона о прокуратуре, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой установленную законом ответственность.

В соответствии с частями 1,2 статьи 23 Закон о прокуратуре прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления (части 1,2 статьи 23 Закон о прокуратуре).

Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, влечет административное наказание по статье 17.7 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что 5 ноября 2019 года в адрес начальника ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области ФИО1 Архангельским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО18 внесены четыре протеста на приказы руководителя исправительного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ «О поощрении осужденных», от ДД.ММ.ГГГГ «О поощрении осужденных», от ДД.ММ.ГГГГ «О поощрении осужденных», от ДД.ММ.ГГГГ «О поощрении осужденных».

В данных протестах содержались требования отменить:

- приказ начальника ИК-12 ФИО114 от ДД.ММ.ГГГГ в части поощрения ФИО11,

- приказ начальника ИК-12 ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ в части поощрения ФИО12,

- приказ временно исполняющего обязанности начальника ИК-12 ФИО19 от ДД.ММ.ГГГГ в части поощрения ФИО11,

- приказ начальника ИК-12 ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ в части поощрения ФИО13,

а также аналогичные по своему содержанию требования:

- рассмотреть протесты с участием представителя прокуратуры, известив предварительно Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о дате, времени и месте рассмотрения протеста;

- о результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру в письменной форме с предоставлением копии соответствующего решения в предусмотренный законом 10-дневный срок.

Основанием для внесения прокурором указанных протестов послужили результаты выездной плановой проверки ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области, проведенной 17 октября 2019 года, на предмет соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства.

Данные протесты Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях поступили в ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области 6 ноября 2019 года и рассмотрены руководством Учреждения на служебном совещании 26 ноября 2019 года с участием помощника прокурора ФИО110

27 ноября 2019 года начальник ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области направил Архангельскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях мотивированный ответ по всем требованиям, изложенным в протестах с приложением протокола служебного совещания и приказов о внесении изменений в ранее изданные приказы «О поощрении осужденных».

9 декабря 2019 года исполняющим обязанности Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях вынесено постановление о возбуждении в отношении ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ. Из постановления следует, что юридическим лицом в установленный срок не исполнены требования прокурора.

Рассмотрев постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и другие материалы, судья районного суда пришел к выводу, что бездействие ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области по невыполнению законных требований прокурора образуют объективную сторону вмененного административного правонарушения.

В соответствии со статьей 32 Закона о прокуратуре предметом надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, являются соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.

Согласно части 1 статьи 33 Закона о прокуратуре при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в статье 32 настоящего Федерального закона, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях.

Статья 114 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) определяет процедуры применения мер поощрения к осужденным.

В части 2 приведенной статьи установлены ограничения на применение таких поощрений, как разрешение на получение дополнительной посылки или передачи. В порядке поощрения осужденным в течение года может быть разрешено получение дополнительно до четырех посылок или передач.

В силу части 4 статьи 114 УИК РФ, к осужденному, имеющему неснятое или непогашенное взыскание, может быть применено поощрение только в виде досрочного снятия ранее наложенного взыскания.

Проверкой, проведенной прокуратурой 17 октября 2019 года, установлено, что начальником ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области ДД.ММ.ГГГГ издан приказ «О поощрении осужденных», которым в числе прочих был поощрен дополнительной посылкой (передачей) осужденный ФИО13, при том, что на момент вынесения приказа администрация в течение года четыре раза принимала решения о поощрении указанного осужденного дополнительной посылкой (18 января 2019 года, 28 февраля 2019 года, 17 апреля 2019 года и 30 мая 2019 года), что не соответствует требованиям части 2 статьи 114 УИК РФ.

Аналогичные нарушения допущены начальником ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области 17 августа 2017 года и 11 сентября 2017 года при издании приказов и о поощрении осужденных ФИО11 и ФИО12 дополнительными посылками (передачами) при наличии четырех таких поощрений каждого в течение года (ФИО11 – 3 февраля 2017 года, 9 марта 2017 года, 20 июня 2017 года и 19 июля 2017 года; ФИО12 – 17 января 2017 года, 9 марта 2017 года, 24 апреля 2017 года и 19 мая 2017 года).

Кроме того, в нарушение требований части 4 статьи 114 УИК РФ 27 ноября 2017 года и.о. начальника ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области на основании приказа поощрен дополнительной посылкой (передачей) осужденный ФИО11, имевший на тот момент неснятые и непогашенные в установленном порядке взыскания в виде водворения в штрафной изолятор 16 октября 2017 года и устный выговор 4 ноября 2017 года.

Также прокурором отмечено, что во всех перечисленных случаях в приказах руководителя исправительного учреждения, вопреки требованиям статей 113, 119 УИК РФ, конкретный вид поощрения не был указан.

Правильность выводов судьи районного суда о событии административного правонарушения и вине исправительного учреждения в умышленном невыполнении законных требований прокурора, изложенных в протестах от 5 ноября 2019 года подтверждается приведенными доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, рапортом помощника Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО110 от 28 ноября 2019 года о выявленных правонарушениях, протестами Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 5 ноября 2019 года , сопроводительным письмом начальника ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области от 27 ноября 2019 года о рассмотрении протестов, протоколом служебного совещания при начальнике ИК-12 от 26 ноября 2019 года , приказами начальника исправительного учреждения от 17 августа 2017 года , от 11 сентября 2017 года , от 27 ноября 2017 года , от 29 июля 2019 года «О поощрении осужденных», приказами врио начальника ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области от 26 ноября 2019 года № «О внесении изменений в приказ ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области от 17 августа 2017 года , от 11 сентября 2017 года , от 27 ноября 2017 года , от 29 июля 2019 года «О поощрении осужденных», письменным объяснением ФИО111 (старший инспектор канцелярии ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области) о сроке получения протестов прокурора, регистрирующими документами ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области, получившими надлежащую правовую оценку по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Таким образом, требования Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях об отмене приказов руководителя ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области от 17 августа 2017 года , от 11 сентября 2017 года , от 27 ноября 2017 года , от 29 июля 2019 года «О поощрении осужденных» являлось одной из предусмотренных Законом о прокуратуре форм осуществления прокурорского надзора, было конкретным и подлежало безусловному исполнению.

Согласно представленным материалам, законное требование Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области в установленный срок (не позднее 16 ноября 2019 года) не исполнило.

В рассматриваемом случае чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, объективно препятствовавших ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области исполнить требования законодательства, не установлено, вследствие чего деяние учреждения является виновным.

Тем самым, ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области совершило административное правонарушение, предусмотренное статьей 17.7 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области в минимальном размере санкции, установленной статьей 17.7 КоАП РФ для юридических лиц.

Доводы подателя жалобы о признании вмененного деяния малозначительным не состоятельны.

Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения относится к оценочной категории, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела по существу.

Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.

Совершенное ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области правонарушение посягает на институты государственной власти в виде реализации должностным лицом, действующим от имени и в интересах государства, предоставленных ему законодательством полномочий, что свидетельствует о наличии существенного нарушения охраняемых общественных отношений.

Субъективная трактовка заявителем положений части 2 статьи 3.4 КоАП РФ не свидетельствует об обратном, поскольку совокупности всех перечисленных в норме обстоятельств, исходя из характера совершенного правонарушения обстоятельств настоящего дела не усматривается.

Совершение административного правонарушения впервые, на что ссылается податель жалобы, частью 1 статьи 4.2 КоАП РФ не отнесено к числу безусловных обстоятельств, смягчающих административную ответственность, кроме того, судьей характер совершенного деяния, имущественное и финансовое положение юридического лица, в том числе и то, что ранее ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области не привлекалось к административной ответственности были учтены при назначении наказания.

В случае невозможности единовременной уплаты административного штрафа ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области не лишено возможности обратиться к судье, вынесшему постановление, с заявлением в порядке, установленном статьей 31.5 КоАП РФ.

Нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 КоАП РФ,

решил:

Постановление судьи Холмогорского районного суда Архангельской области от 18 февраля 2020 года оставить без изменения, жалобу начальника ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области» ФИО1 – без удовлетворения.

Судья Я.С. Рохина