Судья Сабирьянов Р.Я. 7п-154/2019
РЕШЕНИЕ
город Йошкар-Ола 22 ноября 2019 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Халиулин А.Д.,
при секретаре Кулагиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 1 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, <...>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес> являющейся главным государственным инспектором Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл, ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 1 октября 2019 года главный государственный инспектор Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, ФИО1 просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить, указывая, что запросы о предоставлении информации в адрес ООО <...>» и ООО «<...>» направлены ею в рамках пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» с целью рассмотрения поступивших обращений граждан, а не в рамках проведения проверки. Указание в запросах на положения статей 19.7, 19.4.1 КоАП РФ не свидетельствует о проведении внеплановых документарных проверок в отношении названных юридических лиц и носит исключительно информационный характер.
Изучив доводы жалобы, выслушав объяснения ФИО1, ее защитника Алексеевой Ю.Г., поддержавших жалобу, объяснения прокуроров Полозовой Т.В., ФИО2, просивших в удовлетворении жалобы отказать, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 2 статьи 19.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля либо государственного или муниципального учреждения, осуществляющего контрольные функции, или непредставлении акта о проведенной проверке, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей либо дисквалификации на срок от шести месяцев до одного года.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ).
В соответствии с названным Федеральным законом государственный контроль (надзор), за исключением случаев, установленных законом, осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок в виде документарной либо выездной проверки.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 декабря
2008 года № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Пунктом 4 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря
2008 года № 294-ФЗ установлено, что нарушение части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, отнесено к грубым нарушениям.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Республики Марий Эл проведена проверка исполнения должностными лицами Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл требований законодательства при осуществлении регионального жилищного надзора.
В ходе проверки установлено, что 25 июня 2019 года в Департамент государственного жилищного надзора Республики Марий Эл поступило обращение Н. по вопросу отключения газоснабжения в квартире <адрес>.
В целях рассмотрения обращения главным государственным инспектором Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл ФИО1 2 июля 2019 года направлен запрос <№> в адрес филиала ООО «<...> о предоставлении договора на техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудования, акта проверки внутриквартирного газового оборудования с указанием причины приостановки поставки газа, акта возобновления поставки газа в <...>, иной информации и документов по обеспечению благоприятных условий проживания жильцов в многоквартирном жилом доме. В запросе должностным лицом разъяснены положения статьи 19.7 КоАП РФ об административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде и статьи 19.4.1 КоАП РФ об административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок (л.д. 26-27).
Во исполнение данного запроса 10 июля 2019 года ООО <...> был представлен ответ с приложением запрашиваемых документов (л.д. 28-46).
7 февраля 2019 года в Департамент государственного жилищного надзора Республики Марий Эл поступило обращение Д. по вопросу протекания кровли многоквартирного дома <адрес>
В целях рассмотрения данного обращения главным государственным инспектором Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл ФИО1 27 февраля 2019 года направлен запрос <№> в адрес ООО <...> о необходимости предоставления копии журнала заявок с обращениями; актов выполненных работ по очистке кровли от снега, наледи и сосулек; иных документов по обеспечению благоприятных условий проживания жильцов многоквартирного дома. В запросе должностным лицом разъяснены положения статьи 19.7 КоАП РФ об административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде и статьи 19.4.1 КоАП РФ об административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок
(л.д. 57-58).
Во исполнение вышеуказанного запроса ООО <...> представлены запрашиваемые документы.
Приказом руководителя Департамента государственного жилищного надзора <...> ФИО1 назначена на должность главного государственного инспектора отдела государственного жилищного надзора Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл.
В соответствии с должностным регламентом главный государственный инспектор отдела государственного жилищного надзора Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл, в том числе готовит проекты ответов на запросы организаций и граждан, взаимодействует с организациями и гражданами в пределах своей компетенции, проводит проверки и другие мероприятия по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю.
Усматривая в действиях ФИО1 нарушение требований части 4 статьи 10, части 4 статьи 11, части 1 статьи 14 Федерального закона от
26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, выразившееся в истребовании информации без распоряжения (приказа) руководителя (заместителя руководителя) о проведении проверки, первый заместителя прокурора Республики Марий Эл
9 сентября 2019 года вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица ФИО1
В постановлении указано, что при истребовании информации в филиале ООО <...> ООО <...> ФИО1 фактически проведены внеплановые документарные проверки в отношении хозяйствующих субъектов, что образует состав вмененного административного правонарушения.
Рассматривая дело об административном правонарушении, судья городского суда пришел к выводу о наличии в действиях ФИО1 события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 КоАП РФ. При этом судья исходил из того, что вопреки требованию части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ ФИО1, запросившей в филиале ООО <...>, ООО <...> вышеназванные документы, фактически были проведены внеплановые документарные проверки, поскольку в адрес указанных юридических лиц было вынесено предупреждение об административной ответственности по статьям 19.7, 19.4.1 КоАП РФ.
В постановлении судьи указано, что действия ФИО1 отвечают всем признакам взаимодействия органа, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора), и юридического лица, на которого возложены обязанности по предоставлению информации.
С выводами, изложенными в постановлении о назначении
ФИО1 административного наказания, нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от
26 декабря 2008 года № 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Как следует из материалов дела, вышеуказанные запросы направлены главным государственным инспектором Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл ФИО1 в адрес филиала ООО <...>, ООО <...> с целью рассмотрения обращений граждан.
Письмом от 10 июля 2019 года ООО <...> сообщило необходимую для рассмотрения обращения граждан информацию и представило запрашиваемые документы, на основании которых Департаментом государственного жилищного надзора Республики Марий Эл был дан ответ на обращение гражданки Н.
После представления ООО <...> запрашиваемых документов на основании распоряжения (приказа) руководителя Департамента государственного жилищного строительства ФИО1 в отношении ООО <...> проведена внеплановая выездная проверка соблюдения управляющей компанией обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами (жилищный надзор). По результатам проверки Департаментом государственного жилищного надзора Республики Марий Эл был дан ответ на обращение гражданки Д.
В материалах дела отсутствуют доказательства, что в процессе рассмотрения обращения граждан ФИО1 осуществлялся государственный контроль (надзор) и мероприятия по контролю, проверялось соблюдение юридическими лицами в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, запрашивались сведения, содержащиеся в документах юридических лиц, устанавливающих его организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении его деятельности и связанные с исполнением им обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Наличие в направленных запросах предупреждения об административной ответственности по соответствующим статьям главы 19 КоАП РФ об обратном не свидетельствует.
Таким образом, действия главного государственного инспектора Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл
ФИО1, направившей при рассмотрении обращений граждан запросы в филиал ООО <...>, ООО <...>, не содержат признаков внеплановой документарной проверки, требования к проведению которой регламентированы статьями 10, 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ.
При таких обстоятельствах оснований для привлечения
ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 19.6.1 КоАП РФ не усматривается, поскольку не установлено событие административного правонарушения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного обжалуемое постановление судьи городского суда подлежит отмене, а производство по делу – прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 1 октября 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного государственного инспектора Департамента государственного жилищного надзора Республики Марий Эл ФИО1 отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Судья А.Д. Халиулин