Председательствующий: Бубличенко Е.Ю.
Дело № 7п-264/2021
РЕШЕНИЕ
Верховный Суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Когай Г.А.,
при секретаре Майнагашевой С.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу генерального директора закрытого акционерного общества «Абакан-Тур» ФИО1 на постановление Абаканского городского суда Республики Хакасия от 17 мая 2021 года, которым закрытое акционерное общество «Абакан-Тур» (далее – ЗАО «Абакан-Тур») привлечено к административной ответственности по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
Огласив жалобу, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия
УСТАНОВИЛ:
постановлением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 17 мая 2021 года ЗАО «Абакан-Тур» привлечено к административной ответственности по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
Не согласившись с постановлением суда, генеральный директор ФИО1 обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит постановление суда отменить. Не соглашается с произведенной судом оценкой доказательств и указывает на то, что проверка ЗАО «Абакан-Тур» проведена в нарушение положений Постановления Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969 "Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", т.к. ЗАО «Абакан-Тур» является субъектом малого предпринимательства (микропредприятием), производственный объект которого (малоэтажная гостиница из 6 номеров) не относится к 1, 2 классу опасности и было освобождено от проведения в 2021 году проверок органом государственного контроля (надзора). Ссылается на то, что выполнение законного предписания по обеспечению пожарной безопасности в полном объеме требовало значительных финансовых затрат, а вследствие распространения пандемии коронавируса ЗАО «Абакан-Тур» оказалось в сложном экономическом положении и финансовых возможностей исполнить предписание не имелось. Полагает, что в ходе производства по делу существенно нарушены процессуальные требования КоАП РФ, поскольку дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие законного представителя, надлежащим образом он извещен не был. Так, указывает на то, что законный представитель был извещен по телефону о времени судебного заседания в 10:00 час., явился в суд до начала судебного заседания, однако дело уже было рассмотрено в 09:30 час.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, Верховный Суд Республики Хакасия находит постановление суда законным и обоснованным.
В силу ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
Часть 14 ст. 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.
Выводы суда первой инстанции о невыполнении ЗАО «Абакан-Тур» в установленный срок законного предписания государственного инспектора г. Абакана по пожарному надзору по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 48/1/1 от 12.03.2020, выданного по результатам проверки ЗАО «Абакан-Тур», проведенной государственным инспектором г. Абакана по пожарному надзору с 04.03.2020 по 12.03.2020, основаны на доказательствах, полученных в установленном законом порядке, которые всесторонне исследованы в судебном заседании и приведены в постановлении суда.
К таким доказательствам суд обоснованно отнес:
- предписание государственного инспектора г. Абакана по пожарному надзору по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 48/1/1 от 12.03.2020, согласно которому ЗАО «Абакан-Тур» в срок не позднее 01.03.2021 должно устранить установленные нарушения обязательных требований пожарной безопасности, указанные, в том числе в пунктах 2,3,4,5,6,7,8,9,11,12,13,14,17,19,20,22,23 предписания, а именно:
2. Провести эксплуатационные испытания пожарных лестниц и ограждений на крыше с составлением соответствующего протокола испытаний, которые необходимо проводить не реже 1 раза в 5 лет.
3. Выполнить проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций кровли с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки), которую необходимо проводить не реже одного раза в год. В случае окончания гарантированного срока огнезащитной эффективности в соответствии с инструкцией завода-изготовителя и (или) производителя огнезащитных работ необходимо произвести проведение повторной обработки деревянных конструкций кровли здания.
4. Облицовку карниза на главном входе, выполнить с применением негорючих материалов.
5. Внутреннюю открытую лестницу (лестница второго типа) отделить от других частей этажей здания противопожарными стенами не ниже 2-го типа или противопожарными перегородками 1-го типа при оборудовании выхода на лестничную клетку дверями 2-го типа на первом, втором и третьем этажах здания.
6. Помещения различных классов функциональной пожарной опасности разделить между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, а именно: помещения пищеблока класса функциональной пожарной опасности Ф5.1 на первом здания от помещения банкетного зала класса функциональной пожарной опасности Ф3.2
7. Помещения различных классов функциональной пожарной опасности разделить между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, а именно: помещения пищеблока класса функциональной пожарной опасности Ф5.1 на втором здания от помещения банкетного зала класса функциональной пожарной опасности Ф3.2
8. Помещения различных классов функциональной пожарной опасности разделить между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, а именно: помещения банкетного зала класса функциональной пожарной опасности ФЗ-2 на первом и втором этажах здания от помещений гостиницы класса функциональной пожарной опасности Ф1.2
9. Под лестничным маршем на первом этаже здания исключить гардероб.
11. Эвакуационное освещение в здании привести в исправное состояние (заменить аккумуляторы светильников).
12. Провести ежегодное переосвидетельствование первичных средства пожаротушения (огнетушителей), расположенных в здании.
13. Обеспечить свободное открывание изнутри без ключа запоров на дверях эвакуационных выходов в здании.
14. Выполнить проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) металлических конструкций лестницы с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки), которую необходимо проводить не реже одного раза в год. В случае окончания гарантированного срока огнезащитной эффективности в соответствии с инструкцией завода-изготовителя и (или) производителя огнезащитных работ необходимо произвести проведение повторной обработки металлических конструкций лестницы.
17. Руководителем организации пройти повторный курс обучения пожарно-техническому минимуму.
19. Исключить горючую отделку стен лестничного марша (деревянные панели), не соответствующую требованиям пожарной безопасности.
20. Исключить применение горючих материалов для отделки стен и потолка в вестибюле главного входа (бумажные обои).
22. Определить порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер, фильтров и воздуховодов от горючих отходов в здании с составлением соответствующего акта, при этом такие работы проводятся не реже 1 раза в год. Очистку вентиляционных систем пожаровзрывоопасных и пожароопасных помещений необходимо осуществлять пожаровзрывобезопасными способами.
23. В номерах гостиниц разместить планы эвакуации на случай пожара;
- акт № 57 от 30.03.2021, проведенной с 16.03.2021 по 30.03.2021 внеплановой проверки, согласно которому требования предписания об устранении выявленных нарушений ЗАО «Абакан-Тур» в полном объеме не выполнены, а именно не выполнены пункты 2,3,4,5,6,7,8,9,11,12,13,14,17,19,20,22,23.
- письмо генерального директора ЗАО «Абакан-Тур» ФИО1 от 12.03.2021 с просьбой о переносе проведения проверки исполнения предписания № 48/1/1 от 12.03.2020 на конец 2021 года для исполнения предписания (л.д. 15).
Изложенные в акте внеплановой проверки обстоятельства не оспаривались генеральным директором ЗАО «Абакан-Тур» ФИО1
Указанный акт обоснованно признан судом первой инстанции допустимым доказательством, поскольку проверка проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Доводы, содержащиеся в жалобе, о проведении проверки в нарушение положений Постановления Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969 "Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", т.к. ЗАО «Абакан-Тур» является субъектом малого предпринимательства (микропредприятием), производственный объект которого (малоэтажная гостиница из 6 номеров) не относится к 1, 2 классу опасности и было освобождено от проведения в 2021 году проверок органом государственного контроля (надзора), основаны на неверном толковании норм права.
Приведенное Постановление № 1969 регламентирует особенности формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и проведения проверок в 2021 году, тогда как главным государственным инспектором г. Абакана по пожарному надзору проведена внеплановая выездная проверка исполнения предписания от 12.03.2020. Внеплановая проверка была проведена на основании п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в соответствии с которым основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Оценив исследованные доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд первой инстанции установил, что ЗАО «Абакан-Тур» не были выполнены в установленный срок требования законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
Установив эти обстоятельства, поскольку постановлением мирового судьи судебного участка № 4 г. Абакана от 10.04.2020 ЗАО «Абакан-Тур» привлекалось к административной ответственности по ч. 12 ст.19.5 КоАП РФ, т.е. правонарушение было совершено повторно, суд первой инстанции мотивировал свои выводы о виновности ЗАО «Абакан-Тур» в совершении правонарушения предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ. Юридическая оценка действиям юридического лица дана верно.
Утверждения, содержащиеся в жалобе, о том, что выполнение законного предписания по обеспечению пожарной безопасности в полном объеме требовало значительных финансовых затрат, а вследствие распространения пандемии коронавируса ЗАО «Абакан-Тур» оказалось в сложном экономическом положении и финансовых возможностей исполнить предписание не имелось, правового значения не имеют. Судом установлены все юридически значимые обстоятельства и выводы о виновности юридического лица в совершении правонарушения сделаны с учетом положений ст. 2.1 КоАП РФ, в силу которых административной ответственности подлежит юридическое лицо в связи с несоблюдением правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации установлена административная ответственность, если будет установлено, что у него имелась возможность для их соблюдения, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что предписанием были возложены, в том числе и обязанности не требующие значительных финансовых сложений, в частности: под лестничным маршем на первом этаже здания исключить гардероб, привести в исправное состояние эвакуационное освещение в здании (заменить аккумуляторы светильников), обеспечить свободное открывание изнутри без ключа запоров на дверях эвакуационных выходов в здании, руководителем организации пройти повторный курс обучения пожарно-техническому минимуму, определить порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер, фильтров и воздуховодов от горючих отходов в здании с составлением соответствующего акта, в номерах гостиниц разместить планы эвакуации на случай пожара. Однако в данной части предписание также не было исполнено.
Вопреки доводам жалобы, каких - либо существенных нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, в ходе производства по делу не допущено. Ссылки, содержащиеся в жалобе, на то, что дело рассмотрено в 9:30 час. в отсутствие генерального директора ЗАО «Абакан-Тур», извещенного по телефону о времени судебного заседания в 10:00 час., противоречат материалам дела. Согласно определению судьи от 13.04.2021 о принятии дела к производству рассмотрение дела назначено на 17.05.2021 на 9-30 час, о рассмотрении дела именно в указанное время законный представитель юридического лица был уведомлен телефонограммой от 11.05.2021. В судебное заседание законный представитель юридического лица не явился, тем самым отказавшись от реализации своего права на непосредственное участие в рассмотрении дела, в связи с чем дело об административном правонарушении обоснованно рассмотрено в его отсутствие, что согласуется с положениями ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ. Таким образом, какого-либо ограничения прав лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, в ходе производства по делу не допущено.
При назначении наказания суд учел характер общественной опасности совершенного правонарушения, конкретные обстоятельства совершения правонарушения, и мотивировал свои выводы о виде назначенного наказания и его размере. Этот вывод суда основан на требованиях ст. 4.1 КоАП РФ и соответствует целям наказания, предусмотренным ст. 3.1 КоАП РФ. Назначенное наказание отвечает принципам соразмерности и справедливости, применено судом, в том числе в целях предупреждения совершения административных правонарушений.
Рассмотрение дела судом произведено в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ, с соблюдением всех принципов судопроизводства, и оснований для отмены постановления суда не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.2-30.8 КоАП РФ, Верховный Суд Республики Хакасия
РЕШИЛ:
постановление Абаканского городского суда Республики Хакасия от 17 мая 2021 года по настоящему делу об административном правонарушении в отношении закрытого акционерного общества «Абакан-Тур» оставить без изменения, жалобу генерального директора - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Хакасия Г.А. Когай