ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7П-235 от 07.06.2018 Архангельского областного суда (Архангельская область)

7п-235

Р Е Ш Е Н И Е

07 июня 2018 года город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Витязев А.В., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Ваден» Левчикова Д.С. на постановление судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 25 апреля 2018 года,

установил:

постановлением судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 25 апреля 2018 года общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Ваден» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей без конфискации алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Защитник юридического лица Левчиков Д.С. в жалобе просит отменить судебное постановление, считая его незаконным.

Проверив дело в полном объеме и рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно части 3 статьи 14.16 КоАП РФ нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

В соответствии с пунктом 9 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени. При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

Пунктом 1 постановления Правительства Архангельской области от 05 июня 2012 года №222-пп «Об установлении дополнительных ограничений времени, мест и условий розничной продажи алкогольной продукции на территории Архангельской области» (далее – Постановление Правительства Архангельской области №222-пп) на территории Архангельской области установлены дополнительные ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции к ограничению времени розничной продажи алкогольной продукции, установленному абзацем первым пункта 5 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ, в форме запрета розничной продажи алкогольной продукции с 21 до 23 часов и с 8 до 10 часов.

Согласно абз. 24 п. 1 ст. 26 Федерального закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона запрещается.

Как усматривается из материалов дела, министерством агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области на основании абзаца шестого пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 171-ФЗ и части 2 статьи 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» были проведены мероприятия без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по контролю в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции посредством выгрузки отчета «Перечень организаций, зафиксировавших розничные продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам» из информационной системы субъекта Российской Федерации, предоставляемой Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, через интернет-сервис «Личный кабинет», в разделе «Отчеты» - «ЕГАИС» в отношении организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции за период с 31 декабря 2017 года по 10 января 2018 года во время с 23 часов до 8 часов по местному времени на территории муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район».

В ходе проведения мероприятий было установлено, что 03 января 2018 года в 07 часов 55 минут в торговом объекте «Меркурий», расположенном в доме <адрес> в селе Верхняя Тойма Верхнетоемского района Архангельской области, была допущена реализация алкогольной продукции: бутылки водки <данные изъяты> и бутылки вина белого <данные изъяты>

На основании лицензии от 15 мая 2017 года ООО «Ваден» имеет право розничной продажи алкогольной продукции, в том числе в отделе магазина «Меркурий», расположенном по адресу: <адрес> село Верхняя Тойма Верхнетоемского района Архангельской области.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу и приведенными в судебном постановлении доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Таким образом, действия ООО «Ваден» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Доводы жалобы о том, что в протоколе об административном правонарушении не указано точная дата и время совершения правонарушения, не влечет удовлетворение жалобы, поскольку указанное обстоятельство на правильность установления фактических обстоятельств дела и вывод судьи районного суда о наличии в действиях ООО «Ваден» состава административного правонарушения, предусмотренного части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, не повлияло. Судьей районного суда из представленных в материалы дела документов в ходе судебного заседания установлено, что правонарушение совершено обществом 03 января 2018 года в 07 часов 55 минут, что и указано в постановлении.

Является также несостоятельной ссылка защитника привлекаемого к административной ответственности лица на принятие ООО «Ваден» мер по недопущению нарушений сотрудниками магазина общества запрета на продажу алкогольной продукции в неустановленное время, в числе которых заявитель жалобы называет издание им соответствующих приказов, проведение бесед, размещение информационных табличек, свидетельствующие о запрете продажи алкогольной продукции в период времени с 21 часа до 10 часов, поскольку материалами дела объективно не подтверждается то, что названным лицом выполнялись необходимые действия, направленные на реализацию этих мер, а также производился должный контроль за деятельностью сотрудников магазина, соблюдением ими требований пункта 9 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ, пункта 1 Постановления Правительства Архангельской области №222-пп, и утвержденных приказов.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 01 августа 2017 № 2-АД17-4.

Равным образом не влияют на законность и обоснованность обжалуемого постановления утверждения заявителя о том, что административным органом был нарушен порядок проведения мероприятий в отношении ООО «Ваден», установленный Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ).

В силу пункта 7 части 1 статьи 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями относится наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица или индивидуального предпринимателя, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом.

Таким образом, министерством агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области на основании пункта 7 части 1 статьи 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ были проведены мероприятия без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по контролю в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в форме наблюдения за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридических лиц (лицензиатов), обязанность по представлению которой (посредством Единой государственной системы учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) возложена на организации, осуществляющие оборот (розничную продажу) алкогольной продукции в соответствие с абзацем первым пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ в порядке, установленном абзацем первым пунктом 4 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ. Указанные мероприятия проведены по заданию от 21 февраля 2018 года, выданного заместителем министра агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области по торговле ФИО1 Протокол о выявленных нарушений составлен консультантом лицензионного отдела министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области С. Н.В.

Из чего следует, что нарушений требований Федерального закона № 294-ФЗ при проведении указанных мероприятий со стороны Министерства не допущено.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.

В соответствии частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа. Согласно части 1 статьи 23.50 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренные частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности не установлено, так же как судьей не установлено оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.

Общество привлечено к ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, размер назначенного административного штрафа назначен с применением части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ менее минимального размера предусмотренного санкцией части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Оснований для изменения назначенного обществу наказания в соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ не установлено.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Вместе с тем, анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на ООО «Ваден» административного штрафа на предупреждение.

В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении ООО «Ваден» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, возложенных на него законодательством.

Избранный судьей вид административного наказания не противоречит принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, направлен на предупреждение совершения новых правонарушений.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, судьей соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений процессуальных требований не допущено.

Постановление вынесено на основании установленных обстоятельств и в рамках процедуры, установленной Кодексом РФ об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

решение судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 25 апреля 2018 года оставить без изменения, жалобу защитника ООО «Ваден» Левчикова Д.С. – без удовлетворения.

Судья А.В. Витязев