Судья Мельников С.Е. Дело № 7п-142/2022
РЕШЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 1 июня 2022 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Смышляева И.Н.,
при секретаре Цепелевой О.С.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу главы администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» ФИО1 на постановление судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 11 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главы администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» ФИО1, <дата> года рождения, уроженца
<адрес> зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшегося за совершение однородных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 11 апреля 2022 года с учетом определения об исправлении описки от 20 апреля 2022 года, должностное лицо – глава администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
В жалобе и дополнениях к ней, поданных в Верховный Суд Республики Марий Эл, ФИО1 просит постановление судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, также указано на нарушение правил подсудности рассмотрения дела и возможности признания совершенного правонарушения малозначительным.
В судебное заседание ФИО1 не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом по месту осуществления должностных обязанностей, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил, в связи с чем на основании части 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав представителя административного органа
по доверенности ФИО2, возражавшую против удовлетворения жалобы, пояснившую, что административное расследование по делу не проводилось, дело рассмотрено по месту осуществления должностным лицом, своих полномочий, срок давности привлечения к административной ответственности соблюден, изучив доводы жалобы, дополнений к ней, проверив материалы дела об административном правонарушении
№ 5-1-148/2022 в полном объеме, прихожу к следующему.
Частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ.
В силу абзаца 5 пункта 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субсидий, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не допускается.
В соответствии с абзацами 5, 6 пункта 4 статьи 9 Закона Республики Марий Эл от 6 июля 2005 года № 26-З «О межбюджетных отношениях в Республике Марий Эл» предоставление субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл бюджетам муниципальных образований предусматривается в соответствии с перечнем субсидий бюджетам муниципальных образований, предоставляемых из республиканского бюджета Республики Марий Эл в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, утверждаемым законом Республики Марий Эл о республиканском бюджете Республики Марий Эл на очередной финансовый год и плановый период. Предоставление субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл бюджетам муниципальных образований, не соответствующих указанному перечню, за исключением субсидий, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Республики Марий Эл, субсидий, предоставление которых обусловлено увеличением бюджетных ассигнований в соответствии с абзацем третьим пункта 3 статьи 95 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не допускается.
Аналогичное требование установлено пунктом 2 Порядка формирования, предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл местным бюджетам утвержденного Постановлением Правительства Республики Марий Эл от
11 июля 2018 года № 306 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл местным бюджетам».
Пунктом 8 указанного Порядка распределения субсидий установлено, что соглашение о предоставлении субсидий заключается в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом министерства финансов Республики Марий Эл.
Законом Республики Марий Эл от 29 ноября 2019 года № 49-З «О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» утвержден перечень субсидий, предоставляемых бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств по вопросам местного значения, на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (приложение № 11).
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в отношении администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» аудитором Государственной счетной палаты Республики Марий Эл проведена проверка законности, результативности (эффективности) использования средств, выделенных в рамках соглашения о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Республики Марий Эл бюджету муниципального образования на проектные и изыскательские работы, иные работы и услуги за период деятельности с 01 января 2020 года по 31 мая 2021 года.
По результатам проверки установлено, что между Министерством образования и науки Республики Марий Эл и администрацией городского округа «Город Козьмодемьянск» в лице главы администрации муниципального образования городской округ «Город Козьмодемьянск» ФИО1 заключено соглашение о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Республики Марий Эл бюджету муниципального образования в Республике Марий Эл на проектные и изыскательские работы, иные работы и услуги от 29 июня 2020 года № 1 (далее - Соглашение), предметом которого является предоставление из республиканского бюджета Республики Марий Эл в 2020 году бюджету муниципального образования субсидии на проектные и изыскательские работы, иные работы и услуги по КБК: коду главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации 874, разделу, подразделу 07 02 «Общее образование», целевой статье 028Е1Д5204 «Проектные и изыскательские работы, иные работы и услуги на строительство средней общеобразовательной школы в
г. Козьмодемьянске на 825 мест», виду расходов 523 «Консолидированные субсидии». Средства субсидии в рамках указанного Соглашения доведены до администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» 26 декабря 2020 года.
Вместе с тем, перечнем субсидий, предоставляемых бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств по вопросам местного значения, на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов субсидия на проектные и изыскательские работы, иные работы и услуги на момент заключения Соглашения (29 июня 2020 года) отсутствовала.
В нарушение абзацев 5, 6 пункта 4 статьи 9 закона Республики Марий Эл от 06 июля 2005 года № 26-З «О межбюджетных отношениях в Республике Марий Эл», пунктов 2,5,8 Порядка распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл от 11 июля 2018 года № 306 получателем средств бюджета – администрацией городского округа «Город Козьмодемьянск» в лице главы администрации ФИО1, нарушен порядок предоставления межбюджетных траснфертов (субсидий), а именно заключено Соглашение на предоставление субсидии на проектные и изыскательские работы, иные работы и услуги при отсутствии утвержденного законом о республиканском бюджете Республики Марий Эл Перечня субсидий бюджетам муниципальных образований, предоставляемых из республиканского бюджета Республики Марий Эл в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и Порядка предоставления субсидий, в результате чего администрацией городского округа «Город Козьмодемьянск»
26 декабря 2020 получена и израсходована субсидия в сумме 2 882,2 тыс. руб., в том числе при отсутствии отчета о достижении значений результатов использования субсидии.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления
3 февраля 2022 года аудитором Государственной счетной палаты Республики Марий Эл в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ.
Выявленные в ходе вышеуказанной проверки обстоятельства, подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, и послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности.
Вывод судьи районного суда о наличии в деянии указанного должностного лица административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела, имеющимся доказательствам и закону.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
Состав указанного административного правонарушения, в том числе и субъективная сторона, нашел свое подтверждение при рассмотрении дела.
Доводы жалобы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности подлежат отклонению в связи со следующим.
Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ определено, что постановление по делу об административном правонарушении за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения.
Федеральным законом от 26 июля 2019 года № 220-ФЗ «О внесении изменения в статью 4.5 КоАП РФ» в часть 3 статьи 4.5 названного Кодекса внесены изменения, норма изложена в следующей редакции: если частью 1 этой статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 6 указанной статьи), лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, за административные правонарушения, предусмотренные частью 6 названной статьи, - со дня вынесения решения, указанного в части 6 данной статьи, а при длящемся административном правонарушении - не позднее одного года со дня его обнаружения.
Санкция части 3 статьи 15.15.5 КоАП РФ предусматривает возможность наложения на должностных лиц административного штрафа или назначение дисквалификации.
В рассматриваемом случае частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрен двухлетний срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел (более длительный по сравнению с установленным частью 3 этой статьи), следовательно, при вынесении судьей Горномарийского районного суда Республики Марий Эл постановления от
11 апреля 2022 года срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности пропущен не был.
Является несостоятельной ссылка в жалобе на письмо Казначейства России от 27 октября 2017 года № 07-04-05/09-826 «О сроках давности привлечения к административной ответственности» предусматривающий срок привлечения к административной ответственности один год, поскольку данный документ фактически утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 26 июля 2019 года № 220-ФЗ, которым часть 3 статьи 4.5 КоАП РФ изложена в новой редакции - срок давности привлечения к административной ответственности составляет два года.
Дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 рассмотрено по месту его совершения. Поскольку административное расследование по делу не проводилось, то оснований для применения части 5 статьи 29.5 КоАП РФ при определении места рассмотрения дела по настоящему делу не имеется.
Объем нарушений положений действующего законодательства, указанных в постановлении судьи соответствует протоколу об административном правонарушении, составленному должностным лицом Государственной счетной палаты Республики Марий Эл 3 февраля 2022 года.
Пунктом 2 постановления Правительства Республики Марий Эл
11 сентября 2020 года установлено, что его положения распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.
Однако с учетом данного положения закона изменения в заключенное соглашение внесены не были, в связи с чем доводы в этой части судом отклоняются.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ФИО1 с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ. Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не имеется с учетом значимости отношений на защиту которых направлены положения части 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ. Данные доводы были предметом тщательного обсуждения судьи районного суда, оснований не согласиться с выводами которого не имеется, в том числе и с учетом целей фактического использования полученных бюджетных средств.
Нарушений норм процессуального права, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления судьи районного суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 11 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главы администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» ФИО1, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья И.Н. Смышляева
Решение09.06.2022