Судья федерального суда – Белова М.М. Дело № 7п – 314/2019
Р Е Ш Е Н И Е
11 июля 2019 года г. Красноярск
Судья Красноярского краевого суда Жихарев Ю.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу главного специалиста отдела государственного надзора службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края ФИО1 на постановление судьи Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 11 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «Научно-технический прогресс» (далее АО «НТП»),
УСТАНОВИЛ:
12 апреля 2019 года главным специалистом отдела государственного надзора службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края ФИО1 в отношении АО «НТП» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Протоколом установлено, что АО «Научно-технический прогресс» являлось подрядчиком выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, 1936-1938 гг.» по адресу: <адрес>
Предметом охраны, утвержденным приказом министерства культуры Красноярского края от 30.11.2011 № 347 (в редакции приказов министерства культуры Красноярского края от 11.01.2012 № 18, от 05.09.2013 № 421, от 29.08.2014 № 390) установлено более светлое по тону колористическое решение декоративных элементов к более темному тону колеров стен дома.
Проектной документацией было предусмотрено осуществить отделку фасадов: окрасить стены северного, западного и восточного фасадов в два колера с более светлым колером декоративных элементов по отношению к более темным колерам стен. Южный фасад предполагалась окрасить в один колер с более светлыми по отношению к нему элементами декора. Кроме того, предполагалось осуществить демонтаж старой водосточной системы и установить новую.
На дату осмотра 05 марта 2019 года установлен факт окраски фасадов в нарушение проектной документации, выданного разрешения на проведение ремонтных работ от 23 октября 2018 года № 91/18п, а также предметов охраны, установленных приказами министерства культуры Красноярского края: на северном (главном) фасаде произведена окраска двумя цветовыми решениями, первый этаж более темный по отношению к основному полю стены, декоративные элементы покрашены в один колер со стенами фасада; на восточном фасаде произведена окраска в один колер; на южном фасаде основное поле стены и первый этаж окрашены в два разных колера; западный фасад окрашен в два колера, первый этаж более темный по отношению к основному полю стены. Помимо этого, обнаружены нарушения целостности водосточной трубы, в связи с чем имеются подмачивания фасадов ОКН.
В протоколе также отражено, что АО «НТП» после 27 октября 2018 года работы проводились в отсутствие лицензии на данный вид деятельности.
Постановлением судьи Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 11 июня 2019 года производство по делу в отношении АО «НТП» прекращено в связи с малозначительностью деяния с объявлением устного замечания.
В жалобе, с которой обратился в Красноярский краевой суд, ведущий специалист отдела государственного надзора службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края ФИО1 просит постановление отменить, указывая, что выводы судьи о малозначительности деяния несостоятельны, они не основаны на материалах дела и положениях действующего законодательства.
На жалобу защитником АО «НТП» ФИО2 принесены возражения, в которых указывается на законность вынесенного судьей постановления.
В судебном заседании ФИО1, прокурор прокуратуры Красноярского края Федорченко М.С., жалобу поддержали, защитник АО «НТП» ФИО2 возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, полагаю, что постановление судьи районного суда по делу об административном правонарушении в отношении АО «НТП» подлежит отмене по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч.1 ст.7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Согласно ч.1 ст.40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии с ч.1 ст. 45 указанного Закона, работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Судья районного суда при рассмотрении дела признал установленным, что АО «НТП» в ходе проведения работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, 1936-1938 гг.» по адресу: <...>, допустило те нарушения, которые ему были вменены протоколом об административном правонарушении, в связи с чем в действиях юридического лица усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Вместе с тем, выводы судьи о том, что нарушения относятся к малозначительным являются преждевременными.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Оценивая деяние в качестве малозначительного, судья сослался на отсутствие общественно-опасных последствий от действий юридического лица, повлекших существенное нарушение охраняемых общественных интересов, поскольку выполненные работы не повлекли повреждение, разрушение или уничтожение объекта.
При этом, судьей не учтено, что состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, является формальным, не связан с наступлением таких последствий как причинение вреда, повреждение, разрушение или уничтожение объекта.
Кроме того, окраска фасадов объекта культурного наследия в цвета, не соответствующие проектной документации и охранному свидетельству, значительно изменяет исторический внешний облик объекта и тем самым существенно нарушает общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), а соответственно, не может расцениваться в качестве малозначительного деяния.
С учетом изложенного, выводы судьи районного суда о малозначительности деяния являются преждевременными.
При таких обстоятельствах постановление судьи Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 11 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении АО «НТП» подлежит отмене с направлением дела в тот же суд на новое судебное рассмотрение, в ходе которого необходимо учесть изложенное выше, принять по результатам рассмотрения дела законное и обоснованное решение.
В силу изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление судьи Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 11 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «Научно-технический прогресс» отменить, дело направить в тот же суд на новое судебное рассмотрение.
Судья
Красноярского краевого суда Ю.А. Жихарев