Судья Мельников С.Е. Дело № 7п-178/2022
РЕШЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 25 августа 2022 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Орлова С.Г.,
при секретаре Богомоловой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя финансового управления администрации Горномарийского муниципального района Республики Марий Эл ФИО1 на постановление судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 5 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности главы Красноволжской сельской администрации ФИО2, года рождения, уроженца Марийской АССР, зарегистрированного и проживающего по адресу: , сведения о привлечении к административной ответственности за совершение однородных правонарушений отсутствуют,
установил:
12 ноября 2021 года заместителем руководителя финансового управления администрации Горномарийского муниципального района (далее – финансовое управление, управление) в отношении исполняющего обязанности главы Красноволжской сельской администрации ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Постановлением судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 5 июля 2022 года производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ФИО2 состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, руководитель финансового управления администрации Горномарийского муниципального района ФИО1 просит постановление судьи районного суда отменить, считая его незаконным и необоснованным. Указывает, что Красноволжской сельской администрацией энергоснабжение объекта «Спортивная площадка» осуществлялось через прибор учёта уличного освещения с целью сокрытия расходов по освещению спортивной площадки. Финансовым управлением произведен расчёт суммы расходов на оплату электроэнергии, потреблённой на освещение спортивной площадки, исходя из мощности светильников уличного освещения. Поскольку информацией о мощности 12 светильников, установленных по периметру спортивной площадки, управление не располагает, расчеты электроэнергии, потреблённой на освещение спортивной площадки подлежат проверке ПАО «ТНС энерго Марий Эл». По соглашению от 17 марта 2020 года осуществление обслуживания, в том числе энергоснабжения и оплаты коммунальных услуг спортивно-технологического сооружения возложено на администрацию Горномарийского муниципального района. Следовательно со стороны Красноволжской сельской администрации имеет место нецелевое использование бюджетных средств.
В письменном отзыве на жалобу ФИО2 приводит доводы об отсутствии события и состава административного правонарушения, указывает, что бюджетные средства, предназначенные для уличного освещения, на оплату электроэнергии, потребленной системой освещения хоккейной площадки, не расходовались. Объекта «спортивная площадка» не существует. Имеется бетонное основание, которое находится в казне Красноволжского сельского поселения, и спортивное оборудование (хоккейные борта), переданное на хранение администрации Горномарийского района. Рядом с площадкой имеются уличные фонари, на которые установлен прибор учёта электроэнергии, за счет которых производилось освещение спортивной площадки.
ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении жалобы без его участия, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения должностного лица административного органа ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении № 5-1-386/2022, прихожу к следующему.
Статьей 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность должностных лиц за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
На основании приказа финансового управления администрации Горномарийского муниципального района от 7 октября 2021 года №33о/д в период с 11 октября по 9 ноября 2021 года в отношении Красноволжской сельской администрации проведена выездная проверка финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 января 2019 года по 30 сентября 2021 года.
В ходе проверки административным органом установлено и следует из представленных материалов дела, что 17 марта 2020 года между администрацией Горномарийского муниципального района Республики Марий Эл и ГБУ Республики Марий Эл «Спортивная школа по ледовым видам спорта» заключено соглашение о поставке спортивно-технологического оборудования по хоккею и реализации программы спортивного подготовки по виду спорта «хоккей» (том 1, л.д. 45-48).
В соответствии с настоящим соглашением Спортивная школа обязалась поставить Администрации спортивно-технологическое оборудование в целях осуществления Спортивной школой деятельности по реализации программы спортивной подготовки по виду спорта «хоккей» на территории Горномарийского района, а Администрация обязалась обеспечить сохранность данного оборудования, состоящего из комплекта хоккейных односторонних бортов, ворот хоккейных с сеткой, универсального информационного табло (пункт 1.1).
По данному соглашению установка спортивно-технологического оборудования производится на земельном участке администрации Красноволжского сельского поселения по адресу: (пункт 2.2).
Согласно пункту 3.2.4 соглашения администрация Горномарийского муниципального района Республики Марий Эл обязана осуществлять обслуживание спортивно-технологического оборудования, в том числе подведение воды, электроснабжения и т.д., нести расходы по оплате коммунальных и иных услуг, связанных с обслуживанием спортивно-технологического оборудования.
Государственным бюджетным учреждением Республики Марий Эл «Спортивная школа по ледовым видам спорта» в рамках заключенного с администрацией Горномарийского муниципального района соглашения по контракту № 6-ЭА от 19 мая 2020 года было приобретено спортивно-технологическое оборудование для совершенствования спортивной подготовки по виду спорта «хоккей» (том 1, л.д. 30-44).
Администрацией Горномарийского муниципального района Республики Марий Эл постановлением от 30 октября 2020 года №420 ГБУ Республики Марий Эл «Спортивная школа по ледовым видам спорта» выдано разрешение на размещение указанного оборудования на земельном участке, расположенном по адресу: , площадью 2275 кв.м без предоставления земельного участка и установления сервитутов (том 1, л.д. 50-51).
В 2020-2021 годах Красноволжской сельской администрацией на основании муниципальных контрактов от 20 января 2020 года №26 и от 27 января 2021 года №26, заключенных с ПАО «ТНС энерго Марий Эл», осуществлялось уличное освещение с.Кулаково, расположенного по адресу: (том 1, л.д. 53-90).
Согласно актам приема передачи электроэнергии от 31 января 2020 года №4000/4485/01, от 29 февраля 2020 года №4000/10332/01, от 31 марта 2020 года №4000/17106/01, от 30 апреля 2020 года №4000/23916/01, от 31 мая 2020 года №4000/33414/01, от 30 сентября 2020 года №4000/58619/01, от 31 октября 2020 года №4000/66776/01, от 30 ноября 2020 года №4000/72635/01, от 31 декабря 2020 года №4000/82327/01, от 31 января 2021 года №4000/4514/01, от 28 февраля 2021 года №4000/11374/01, от 31 марта 2021 года №4000/17283/01, от 30 апреля 2021 года №4000/26020/01, в том числе по точке передаче электроэнергии №124000000319 (прибор учета №а22654953 (уличное освещение с.Кулаково)) ПАО «ТНС энерго Марий Эл» передано электроэнергии на общую сумму 336895 рублей 53 копейки (том 1 л.д.92-130). Указанная сумма оплачена Красноволжской сельской администрацией платежными поручениями от 18 февраля 2020 года №160188, от 17 марта 2020 года №351390, от 15 апреля 2020 года №542125, от 15 мая 2020 года №713219, от 17 июня 2020 года №43302, от 15 октября 2020 год №11228, от 13 ноября 2020 года №237448, от 11 декабря 2020 года №475445, от 28 декабря 2020 года №657367, от 18 февраля 2021 года №125266, от 12 марта 2021 года №296704, от 13 апреля 2021 года №553512 и от 12 мая 2021 года №783397 (том 1, л.д. 132-144).
Финансирование средств на уличное освещение сельского поселения осуществлялось по расходным расписаниям от 20 января 2020 года №364, от 18 февраля 2020 года №92, от 17 марта 2020 года №153, от 15 апреля 2020 года №79, от 13 мая 2020 года №141, от 21 сентября 2020 года № 169, от 14 октября 2020 года № 48, от 13 ноября 2020 года № 168, от 11 декабря 2020 года № 969, от 28 декабря 2020 года № 1018, от 15 февраля 2021 года № 57, от 11 марта 2021 года № 379, от 13 апреля 2021 года № 233, от 12 мая 2021 года №197 (том 1, л.д. 146-159).
В ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности Красноволжской сельской администрации должностными лицами административного органа установлено и отражено в акте проверки от 9 ноября 2021 года № 3/21 (том 1, л.д.17-20), что денежные средства, выделенные сельскому поселению на оплату оказанных ПАО «ТПНС энерго Марий Эл» за период с января 2020 года по апрель 2021 года услуг по содержанию административного здания и уличному освещению по муниципальным контрактам от 20 января 2020 года № 26 и от 27 января 2021 года № 26 расходовались, в том числе на освещение спортивной площадки, расположенной на территории Красноволжского сельского поселения по адресу: , тогда как в бюджетной смете Красноволжского сельского поселения средства на содержание спортивного объекта не предусматривались.
Нецелевое использование бюджетных средств согласно акту проверки за период с 18 февраля 2020 года по 12 мая 2021 года составило 9090,74 рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении исполняющего обязанности главы Красноволжской сельской администрации ФИО2 протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нецелевое расходование бюджетных средств, предусмотренных бюджетной сметой на уличное освещение, которое выразилось в направлении 9090 рублей 74 копеек на освещение хоккейной площадки в нарушение решений Собрания депутатов от 24 декабря 2019 года №20 «О бюджете Красноволжского сельского поселения на 2020 год, от 28 декабря 2020 года №48 «О бюджете Красноволжского сельского поселения на 2021 год и плановый период 2022 года и 2023 года» и муниципальных контрактов от 20 января 2020 года №26 и от 27 января 2021 года №26, заключенных с ПАО «ТНС энерго Марий Эл».
Прекращая производство по делу, судья районного суда исходил из того, что по представленным административным органом доказательствам невозможно выделить сумму платежей по оплате освещения хоккейной площадки, в том числе из-за отсутствия прибора учета на объекте, не находящемся на балансе сельского поселения. Судом установлено, что оплата поставленной электроэнергии на уличное освещение, в том числе по месту нахождения хоккейной площадки в с. Кулаково осуществлялось сельской администрацией по прибору учета за номером а22654953, вина исполняющего обязанности главы Красноволжской сельской администрации ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.14 КоАП РФ, не доказана.
Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (статья 26.11 КоАП РФ).
В силу положений статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Из материалов дела следует, что между Красноволжской сельской администрацией Горномарийского муниципального района Республики Марий Эл и ПАО «ТНС энерго Марий Эл» 20 января 2020 года и 27 января 2021 года заключены муниципальные контракты энергоснабжения, по условиям которых гарантирующий поставщик обязуется поставлять электрическую энергию (мощность) в точки поставки Заказчика, а Заказчик обязуется оплачивать потребленную электрическую энергию, в том числе уличное освещение. В перечень точек поставки электрической энергии, объектов, приборов учёта, по которым производится расчёт за отпущенную электрическую энергию (мощность) включена точка поставки «Уличное осв. с.Кулаково, ул Центральная опора №12 (ПСТр Посад, ВЛ-1001, КТП №24), 425304, Респ Марий Эл, р-н Горномарийский, с Кулаково, ул Центральная, 124004» с прибором учёта №а22654953.
Согласно письму Горномарийского представительства ПАО «ТНС энерго Марий Эл» от 6 декабря 2021 года №35/678 (том 1, л.д. 181) заявок о заключении договора энергоснабжения в отношении объекта спортивная площадка (хоккейная коробка), расположенного по адресу: , в адрес гарантирующего поставщика не поступало. Информацией о приборе учёта в отношении указанного объекта, потреблении электроэнергии, начислении платы за потребленную электроэнергию, её оплате и лице, производящем данную оплату, ПАО «ТНС энерго Марий Эл» не располагает. Лицевой счёт по данному объекту отсутствует.
Из письма ПАО «Россети Центр и Приволжье» от 7 декабря 2021 года №МрЭ/Р71/53-298 (том 1, л.д. 187) следует, что заявка на технологическое присоединение объекта «Спортивная площадка с. Кулаково Горномарийского района Республики Марий Эл» не подавалась, договор не заключался, акты границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности не составлялись.
В акте проверки от 9 ноября 2021 года, в протоколе об административном правонарушении от 12 ноября 2021 года отражено, что на освещение спортивной площадки, не являющейся собственностью Красноволжского сельского поселения, израсходованы средства в размере 9090,74 рублей. Следовательно, сумма нецелевого использования должностным лицом ФИО2 бюджетных средств составила 9090,74 рубля.
В соответствии с ведомостями электропотребления установлено, что потребление электрической энергии по прибору учёта № а22654953, установленному на опоре №12 по ул. Центральная с. Кулаково Горномарийского района Республики Марий Эл составило: в январе 2020 года – 110 КВт/ч на сумму 894 рубля 63 копейки (том 1, л.д. 92), в феврале 2020 года – 140 КВт/ч на сумму 1195 рублей 96 копеек (том 1, л.д. 95), в марте 2020 года – 50 КВт/ч на сумму 415 рублей 63 копейки (том 1, л.д. 98), в апреле 2020 года – 77 КВт/ч на сумму 644 рубля 76 копеек (том 1, л.д. 101), в мае 2020 года – 45 КВт/ч на сумму 373 рубля 2 копейки (том 1, л.д. 104), в сентябре 2020 года составило 98 КВт/ч на сумму 854 рубля 38 копеек (том 1, л.д. 107), в октябре 2020 года – 30 КВт/ч на сумму 250 рублей 49 копеек (том 1, л.д. 110), в ноябре 2020 года – 50 КВт/ч на сумму 418 рублей 48 копеек (том 1, л.д. 113), в декабре 2020 года – 175 КВт/ч на сумму 1416 рублей 54 копейки (том 1, л.д. 116), в январе 2021 года – 139 КВт/ч на сумму 1148 рублей 72 копейки (том 1, л.д. 119), в феврале 2021 года – 79 КВт/ч на сумму 664 рубля 82 копейки (том 1, л.д. 122), в марте 2021 года – 88 КВт/ч на сумму 727 рублей 97 копеек (том 1, л.д. 125), в апреле 2021 года – 10 КВт/ч на сумму 85 рублей 34 копейки (том 1, л.д. 128). Всего за указанный период на сумму 9090 рублей 74 копейки.
Вместе с тем из имеющихся материалов, в частности вышеперечисленных ведомостей электропотребления следует, что в указанный объём потреблённой электроэнергии по прибору учёта № а22654953 за период с января 2020 года по апрель 2021 года входила электроэнергия, затраченная на уличное освещение с. Кулаково (ул. Центральная).
При таких обстоятельствах невозможно определить наличие или отсутствие фактических затрат администрации Красноволжского сельского поселения Горномарийского муниципального района Республики Марий Эл на освещение спортивной площадки.
В материалах дела какие-либо доказательства, подтверждающие подключение осветительных приборов, установленных по периметру хоккейной площадки, к прибору учёта №а22654953, установленному на опоре №12 по ул. Центральная с. Кулаково Горномарийского района Республики Марий Эл, отсутствуют.
Представленные должностным лицом финансового управления фотографии спортивной площадки, видеозапись, датированные 10 декабря 2021 года, скриншоты страниц социальной сети «ВКонтакте» с сообщениями о проводимых на данном объекте администрацией Горномарийского муниципального района спортивных мероприятиях сами по себе достоверно не свидетельствуют о нецелевом расходовании ФИО2 денежных средств в сумме 9090,74 рублей в период с января 2020 года по апрель 2021 года.
С учетом изложенных обстоятельств и представленных суду материалов нельзя признать верным расчёт Финансового управления администрации Горномарийского муниципального района суммы нецелевого использования денежных средств.
Заявленное в жалобе ходатайство о проверке произведённых расчётов ПАО «ТНС энерго Марий Эл» подлежит отклонению, поскольку, как следует из письма акционерного общества от 7 июля 2022 года №35/402, в связи с наличием одного прибора учёта и отсутствием у гарантирующего поставщика информации об отдельных объёмах потребления электроэнергии по объекту спортивная площадка (хоккейная коробка), произвести такой расчёт не представляется возможным.
Таким образом, прихожу к выводу, что административным органом не доказано, что денежные средства за электрическую энергию, потреблённую в период с января 2020 года по апрель 2021 года по прибору учета № а22654953, установленному на опоре №12 по ул. Центральная с.Кулаково Горномарийского района Республики Марий Эл, направлялись не на оплату уличного освещения, а на оплату освещения спортивной площадки, обслуживание которой относится к полномочиям администрации Горномарийского муниципального района Республики Марий Эл.
Кроме того, следует отметить, что согласно протоколу об административном правонарушении ФИО2 вменяется нецелевое расходование денежных средств в период с 18 февраля 2020 года по 12 мая 2021 года (оплата денежных средств за потребленную электроэнергию по платежным поручениям).
Указанное правонарушение не относится к длящимся, поскольку оно не связано с продолжительным непрекращающимся невыполнением или ненадлежащим выполнением нарушителем установленных законом обязанностей, а характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по нецелевому расходованию бюджетных средств.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел составляет два года.
Исходя из положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, обсуждение вины лица в совершении административного правонарушения за пределами срока давности не допускается, за исключением дел по жалобам лиц, которым назначено административное наказание.
Срок давности привлечения ФИО2 к административной ответственности по факту расходования бюджетных средств в период с февраля по июнь 2020 года (оплата электроэнергии по платежным поручениям от 18 февраля 2020 года №160188, от 17 марта 2020 года №351390, от 15 апреля 2020 года №542125, от 15 мая 2020 года №713219, от 17 июня 2020 года №43302) к моменту рассмотрения настоящей жалобы истек, что исключает возможность обсуждения вопроса о его виновности в совершении административного правонарушения в указанный период.
С учетом изложенного оснований для отмены либо изменения постановления судьи не имеется, жалоба должностного лица административного органа удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.7 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 5 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности главы Красноволжской сельской администрации ФИО2 оставить без изменения, жалобу руководителя финансового управления администрации Горномарийского муниципального района Республики Марий Эл ФИО1 – без удовлетворения
Судья С.Г. Орлова
Решение02.09.2022