ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7П-31/2024 от 31.01.2024 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья федерального суда – Есина С.В. Дело № 7п – 31/2024

Р Е Ш Е Н И Е

31 января 2024 года г. Красноярск, пр. Мира, 9

Судья Красноярского краевого суда Лазовский Сергей Иванович, рассмотрев в судебном заседании жалобу Мерц С.Г. на постановление судьи Березовского районного суда Красноярского края от 27 октября 2023 года, которым

Мерц С.Г., <дата> года рождения, уроженка <адрес>,

за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Мерц С.Г., являясь заместителем главы Березовского района Красноярского края по социальным вопросам, привлечена к административной ответственности за нарушение получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.

В жалобе, поданной в краевой суд в порядке статей 30.1-30.3 КоАП РФ, Мерц С.Г. просит отменить постановление судьи в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, а также недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено данное постановление.

Проверив материалы дела, выслушав Мерц С.Г. и её защитника Кадерову Е.А., поддержавших изложенные в жалобе доводы, нахожу постановление судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с положениями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Судьей указанные требования при рассмотрении дела об административном правонарушении не выполнены, имеющим значение обстоятельствам необходимой оценки не дано.

Частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

По постановлению прокурора Березовского района о возбуждении дела об административном правонарушении от 6 апреля 2023 года заместителю главы Березовского района Красноярского края по социальным вопросам Мерц С.Г. вменялось бюджетное нарушение, выразившееся в заключении 1 сентября 2022 года дополнительного соглашения № 4 к соглашению № 15-дс от 25 января 2022 года на уменьшение объема бюджетных ассигнований, предоставляемых бюджету Березовского района из краевого бюджета на приобретение квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и, соответственно, возврат части бюджетных ассигнований, что повлекло дальнейшее неосвоение средств субвенции, выделенной с целью приобретения лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений и, как следствие, необеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан. При этом днем совершения правонарушения указано не 1 сентября 2022 года, а 1 января 2023 года – дата, следующая за истечением года, в котором должны были быть достигнуты условия соглашения от 25 января 2022 года на 2022 год.

Судьей районного суда названное противоречие в части даты совершения административного правонарушения оставлено без внимания, неправомерные действия должностного лица Березовского района Красноярского края сформулированы иным образом, Мерц С.Г. признана виновной в том, что в нарушение требований статей 135, 140 Бюджетного кодекса РФ, части 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка», статей 1, 3 Закона Красноярского края от 24.12.2009 года № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в срок до 31 декабря 2022 года не обеспечила использование средств субвенции, предоставленной из средств краевого бюджета в рамках заключенного с министерством строительства Красноярского края соглашения от 25 января 2022 года о взаимодействии по реализации в 2022-2024 гг. государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет.

Вместе с тем упомянутое дополнительное соглашение № 4 от 1 сентября 2022 года не получило должной правовой оценки.

Так, из материалов дела следует, что 25 января 2022 года между министерством строительства Красноярского края и администрацией Березовского района в лице заместителя главы Березовского района по социальным вопросам Мерц С.Г. заключено соглашение № 15-дс о взаимодействии по реализации в 2022-2024 годах государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, в соответствии с которым администрации Березовского района Красноярского края предоставляется субвенция на обеспечение жилыми помещениями детей вышеназванных категорий. Пунктом 2.3.6 соглашения предусматривалась обязанность администрации Березовского района обеспечить приобретение (строительство), в том числе путем участия в долевом строительстве, жилых помещений в 2022 году - не менее 12 штук.

Однако 1 сентября 2022 года сторонами заключено дополнительное соглашение № 4, которым в соглашение № 15-дс от 25.01.2022 внесены изменения, определено, что администрация Березовского района обязана обеспечить приобретение (строительство), в том числе путем участия в долевом строительстве, жилых помещений в 2022 году - не менее 5 штук.

В силу положений статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (пункт 1). Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (пункт 2). Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422) (пункт 4).

Сведений об оспаривании данного дополнительного соглашения, признании его несоответствующим закону в материалах дела об административном правонарушении не содержится, прокурором не представлено. Дополнительное соглашение заключено по взаимному согласию сторон, в том числе министра строительства Красноярского края. Указание в постановлении прокурора Березовского района о возбуждении дела об административном правонарушении от 6 апреля 2023 года на то, что заключение дополнительного соглашения следует считать бюджетным нарушением, не мотивировано. С учетом положений Гражданского кодекса Российской Федерации внесение изменений в соглашение о взаимодействии в процессе исполнения такого соглашения закону не противоречит.

Пунктом 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент вменяемого Мерц С.Г. правонарушения) бюджетным нарушением признавалось совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком: нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию; нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета; нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов.

По состоянию на 1 января 2023 года администрацией Березовского района обеспечено приобретение 5 жилых помещений. Следовательно, условия соглашения № 15-дс от 25 января 2022 года с учетом являющегося его неотъемлемой частью дополнительного соглашения № 4 от 1 сентября 2022 года исполнены в полном объеме, бюджетных нарушений со стороны Мерц С.Г. при реализации соглашения не усматривается.

Таким образом, поскольку администрацией Березовского района как получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, нарушений порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов не допущено, в действиях (бездействии) Мерц С.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, не имеется.

При таких обстоятельствах постановление судьи Березовского районного суда Красноярского края от 27 октября 2023 года в отношении Мерц С.Г. подлежит отмене. Производство по делу следует прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В силу изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Постановление судьи Березовского районного суда Красноярского края от 27 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ, в отношении Мерц С.Г. отменить.

Производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья

Красноярского краевого суда С.И. Лазовский