ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7П-144/2022 от 02.06.2022 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Судья Иванова Н.В.

Дело № 7п-144/2022

РЕШЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 2 июня 2022 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Смышляева И.Н.,

при секретаре Цепелевой О.С.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу аудитора Государственной счетной палаты Республики Марий Эл ФИО1 на постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от
20 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении в отношении ФИО2, <дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>

УСТАНОВИЛ:

аудитором Государственной счетной палаты Республики Марий Эл ФИО1 10 марта 2022 года в отношении должностного лица – начальника планово-экономического отдела Министерства образования и науки Республики Марий Эл ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), который передан для рассмотрения в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл.

Постановлением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 20 апреля 2022 года ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл,
аудитор Государственной счетной палаты Республика Марий Эл
ФИО1 ставит вопрос об отмене решения судьи, направлении дела на новое рассмотрение. В обоснование доводов жалобы указывает, что в данном случае оснований для совокупного применения положений статей 3.4 и
4.1.1 КоАП РФ и замены административного штрафа на предупреждение не имелось.

Выслушав объяснения ФИО2, возражавшего против удовлетворения жалобы, пояснившего, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, представителя Государственной счетной палаты Республики Марий Эл ФИО3, поддержавшей доводы жалобы и просьбу об отмене постановления судьи, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме по правилам части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

В силу положений статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели. Порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта (за исключением субсидий, предоставляемых в соответствии со статьей 78.4 настоящего Кодекса) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от
27 августа 2010 года № 231 утверждено Положение о Министерстве образования и науки Республики Марий Эл, в соответствии с пунктом 8 которого Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет в установленном порядке финансовое обеспечение деятельности подведомственных организаций, утверждает бюджетную смету и государственное задание для подведомственного казенного учреждения, согласовывает его штатное расписание, план финансово-хозяйственной деятельности и государственное задание для подведомственного автономного учреждения и государственное задание для подведомственного бюджетного учреждения.

В соответствии с пунктом 10 Порядка определения объема и условия предоставления государственным бюджетным и автономным учреждениям Республики Марий Эл субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 10 декабря 2020 года № 460, перечисление субсидии на иные цели органом-учредителем учреждению осуществляется в соответствии со сроками (графиком), установленными соглашением.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что между Министерством образования и науки Республики Марий Эл и Государственным бюджетным общеобразовательным учреждением «Косолаповская школа-интернат», Государственным бюджетным общеобразовательным учреждением «Нартасская школа-интернат» заключены Соглашения № 20-2021-01352 от 25 января 2021 года и № 20-2021-01297 от 22 января 2021 года соответственно о предоставлении из Республиканского бюджета Республики Марий Эл субсидий в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Графиками перечисления субсидии определены сроки перечисления субсидии – не ранее 1 января 2021 года и не позднее 1 апреля 2021 года, а с учетом дополнительных соглашений, вступивших в силу 20 апреля 2021 года, с 1 января 2021 года и не позднее 31 декабря 2021 года.

Должностным лицом административного органа установлено, что в нарушении абзаца 4 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 10 Порядка определения объема и условия предоставления государственным бюджетным и автономным учреждениям Республики Марий Эл субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 10 декабря 2020 года № 460, условий Соглашений № 20-2021-01352 от 25 января 2021 года и № 20-2021-01297 от 22 января 2021 года (пункты 3.1.1, 4.1.3) Министерством образования и науки Республики Марий Эл не соблюдался график перечисления субсидии на иные цели, в результате чего средства субсидии, в том числе за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета, доведены позже срока, установленного графиком перечисления субсидии.

8 февраля 2022 года аудитором Государственной счетной палаты Республика Марий Эл ФИО1 по факту несоблюдения должностными лицами Министерства образования и науки Республики Марий Эл в 2021 года графиков перечисления субсидии на иные цели, предусмотренные Соглашениями на предоставление субсидии, в Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Косолаповская школа-интернат», Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нартасская школа-интернат» возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.ФИО2 являясь государственным гражданским служащим Республики Марий Эл, замещающим должность начальника планово-экономического отдела Министерства образования и науки Республики Марий Эл, должностным регламентом которого предусмотрено, что он является ответственным за финансирование деятельности государственных организацией, находящихся в ведении Министерства образования и науки Республики Марий Эл в установленном порядке, допустил не соблюдение графиков перечисления субсидии по Соглашениям № 20-2021-01352 от 25 января 2021 года и № 20-2021-01297 от 22 января 2021 года, в результате чего средства субсидии, доведены позже срока, установленного графиком.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО2 к административной ответственности.

Деяние начальника планово-экономического отдела Министерства образования и науки Республики Марий Эл ФИО2, допустившего описанное выше нарушение, квалифицировано должностным лицом административного органа по части 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и нормативно-правовых актов, регулирующих рассматриваемые правоотношения.

Судья городского суда, руководствуясь положениями статей 3.4 и
4.1.1 КоАП РФ, пришел к выводу о возможности отнесения Министерства образования и науки Республики Марий Эл, должностным лицом которого является ФИО2, к некоммерческой организации и назначении административного наказания в виде предупреждении.

С таким выводом судьи городского суда нельзя согласиться в силу следующего.

Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене некоммерческой организации, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ (часть 3 статьи 3.4 КоАП РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся некоммерческими организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

По смыслу взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ в отсутствие совокупности всех упомянутых обстоятельств (условий применения административного наказания в виде предупреждения) возможность замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение не допускается.

Как следует из Положения о Министерстве образования и науки Республики Марий Эл, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 27 августа 2010 года № 231, Министерство образования и науки Республики Марий Эл является органом исполнительной власти Республики Марий Эл, осуществляющим функции по государственному управлению в сфере образования и науки, по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан на территории Республики Марий Эл.

В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» действие настоящего Федерального закона не распространяется на органы государственной власти, иные государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, публично-правовые компании, а также на автономные учреждения, если иное не установлено федеральным законом.

По настоящему делу вся совокупность условий для замены административного наказания в виде административного штрафа при рассмотрении дела не установлена.

Кроме того, резолютивная часть постановления содержит указание на признание ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.1 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Нарушение правил привлечения к административной ответственности, назначения наказания и применения статьи 4.1.1 КоАП РФ является существенным, срок давности привлечения к административной ответственности не истек, в связи с чем постановление судьи городского суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл.

Доводы лица, привлекаемого к административной ответственности, об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения подлежат проверке при новом рассмотрении дела городским судом.

Руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 20 апреля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, в отношении ФИО2 отменить.

Дело об административном правонарушении в отношении ФИО2 направить на новое рассмотрение в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл.

Судья И.Н. Смышляева

Решение10.06.2022