ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7П-248 от 23.06.2022 Архангельского областного суда (Архангельская область)

7п-248

Р Е Ш Е Н И Е

23 июня 2022 года город Архангельск

Судья Архангельского областного суда Харлов А.С., рассмотрев жалобу Норицына А.А. на постановление судьи Октябрьского районного суда города Архангельска от 29 апреля 2022 года,

установил:

постановлением судьи Октябрьского районного суда города Архангельска от 29 апреля 2022 года исполняющий обязанности директора департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации муниципального образования «Город Архангельск» Норицын А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

В жалобе, поданной в Архангельский областной суд, Норицын А.А. просит указанное постановление отменить, считая его незаконным.

Норицын А.А. в Архангельском областном суде доводы жалобы поддержал.

Проверив дело и рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Как усматривается из материалов дела, между департаментом транспорта, строительства и городской инфраструктуры Администрации муниципального образования «Город Архангельск» (далее – Департамент) и ООО «Белый дом» (далее – Подрядчик) 31 мая 2019 года был заключен муниципальный контракт № 19001644 (далее – муниципальный контракт № 19001644).

Согласно пункту 1.1 муниципального контракта № 19001644 Департамент поручает и оплачивает, а Подрядчик принимает на себя обязательство на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства «Детский сад на 280 мест в территориальном округе Майская горка города Архангельска» в соответствии с заданием на проектирование объекта капитального строительства (приложение № 1 к муниципальному контракту № 19001644), техническим заданием (приложение № 2 к муниципальному контракту № 19001644).

Пунктом 2.2 муниципального контракта № 19001644 определена цена контракта по результатам аукциона в электронной форме в размере 274 711 964,40 рублей.

В связи с подписанием дополнительных соглашений от 7 июня 2019 года № 1 и от 18 июля 2019 года № 2 к муниципальному контракту № 19001644 объем бюджетных обязательств на строительство объекта был предусмотрен в следующем объеме: в 2019 году – 186 857 369,39 рублей; в 2020 году – 87 854 595,01 рублей.

В соответствии с пунктом 1.2 муниципального контракта № 19001644 состав, виды и объемы выполняемых по контракту работ, в том числе требования к их результатам, определяются заданием на проектирование объекта капитального строительства (приложение № 1 к контракту), техническим заданием (приложение № 2 к контракту), являющимися неотъемлемой частью муниципального контракта № 19001644.

Работы выполняются в два этапа: первый этап – Архитектурно-строительное проектирование, второй этап – строительство объекта; состав, виды и объемы работ второго этапа установлены техническим заданием (подпункты 1.3.1, 1.3.2 муниципального контракта № 19001644).

В рамках проверки исполнения муниципального контракта № 19001644 в ходе проведенного 7 июля 2021 года обследования сотрудниками контрольно-счетной палаты городского округа «Город Архангельск» выполнены контрольные обмеры работ по устройству набивного покрытия детских площадок из резиновых полиуретановых плиток размером 500х500 мм. По результатам обмеров общая площадь набивного покрытия составила 2 693,00 кв.м.

В соответствии со сметами ЛСР № 07-02; № 07-02.1, проектом (179-19-ГП.1 Лист 6 стадии Р), а также актами о приемке выполненных работ (формы КС-2) от 23 июня 2020 года № 47, от 24 июля 2020 года № 60, от 3 ноября 2020 года № 97 работы по устройству набивного покрытия детских площадок выполнены общей площадью 2 774,37 кв.м.

Следовательно, Подрядчиком необоснованно завышен объем по устройству набивного покрытия детских площадок из резиновых полиуретановых плиток размером 500х500 мм общей площадью 81,37 кв.м (2774,37 – 2693,00).

Подрядчиком в акте о приемке выполненных работ (формы КС-2) от 24 июля 2020 года № 60 предъявлена часть необоснованно завышенного объема устройства набивного покрытия детских площадок из резиновых полиуретановых плиток размером 500х500 мм площадью 5,49 кв.м., то есть объем работ не выполнен на сумму 30 909,84 рублей.

По данным акта о приемке выполненных работ от 24 июля 2020 года № 60 Подрядчиком в адрес Департамента выставлен счет-фактура от 24 июля 2020 года № 00000060 на сумму 28 809 744,00 рублей, а Департаментом данные работы оплачены в полном объеме платежным поручением от 10 августа 2020 года № 709839, подписанным Норицыным А.А.

Оплата Департаментом в лице исполнявшего обязанности директора Норицына А.А. стоимости невыполненных в рамках исполнения муниципального контракта № 19001644 работ по устройству набивного покрытия детских площадок на сумму 30 909,84 рублей явилось основанием для привлечения его к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ.

Вместе с тем с состоявшимся по делу судебным актом согласиться нельзя.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

Формы вины установлены статьей 15.14 КоАП РФ

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

При этом в соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

При рассмотрении дела об административном правонарушении в нарушение приведенных процессуальных требований судьей не выяснено и в постановлении не указано, в чем выразилась вина Норицына А.А. в совершении вмененного административного правонарушения.

Сам факт оплаты по контракту не является основанием для вывода о виновных действиях указанного должностного лица. Объективное вменение не допустимо.

При производстве по делу об административном правонарушении Норицын А.А. свою вину отрицал, утверждая, что у него отсутствовали основания для неоплаты уже принятых работ согласно выставленному счету, в противном случае имело бы место нарушение условий контракта со стороны заказчика.

Согласно пункту 2.13 муниципального контракта № 19001644 оплата выполненных работ по второму этапу производится Департаментом промежуточными платежами за фактически выполненные объемы работ в течение 30 дней с даты подписания департаментом транспорта актов о приемке выполненных работ (форма № КС-2), уже имеющих подпись Подрядчика и ГКУ АО «ГУКС», при наличии счет-фактуры (счета) и справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3), а также экспертного заключения о соответствии результатов выполненной работы требованиям и условиям муниципального контракта № 19001644.

Как усматривается из материалов дела, заказчиком в лице директора департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации муниципального образования «Город Архангельск» Прилепина В.Е. по акту формы № КС-2 от 11 июня 2020 года были приняты выполненные работы. Данный акт содержал подпись Подрядчика и ГКУ АО «ГУКС».

Согласно экспертному заключению № 11 от 31 июля 2020 года, выполненному строительной компанией «Дельта-Строй» (ООО), проверенные объемы фактически выполненных работ, не скрытые на момент проведения проверки и доступные для обследования, соответствуют объемам в актах о приемке выполненных работ (форма КС-2) № 60 от 24 июля 2020 года. По результатам экспертизы указано, что результаты работ соответствуют условиям по муниципальному контракту № 19001644 от 31 мая 2019 года. Оценка выполненных строительных работ «хорошо».

Поскольку условия пункта 2.13 муниципального контракта № 19001644 были выполнены, заказчик обязан был в течение 30-ти дней с даты подписания департаментом транспорта актов о приемке выполненных работ (форма № КС-2) оплатить фактически выполненные работы, что и было выполнено Норицыным А.А.

Доказательств того, что у Норицына А.А. были основания сомневаться в достоверности представленных в актах сведений, в материалах дела не имеется.

Также в материалах дела отсутствуют доказательства, что на Норицына А.А. была возложена обязанность повторно осуществить приемку уже принятых работ либо перепроверять уже подписанные акты.

Действующий муниципальной контракт № 19001644 и законодательство в рассматриваемой сфере не предусматривает такую обязанность должностного лица заказчика.

В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление судьи Октябрьского районного суда города Архангельска от 29 апреля 2022 года, вынесенноее в отношении исполняющего обязанности директора департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации муниципального образования «Город Архангельск» Норицына А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу – прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ – в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 КоАП РФ,

решил:

жалобу Норицына А.А. удовлетворить.

Постановление судьи Октябрьского районного суда города Архангельска от 29 апреля 2022 года, вынесенноее в отношении исполняющего обязанности директора департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации муниципального образования «Город Архангельск» Норицына А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ – в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.

Судья А.С. Харлов