ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7П-197/2022 от 20.10.2022 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Тарасов Е.В. Дело <№>п-197/2022

РЕШЕНИЕ

г.Йошкар-Ола 20 октября 2022 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Алимгулова К.В.,

при секретаре Богомоловой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Сельскохозяйственного производственного кооператива «Звениговский» Бирюкова Дмитрия Павловича на постановление судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 7 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

Сельскохозяйственного производственного кооператива «Звениговский», юридический адрес: Республика Марий Эл, Звениговский район, п.Шелангер, ул.60 лет Победы, д.2, ИНН 1203008600, ОГРН1111225000116

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 7 сентября 2022 года Сельскохозяйственный производственный кооператив «Звениговский» (далее – СПК «Звениговский») привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 550000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, защитник СПК «Звениговский» просит отменить постановление судьи районного суда, поскольку обжалуемое постановление является незаконным и необоснованным. Согласно доводам жалобы, постановлением судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 1 апреля 2022 года СПК «Звениговский» уже был привлечен к административной ответственности по пункту 3 статьи 9.1 КоАП РФ за грубое нарушение требований промышленной безопасности и ему назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на 80 суток. Таким образом, с учетом положений пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ СПК «Звениговский» не может быть повторно привлечен к административной ответственности за одни и те же действия.

Выслушав объяснения защитника СПК «Звениговский» Бирюкова Д.П., поддержавшего доводы жалобы, представителей Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор) Чемерова И.И. и Алексееву Н.Н., возражавших против доводов жалобы, проверив материалы дела, обозрев материалы дела об административном правонарушении № 5-301/2022, прихожу к следующему.

Административная ответственность по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ наступает за грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Согласно Примечанию 1 к статье 9.1 КоАП РФ под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон №116-ФЗ) промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность, безопасность опасных производственных объектов) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

Требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности, что следует из статьи 3 Закона № 116-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона № 116-ФЗ к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности.

Из положений статьи 9 Закона № 116-ФЗ следует, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности

Как следует из материалов дела, 1 марта 2022 года, на основании пункта 2 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в связи с выполнением Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2022 год, Ростехнадзором принято решение о проведении в период со 2 марта 2022 года по 16 марта 2022 года плановой выездной проверки в отношении СПК «Звениговский» в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

15 марта 2022 года специалистом административного органа в присутствии представителя СПК «Звениговский» составлен протокол осмотра территории, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, товаров, продукции <№>.

Ростехнадзором в ходе плановой выездной проверки установлено, что СПК «Звениговский» по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, п. Шелангер, ул. 60 лет Победы, д. 2, не выполняются требования промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов III класса опасности - Цеха по производству комбикормов, регистрационный номер <№>, и Склада силосного типа, регистрационный номер <№>.

Нарушения требований промышленной безопасности, выявленные при осуществлении плановой выездной проверки, специалистами Ростехнадзора отражены в Акте от 16 марта 2022 года <№>.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 22 марта 2022 года <№>, составленному уполномоченным должностным лицом в отношении СПК «Звениговский» по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ по результатам указанной плановой выездной проверки, юридическому лицу вменялись нарушения при эксплуатации производственного объекта III класса опасности СПК «Звениговский».

Постановлением судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 1 апреля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 20 апреля 2022 года, СПК «Звениговский» привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности на срок 80 суток по эксплуатации опасного производственного объекта III класса опасности - участка гранулирования комбикормов размещенного в отдельном построенном здании в составе Цеха по производству комбикормов, регистрационный номер <№>, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, п. Шелангер, ул. 60 лет Победы, д. 2:

- конвейера винтового У9-УКВж-320 поз 45.3, конвейера цепного КСТ 200 поз. 701, 719, норий Е-50 поз. 702, 717, локальных фильтров ФЛ-700 поз. 702.1, 717.1, ФЛ-350 поз. 719.2, конвейера винтового У9-УКВж-320 поз. 703, 720, конвейеров шнековых SC-250 поз. 703, 705, противоточного охладителя СО VK 19x19 поз. 711, 712, шлюзовых затворов ШУ-15 поз. 714 конвейера цепного СС220х430 поз. 716, циклона поз. 713, пресс-гранулятора «Прогресс» поз. 709, магнитной колонки поз. 702.2, пластинчатого магнита MAL200 поз. 706, бункера поз. 704, кондиционера СМ500х2500 поз. 707, арматуры пара SS 1000 поз. 708, вентилятора ВЦП7—40 поз. 715;

- здания участка гранулирования комбикормов, входящего в состав опасного производственного объекта Цеха по производству комбикормов, регистрационный номер <№>, III класса опасности, по адресу: Республика Марий Эл, Звениговский район, п. Шелангер, ул. 60 лет Победы, д. 2.

Срок административного приостановления деятельности постановлено исчислять с 13 часов 00 минут 22 марта 2022 года.

Из материалов дела следует, что в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 32.12 КоАП РФ и в целях федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах СПК «Звениговский» по проверке устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, комиссией Ростехнадзора осуществлен выезд на СПК «Звениговский» по истечению срока, установленного в постановлении по делу об административном правонарушении от 1 апреля 2022 года, так как исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности не прекращено досрочно по основаниям и в порядке, предусмотренном пунктами 3 и 4 статьи 32.12 КоАП РФ.

Результаты контроля устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности по протоколу от 22 марта 2022 года <№> зафиксированы в протоколе осмотра территорий, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметов Ростехнадзора от 21 июня 2022 года <№>, протоколом опроса от 21 июня 2022 года <№>, а также фото и видео материалами.

Ростехнадзором в ходе плановой выездной проверки установлено, что СПК «Звениговский» не устранены в полном объеме обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности и являющиеся грубыми нарушениями обязательных требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов III класса опасности, а особенно на опасном производственном объекте - участка гранулирования комбикормов в составе «Цеха по производству комбикормов» А42-03188-0008, класс опасности III по месту фактического осуществления деятельности: Республика Марий Эл, Звениговский район, п.Шелангер, ул. 60 лет Победы, д. 2, а именно:

- в нарушение пункта 5 статьи 2, пункта 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ, пунктов 7, 8, 9 подпункта 1 пункта 26, пункта 27, пункта 28 IV раздела Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных приказом Ростехнадзора от 30 ноября 2020 года № 471, не обеспечена полнота и достоверность сведений о фактически эксплуатируемых технических устройствах;

- в нарушение статьи 8, пункта 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ, пунктов 6, 11, 837 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья», утвержденных приказом Ростехнадзора от 3 сентября 2020 года №331 (далее - ФНИП от 3 сентября 2020 года № 331) не обеспечена полнота проектной документации на опасные производственные объекты;

- в нарушение статьи 8, пункта 1 статьи 9, статьи 13 Закона № 116-ФЗ, пунктов 455, 456, 458 ФНИП от 3 сентября 2020 года №331, пункта 1 статьи 36 главы 5, пунктов 5 статьи 38 главы 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» отсутствует положительное заключение экспертизы на объект капитального строительства опасных производственных объектов;

- в нарушение пункта 1 статьи 9, пункта 1 статьи 10 Закона № 116-ФЗ, пунктов 29, 30, 31 ФНИП от 3 сентября 2020 года №331 не обеспечена взрывобезопасность производственных зданий, сооружений и оборудования, безопасность производственных процессов. Выявлен факт курения производственного персонала на производственных площадках опасных производственных объектов;

- в нарушение пункта 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ, пунктов 508, 514, 518, 519, 521 ФНИП от 3 сентября 2020 года №331 не обеспечена взрывобезопасность производственных зданий, сооружений и оборудования, безопасность производственных процессов. Выбросы от всех локальных фильтров выведены в производственные помещения на опасных производственных объектах;

- в нарушение пункта 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ, пунктов 17, 31, 41, 42, 50, 51, 446, 447, 2), 3), 448, 4), 5), 9), 15), 452 ФНИП от 3 сентября 2020 года №331, пункта 5 статьи 1, статьи 6, пунктов 18, 23, 69 приложения №1 Технического регламента ТР ТС 010/2011 от 18 октября 2011 года № 823; пункта 5 статьи 4 Технического регламента ТРТС 012/2011 от 18 октября № 825 не обеспечена взрывобезопасность производственных зданий, сооружений и оборудования, безопасность производственных процессов на опасных производственных объектах: не обеспечен в полном объеме контроль за состоянием и правильностью эксплуатации средств ДАУ в части работы, обслуживания и блокировки производственной и аварийной сигнализации, в том числе автоблокировку электродвигателей оборудования и группы оборудования;

- в нарушение пункта 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ, пунктов 500, 518, 521, 525 ФНИП от 03 сентября 2020 года №331, части 1 статьи 36 Технического регламента ТР ТС 010/2011 от 18 октября 2011 года № 823 не обеспечена взрывобезопасность и противоаварийная защита производственных зданий, сооружений и оборудования, безопасность производственных процессов. Не в полном объеме определен порядок эксплуатации, обслуживания, ремонта, наладки, и проведения инструментальной проверки на эффективность работы аспирационных установок опасных производственных объектов;

- в нарушение пункта 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ, пунктов 133, 540, 547, 581, 591 а), б), в), д), е), к) 592 ФНИП от 03 сентября 2020 года №331, подпункта 9) пункта 3 статьи 4 Технического регламента ТР ТС 012/2011 от 18 октября 2011 года № 825 не обеспечена электробезопасность на опасных производственных объектах, конструкция, вид исполнения степень защиты оболочки, класс изоляции, применяемых машин, кабелей, проводов и прочих элементов электроустановок не соответствуют нормативно-техническим документам по устройству электроустановок, не проводится демонтаж не используемых кабелей, распределительных коробок по отдельным участкам опасных производственных объектов;

- в нарушение статьи 7, пункта 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ, пунктов 151, 158, 161, 162, 164 ФНИП от 3 сентября 2020 года №331, пункта 5 статьи 1, статьи 6, пункта 64 приложения № 1 Технического регламента ТР ТС 010/2011 от 18 октября 2011 года № 823 не обеспечен безопасный уровень эксплуатации технических устройств и защита персонала. Отсутствуют защитные ограждения приводов и муфт, снята защита электродвигателей на опасных производственных объектах.

По факту выявленных нарушений 24 июня 2022 года заместителем руководителя Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Игоновым А.И. в отношении юридического лица СПК «Звениговский» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства вменяемого обществу административного правонарушения подтверждаются собранными доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

С учетом установленных обстоятельств действия СПК «Звениговский» правильно квалифицированы по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ.

Сами нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении от 24 июня 2022 года, СПК «Звениговский» не оспариваются.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Из материалов дела следует, что СПК «Звениговский» допускаются нарушения требований промышленной безопасности, которые несут угрозу жизни и здоровью людей, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

Вывод судьи районного суда о доказанности факта совершения СПК «Звениговский» вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ, является правильным.

Принимая во внимание отсутствие доказательств невозможности соблюдения СПК «Звениговский» требований промышленной безопасности, судья районного суда пришел к верному выводу о наличии вины юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 9.1 КоАП РФ.

В соответствии с санкцией части 3 статьи 9.1 КоАП РФ совершение правонарушения по данной статье юридическим лицом влечет наложение административного штрафа от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу частей 1 и 2 статьи 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В постановлении судьи районного суда по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании, содержится мотивированное решение по делу. СПК «Звениговский» назначено наказание в пределах санкции части 3 статьи 9.1 КоАП РФ.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии исключительных обстоятельств, позволяющих назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной нормы, с применением положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и снижении назначенного штрафа не имеется.

Согласно части 1 статьи 32.12 КоАП РФ постановление судьи, органа, должностного лица, назначивших административное наказание в виде административного приостановления деятельности, исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.

Судья обязан направить немедленно свое постановление судебному приставу-исполнителю, а последний обязан немедленно приступить к процедуре исполнения.

Таким образом, у СПК «Звениговский» имелся разумный срок (с 1 апреля 2022 года по 20 июня 2022 года) для устранения нарушений, указанных в постановлении судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 1 апреля 2022 года.

Доводы жалобы о необходимости применения положений пункта 7 статьи 24.5 КоАП РФ нахожу несостоятельными в силу следующего.

В соответствии с названной нормой Кодекса производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

Вместе с тем, протокол об административном правонарушении <№> в отношении СПК «Звениговский» был составлен 24 июня 2022 года, то есть после исполнения наказания в виде административного приостановления деятельности общества, истекшего 20 июня 2022 года. Ввиду того, что выявленные при предыдущей проверке нарушения не были устранены СПК «Звениговский», Ростехнадзор правомерно на основании данных полученных 24 июня 2022 года составил новый протокол, в котором выявленные нарушения обоснованно квалифицированы по части 3 статьи 9.1 КоАП РФ.

Таким образом, постановление судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 7 сентября 2022 года является самостоятельным судебным актом.

Кроме этого, следует отметить, что допущенное СПК «Звениговский» правонарушение представляет собой длительное деяние, выразившееся в грубом нарушении требований промышленной безопасности. При этом если лицо, привлеченное к административной ответственности, не выполняет обязанности, возложенные на него законом или иным нормативным правовым актом, или делает это ненадлежащим образом, то возможно повторное привлечение его к ответственности (вопрос 21 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года).

Постановление о привлечении СПК «Звениговский» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, недостатков процессуальных документов, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения статей 1.5 и 1.6 КоАП РФ, не нарушены.

Процессуальных нарушений, влекущих в силу статьи 30.7 КоАП РФ отмену постановления, не допущено.

Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 1 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сельскохозяйственного производственного кооператива «Звениговский» оставить без изменения, жалобу защитника Сельскохозяйственного производственного кооператива «Звениговский» Бирюкова Дмитрия Павловича – без удовлетворения.

Судья К.В. Алимгулова

Решение02.11.2022