ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7П-2 от 25.01.2018 Архангельского областного суда (Архангельская область)

7п-2

Р Е Ш Е Н И Е

25 января 2018 года город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Витязев А.В., рассмотрев жалобу руководителя ликвидационной комиссии Архангельской региональной молодежной экологической общественной организации «Этас» ФИО1 на постановление судьи Соломбальского районного суда города Архангельска от 30 октября 2017 года,

установил:

постановлением судьи Соломбальского районного суда города Архангельска от 30 октября 2017 года Архангельская региональная молодежная экологическая общественная организация «Этас» (далее – АРМЭОО «Этас») признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Руководитель ликвидационной комиссии АРМЭО «Этас» в жалобе просит постановление отменить, считая его незаконным.

В областном суде защитник Воробьев В.В. доводы жалобы поддержал, представители Управления Министерства юстиции РФ по Архангельской области ФИО2 и ФИО3 с доводами жалобы не согласились.

Проверив дело в полном объеме и рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 19.34 КоАП РФ осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ) определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Согласно пункту 6 статьи 2 Закона № 7-ФЗ под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.

К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность.

В соответствии с пунктом 7 статьи 32 Закона № 7-ФЗ некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 12 июля 2017 года в отношении АРМЭОО «Этас» была проведена внеплановая документарная проверка.

В ходе проверки установлено, что основным источником финансирования деятельности общественного объединения явились денежные средства, поступающие на валютный счет общественного объединения от иностранной организации «Naturog Ungdom» в период июль-декабрь 2014 года – <данные изъяты>, в 2015 году – 5920 756 рублей 06 копеек, в 2016 году – <данные изъяты>, в период январь-июль 2017 года – <данные изъяты>. Кроме того, организация получала финансирование от филиала некоммерческой корпорации «Американ Бар Ассоушиэйшн СИИЛИ, Инк(США)» в Российской Федерации в 2014 году <данные изъяты>, от международной организации WWW(Всемирный фонд дикой природы) - <данные изъяты>.

Организацией осуществлялось проведение публичных мероприятий, в том числе собраний, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений; публичных обращений к государственным органам, их должностным лицам, а также иных действий, оказывающих влияние на деятельность этих органов, в том числе, направленных на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов; распространения, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике; формирования общественно-политических взглядов и убеждений.

29 марта 2017 года около 3 часов 40 минут у дома 3 на пл. Ленина, была проведена акция протеста, в ходе которой были задержаны 5 молодых людей (в последствии были установлены их личности П.М.В. - ассистент кафедры автомобильных дорог и
строительного производства С(А)ФУ, ФИО1 - руководитель общественного объединения, У.И.В. - волонтер общественного объединения, М.Т.А. - волонтер общественного объединения, Ш.И.В. - волонтер общественного объединения). Из представленных материалов ЦПЭ УМВД, а также письменных объяснений вышеуказанных членов общественного объединения следует, что на общей встрече в офисе АРМЭОО «Этас», было принято решение об организации акции протеста в виде флеш-моба по нанесению провокационных надписей на зданиях г. Архангельска в период проведения международного форума «Арктика - территория диалога 2017».

10 апреля 2017 года общественное объединение участвовало в подготовке Открытого письма руководству Российской Федерации, в котором содержится следующая информация: «Существующая нормативно-правовая база и правоприменительная практика надзорных органов во многом позволяют нефтяным компаниям уходить от полной финансовой ответственности за загрязнение окружающей среды, что позволяет компаниям де-факто экономить сотни миллиардов рублей ежегодно на платежах и финансировании мероприятий по ликвидации последствий нефтяных аварий». Далее в указанном письме приводится ряд законодательных пробелов, а также в завершении предлагается не согласовывать обратившимся нефтяным компаниям снижение требований, в том числе, в части выполнения условий лицензий, и поручить профильным министерствам и ведомствам рассмотреть прилагаемые рекомендации по усилению нормативно-правовой базы по озвученным вопросам. Кроме того, в приложении к письму имеется сводная таблица рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы, затрагивающей вопросы добычи и транспортировки нефти и нефтепродуктов, и уточнение, что «предлагаемые рекомендации получили поддержку в экспертном сообществе, в том числе среди государственных надзорных органов как на уровне субъектов Российской Федерации, так и на федеральном уровне, например, рекомендации Круглого стола с участием нефтяных компаний, общественных организаций и государственных надзорных органов».

Деятельность АРМЭОО «Этас», результаты проводимых ею мероприятий и предлагаемые ею решения освещались на странице в социальной сети «В контакте» в информационно-телекоммуникационной сети.

В ходе проведения проверки комиссией был установлен ряд публикаций:

от 03.11.2016 – указывает, что сейчас АРМЭОО «Этас» участвует в составлении позиции российских НКО к саммиту ООН (СОР 22), который на этот раз состоится в МАРРАКЕШЕ (Марокко), в ноябре;

от 12.11.2016 – указывает, что «наши соотечественники и другие общественники со всего мира, которые отправились на СОР22, пытаются оказать влияние на мировых лидеров, чтобы те разработали справедливые правила осуществления Парижского соглашения»;

от 18.11.2016 – общественное объединение распространяет мнения относительно проводимой государственными органами политики, в том числе, касающиеся ратификации Парижского соглашения.

от 06.10.2016 – содержит следующую информацию: «Россия снова отстает от международного развития. РФ пока не торопится с ратификацией Парижского соглашения, заявляя о необходимости предварительно изучить ее социально-экономические последствия. Ряд экспертов критикует подобное промедление, заявляя о том, что страна может существенно отстать от важных трендов международного развития».

В публикации от 11.10.2016 общественное объединение распространяет мнение о неэффективности российской экономики, цитируя заявления руководства Российской Федерации на Всемирном энергетическом конгрессе в Стамбуле. Общественным объединением делается вывод, что «...тот факт, что Россия подписав Парижское соглашение, так и не ратифицировала его, лишь подтверждают зависимость российской экономики от углеводородов, неготовности перехода и инвестирования в возобновляемые источники энергии».

Согласно материалам учетного дела, общественная организация принимала участие в обучающей поездке 10 волонтеров общественного объединения в г. Осло, Норвегия. В ходе поездки представители сербской организации «Отпор» провели обучающий курс на тему «Ненасительственные методы работы» (15.09 - 20.09.2014).

Член совета общественного объединения У.И.В. с целью участия в VIII Демократическом лагере «Территория свободы!» была направлена с 21.06.2016 по 01.07.2016 в г. Санкт-Петербург. Общественным объединением произведена оплата проезда Уткиной И.В. в г. Санкт-Петербург и оплачены дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), в этой связи оснований считать, что ФИО4 действовала по собственной инициативе, не имеется. Согласно программе VIII Демократического лагеря «Территория свободы!» 26.06.2016 организаторами проведен «Межпартийный праймериз «Территории свободы». Данное мероприятие было проанонсировано следующими словами «Мало кто в нашей стране умеет организовывать праймериз, но мы попробуем. Часто говорят, демократические партии отбирают голоса друг друга. Мы дадим слово представителям «Яблоко», «Парнас», «Партия роста» и узнаем, почему надо голосовать именно за их партийный список, вместе обсудим выступления представителей партий и проголосуем».

Таким образом, в ходе проверки было установлено, что АРМЭОО «Этас», получая финансирование от иностранных источников, принимала участие в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, будучи не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, что подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 20 сентября 2017 года, уставом АРМЭОО «Этас», протоколом собрания АРМЭОО «Этас» от 15 ноября 2017 года, выпиской из ЕГРЮЛ, распоряжением от 12 июля 2017 года, уведомлением от 12 июля 2017 года, актом проверки №1 от 17 августа 2017 года, материалами проверки и иными материалами дела, которым была дана надлежащая правовая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2014 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», части шестой статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» и части 1 статьи 19.34 КоАП РФ в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда «Костромской центр поддержки общественных инициатив», граждан ФИО5, ФИО6 и ФИО7.», при отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.

Признавая наличие признаков участия организации в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, судья районного суда обоснованно исходил из того, что организуемые и проводимые АРМЭОО «Этас» мероприятия были направлены на формирование общественного мнения, формат этих мероприятий и рассматриваемые на них вопросы имели целью привлечение внимания со стороны органов государственной власти, общественности, общественный резонанс.

При этом деятельность АРМЭОО «Этас» финансируется из иностранных источников, что подтверждено актом плановой проверки 2016 года, карточками счета № № 51, 52.

С учетом изложенного судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что АРМЭОО «Этас» отвечает предусмотренным пунктом 6 статьи 2 Федерального закона о некоммерческих организациях критериям некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, а доводы жалобы об отсутствии признака участия организации в политической деятельности являются несостоятельными.

Таким образом, совершенное АРМЭОО «Этас» деяние, выразившееся в осуществлении деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, правильно квалифицировано по части 1 статьи 19.34 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса.

По смыслу нормы части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности лишь при условии наличия возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, когда им не были приняты все необходимые, разумные и достаточные меры по их соблюдению

То есть вина юридического лица определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у него возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.

Судом не установлено обстоятельств, находящихся вне контроля Общественного объединения и препятствующих исполнению возложенной на него обязанности по соблюдению правил при осуществлении деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Вина АРМЭОО «Этас» в данном случае состоит в осознанном непринятии всех мер по осуществлению законной деятельности некоммерческой организации, поскольку при получении финансирования от иностранных источников организация принимала участие в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, будучи не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Нельзя согласиться с утверждениями руководителя ликвидационной комиссии общественной организации о недоказанности фактов иностранного финансирования АРМЭОО «Этас»

Согласно пункту 6 статьи 2 Закона «О некоммерческих организациях» одним из признаков организации, выполняющей функции иностранного агента, является получение ею финансирования из иностранных источников.

По смыслу указанной правовой нормы ни временные (продолжительность, систематичность, однократность), ни количественные (размер, объем), ни видовые (пожертвования, гранты, премии и т.п.) характеристики получаемых некоммерческой организацией от иностранных источников денежных средств или иного имущества юридического значения не имеют.

В ходе проведения внеплановой проверки Управлением собраны данные о получении общественным объединением финансирования из иностранных источников: норвежской организации «Natur og Ungdom», филиала некоммерческой корпорации «Америкен Бар Ассоушиэйшн, СИИЛИ, Инк.». Сведения об иностранной принадлежности указанных источников финансирования имеются в открытых источниках:

норвежская организация «Natur og Ungdom»:

<адрес>/, которая находится и зарегистрирована в Норвегии;

филиал некоммерческой корпорации «Америкен Бар Ассоушиэйшн, СИИЛИ, Инк.»: <адрес>

<адрес>, которая находится и зарегистрирована в США.

Кроме того, информационный массив Федеральной налоговой службы, содержащий данные о российских юридических лицах, внесенных в единый государственный реестр юридических лиц, имеющийся в открытом доступе в ГИС Интернет (сайт: https://egrul.nalog.ru/) не содержит сведений об указанных организациях, что свидетельствует об их иностранной принадлежности.

Согласно акту плановой проверки общественного объединения 2016 года общий размер денежных средств, полученных общественным объединением от «Natur og Ungdom», составил:

в 2014 году - <данные изъяты> руб.;

в 2015 году - <данные изъяты> руб.

В соответствии с карточкой счета 52, представленной общественным объединением для проведения внеплановой проверки, на валютный счет общественного объединения от «Natur og Ungdom» в 2016 году поступили денежные средства в размере <данные изъяты> руб.

Согласно карточке счета 51, представленной общественным объединением для проведения внеплановой проверки, в 2017 году с валютного на рублевый счет общественного объединения поступило <данные изъяты> руб.

Согласно акту плановой проверки 2016 года в 2014 году на основании договора от 10.10.2014 на рублевый счет общественного объединения были получены денежные средства в размере <данные изъяты>. от филиала некоммерческой корпорации «Америкен Бар Ассоушиэйшн, СИИЛИ, Инк.».

В материалах дела имеются отчеты общественного объединения о получении иностранного финансирования, копии снимков экрана с официальной страницы некоммерческой организации в социальной сети «Вконтакте» в ГИС Интернет, из которых следует, что общественное объединение не скрывает факт иностранного финансирования своей деятельности.

Таким образом, вывод суда о том, что деятельность некоммерческой организации финансируется из иностранных источников обоснован.

В отчете общественного объединения по форме ОИА001 (форма отчета некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента) за период с 15 апреля по 15 октября 2017 года, поступившем в Минюст России 25.10.2017, указано о поступлении и расходовании общественным объединением в отчетном периоде <данные изъяты> руб., полученных от иностранных источников.

В то же время в качестве иностранного источника финансирования общественной организации суд указал международную организацию WWF (Всемирный фонд дикой природы): <данные изъяты>/. Вместе с тем согласно акту проверки финансирование на сумму 171 тысяч рублей осуществил не Всемирный Фонд дикой природы, а Всемирный фонд природы, который согласно ЕГРЮЛ зарегистрирован на территории РФ. Иных документов об указанном фонде, указывающем об осуществлении им международной деятельности, отношении его к иностранным организациям либо источникам в материалах дела не имеется. В этой связи ссылка на получение общественной организаций АРМЭОО «Этас» денежных средств в размере <данные изъяты> от Всемирного фонда дикой природы подлежит исключению из обжалуемого постановления суда. Данное обстоятельство не влияет на правильность вывода суда о назначении наказания, которое по своему размеру справедливо и соразмерно содеянному.

В соответствии с п. 6 ст. 2 Закона «О некоммерческих организациях» следует, что одним из признаков организации, выполняющей функции иностранного агента, является участие в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Согласно позиции Конституционного суда РФ (постановление от 08.04.2014 № 10-П), при отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.

С учетом изложенного, относительно приведенных публичных акций, мероприятий и публикаций в сети Интернет АРМЭОО «Этас» суд пришел к правильному выводу о том, что общественным объединением проведены мероприятия, направленные на осуществление политической деятельности на территории Российской Федерации, что подтверждается материалами проверки, сведениями полученными от ЦПЭ УМВД по Архангельской области, сведениями на странице социальной сети «Вконтакте», на которой публикуется информация о деятельности общественного объединения. При этом суд правомерно исходил из того, что организуемые и проводимые Общественной организацией мероприятия были направлены на формирование общественного мнения, формат этих мероприятий и рассматриваемые на них вопросы имели целью привлечение внимания со стороны органов государственной власти, общественности, общественный резонанс.

Таким образом, доводы жалобы о необоснованности постановления суда в части квалификации деятельности общественного объединения как политической несостоятельны.

Необходимо также отметить, что некоммерческая организация согласилась со своим правовым статусом иностранного агента, поскольку согласно сведениям Министерства юстиции по Архангельской области 1 сентября 2017 общественная организация внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, на основании распоряжения Минюста России, которое до настоящего времени не обжаловано. В Минюст России от некоммерческой организации 25 октября 2017 года поступил отчет по форме ОИА001 (форма отчета некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента).

Вопреки утверждениям представителя ликвидируемой организации в материалах дела имеются доказательства осуществления политической деятельности данной организацией, что следует из объяснений П. М.В., согласно которым перед акцией ночью 29 марта 2017 года он вместе с членами организации встретился сначала в офисе организации «Этас», потом у него на квартире. ФИО1 в объяснении также не отрицала, что договаривалась с другими участниками общественной организации на участие в акции по написанию надписей, из которых была «Арктика-территория распила», «Спасите Арктику» в переводе с английского, «Арктика территория свободы» с изображением медведя со звездой. С этой целью был сделан указанный трафарет. Согласно протоколу внеочередного общего собрания ФИО1 была избрана председателем Общего собрания членов организации. В представленных материалах дела имеются записи и другие документы, подтверждающие политическую деятельность организации.

Тот факт, что новостной сайт портала «Эхо Севера» назвал акцию АРМЭОО «Этас» получившей широкую огласку в средствах массовой информации материалам дела не противоречит.

Вопреки доводам жалобы материалами дела достоверно подтверждено, что открытое письмо руководству РФ, посвященное проблемам в нормативно-правовом регулировании касающимся добычи нефти, было размещено на сайте экологического правозащитного цента «Беллона», при этом согласно списку лиц, подписавших данное обращение, числится и Н. Д.А., как представитель организации «Этас».

Размещение в группе в сети «Вконтакте» информации об участии Организации в подготовке предложений российских некоммерческих организаций к саммиту Организации Объединенных Наций СОР02 в Марркакеше направлено на формирование политики руководства страны в экономической сфере и создание негативного общественного мнения граждан, протестных настроений.

Нельзя согласиться с доводами жалобы и о том, что проверка АРМЭОО «Этас» проведена без достаточных к тому оснований.

В соответствии с п.п. 5 п. 4.2. ст. 32 Закона «О некоммерческих организациях» основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в уполномоченный орган или его территориальный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления, граждан или организаций об осуществлении некоммерческой организацией деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

В материалах дела имеются письма УМВД России по Архангельской области (№ 19/272 от 03.04.2017) и РУФСБ России по Архангельской области (№ 82/2-709 от 07.04.2017) о наличии в деятельности общественного объединения признаков некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которые послужили основанием для проведения Управлением внеплановой проверки. Целью указанной проверки явилось установление наличия (отсутствия) признаков некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.

Признаки некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, установлены п. 6 ст. 2 Закона «О некоммерческих организациях». Для установления наличия (отсутствия) признаков некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, в ходе проверки анализируется деятельность, в том числе финансово-хозяйственная, некоммерческой организации, а также деятельность ее активистов (участие в мероприятиях, их финансирование, публикации в СМИ и ГИС «Интернет» и пр.), то есть проверка проводится по факту осуществления некоммерческой организацией деятельности в качестве «иностранного агента» в определенный период времени в целом.

Доводы жалобы о недействительности проверки на том основании, что таковая проведена в части, не указанной в обращении государственных органов, несостоятельны.

Письма УМВД России по Архангельской области (№ 19/272 от 03.04.2017) и РУФСБ России по Архангельской области (№ 82/2-709 от 07.04.2017) содержат информацию о наличии в деятельности общественного объединения признаков некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, с указанием конкретных примеров политической деятельности, при этом была указана страна, откуда поступает финансирование.

То обстоятельство, что в указанных письмах отсутствовали конкретные факты поступления денежных средств от иностранных источников, не препятствовало Управлению Министерства юстиции по Архангельской области выявить их в ходе проверки.

Ссылка в жалобе на результаты проверки общественного объединения, проведенной Управлением Министерства юстиции в 2016 году не обоснована, так как предметы проверок 2016 и 2017 гг. являлись разными.

Нельзя согласиться с позицией АРМЭОО «Этас» и об истечении установленных КоАП РФ сроков давности привлечения организации к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.34 названного Кодекса, составляет один год.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.34 КоАП РФ, является длящимся.

АРМЭОО «Этас», будучи некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, осуществляла деятельность такой организации, длительно не выполняя обязанность по включению в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения организации к административной ответственности, выявлены в рамках проверки, проведенной в отношении организации Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области, которая была окончена 17 августа 2017 года, и по результатам проверки в этот же день составлен акт, в котором указано на выявление факта совершения административного правонарушения.

Таким образом, постановление о назначении административного наказания вынесено судьей 30 октября 2017 года с соблюдением установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел срока давности привлечения к административной ответственности.

В жалобе ошибочно указано, что в протоколе об административном правонарушении от 20.09.2017 № 29/03-5727 общественному объединению вменяются конкретные эпизоды противоправной деятельности.

Вместе с тем указанные в протоколе эпизоды деятельности, квалифицируемые Управлением в качестве политической, не вменяются организации как эпизоды противоправной деятельности. Осуществление политической деятельности некоммерческой организацией, получающей иностранное финансирование, не запрещено законом.

Так, после включения 01.09.2017 общественного объединения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, последняя продолжает осуществление политической деятельности уже в новом правовом статусе.

Таким образом, довод жалобы о том, что срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ следует исчислять со времени осуществления последнего эпизода политической деятельности не основан на законе.

Доводы жалобы о незаконности привлечения общественной организации к административной ответственности, что нарушает ст.ст.10,11 и 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод не основаны на законе.

Возможность административной ответственности юридических лиц установлена ст.2.10 КоАП РФ. Как разъяснил Конституционный суд РФ в пункте 2 постановления от 08.04.2014 № 10-П, положение ч. 1 ст. 19.34 КоАП Российской Федерации, закрепляющее признаки состава предусмотренного ею административного правонарушения, признаны не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования оно не предполагает наступление административной ответственности за осуществление некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, политической деятельности на территории Российской Федерации после подачи в установленном порядке в уполномоченный орган заявления о своем включении в реестр некоммерческих организаций, вьшолняющих функции иностранного агента, и не допускает привлечения к административной ответственности должностных лиц и юридических лиц за действия (бездействие), образующие признаки объективной стороны состава данного административного правонарушения, но имевшие место до установления административной ответственности за их совершение.

Доводы жалобы о нарушении со стороны судьи презумпции невиновности нельзя признать обоснованными.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности лишь при условии наличия возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, когда им не были приняты все необходимые, разумные и достаточные меры по их соблюдению.

При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Общественной организацией приняты все зависящие от нее меры по исполнению закона, когда получая финансирование от иностранных источников, принимала участие в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, будучи не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

По смыслу изложенной нормы, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля юридического лица, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения обществом законодательно установленной обязанности.

АРМЭОО «Этас» не была лишена возможности доказывать, что получая финансирование от иностранных источников, принимая участие в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, будучи не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, вызвано чрезвычайными, объективно непредвиденными и непреодолимыми препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что она действовала с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения законодательно установленных правил (норм), и что с её стороны к этому были приняты все меры.

Несостоятельны доводы жалобы и о малозначительности совершенного правонарушения, поскольку объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с реализацией одного из важнейших гражданских прав в целях оказания воздействия на принимаемые государственными органами решения и проводимую ими государственную политику.

При таких обстоятельствах административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, суд правомерно не признал малозначительным.

Административное наказание назначено общественной организации с учетом положения п.3.2 ст.4.1. КоАП РФ менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.1 ст.19.34 КоАП РФ, при этом судьей учтены общие правила назначения наказания юридическому лицу, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.

Оснований для вынесения предупреждения некоммерческой организации судом не имелось.

Согласно резолютивной части постановления Соломбальского районного суда от 30.10.2017 административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Дальнейшее указание в обжалуемом постановлении на тридцатидневный срок уплаты административного штрафа является опечаткой.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 КоАП РФ,

решил:

постановление судьи Соломбальского районного суда города Архангельска от 30 октября 2017 года изменить.

Исключить из постановления указание о получении АРМЭОО «Этас» от Всемирного фонда дикой природы <данные изъяты>. В остальном постановление оставить без изменения, а жалобу руководителя ликвидационной комиссии АРМЭОО «Этас» ФИО1 - без удовлетворения.

Судья А.В. Витязев