Председательствующий: Бубличенко Е.Ю.
Дело № 7п-34/2022
РЕШЕНИЕ
Верховный Суд Республики Хакасия в составе
председательствующего судьи Когай Г.А.,
при секретаре Беккер В.Г.
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 на постановление Абаканского городского суда Республики Хакасия от 28 января 2022 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Огласив жалобу, заслушав защитника Сафронова А.П., поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Хакасия
УСТАНОВИЛ:
постановлением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 28 января 2022 года ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 255 976 руб. 25 коп. без конфискации предмета административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением суда, ФИО1 обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит постановление суда отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ и вернуть изъятые автомобиль и документы ФИО1 Приводит фактические обстоятельства дела и не соглашается с произведенной судом оценкой доказательств. Ссылаясь на положения Договора о присоединении Республики Армении к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», Договора между Российской Федерацией и Республикой Армения о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории Российской Федерации" (подписан в г. Москве 29.08.1997), указывает на статус ФИО1 как лица постоянно проживающего в Республике Армения, что подтверждается справками от 01.03.2021 и 03.06.2021. Полагает, что материалами дела, в том числе пояснениями свидетелей ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО11, ФИО8, подтвержден факт передачи спорного транспортного средства, ввезенного им из Армении, ФИО11 для ремонта автомобиля. Указывает на процессуальные нарушения, допущенные в ходе производства по делу об административном правонарушении, выразившиеся в нарушении положений ч.1 ст. 27.10 КоАП РФ при изъятии вещей без участия понятых и без применения видеозаписи. Полагает, что представленная в материалах дела видеозапись не отвечает требованиям, предъявляемым КоАП к доказательствам, поскольку она не фиксирует изъятые документы и была осуществлена после изъятия транспортного средства и документов, в связи с чем, изъятые автомобиль и документы подлежат исключению из вещественных доказательств и возврату законному владельцу. Ссылаясь на п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, считает, что дело было рассмотрено с нарушением правил подведомственности, поскольку КоАП РФ не предусматривает возможность возбуждения дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении неустановленного лица. Полагает, что постановление по делу об административном правонарушении не содержит описания объективной стороны правонарушения, совершенного ФИО1, не указана дата и время совершения административного правонарушения.
В ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении защитник Сафронов А.П. заявил ходатайство о прекращении производства по делу на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с возбуждением уголовного дела в отношении ФИО1 по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 194 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела и доводы жалобы, Верховный Суд Республики Хакасия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, административным правонарушением признается недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) (далее – Таможенный кодекс) определено, что товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Как предусмотрено пп. 35 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса таможенное декларирование выражается в заявлении таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
На основании п. 2 ст. 84 Таможенного кодекса декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных этим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с данным Кодексом; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с названным Кодексом помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные этим Кодексом.
В пп. 12 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса отмечено, что иностранными товарами признаются товары, не являющиеся товарами Союза, в том числе утратившие статус товаров Союза в соответствии с названным Кодексом, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров (признаны иностранными товарами) в соответствии с данным Кодексом.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 126 Таможенного кодекса условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз (международными договорами о присоединении государства к Договору о Союзе) (далее - международные договоры о вступлении в Союз) применены более низкие ставки ввозных таможенных пошлин, чем установленные Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза.
В силу п. 6 ст. 126 Таможенного кодекса условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем до приобретения такими товарами статуса товаров Союза.
В соответствии с п. 7 ст. 126 Таможенного кодекса условно выпущенные товары приобретают статус товаров Союза после исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин и (или) их взыскания в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при выпуске товаров, либо в ином размере, установленном в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз, если уплата ввозных таможенных пошлин в таком размере предусматривается в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз, либо прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин в связи с наступлением иных обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 статьи 136 названного Кодекса, - в отношении товаров, указанных в подпункте 3 пункта 1 данной статьи.
Таможенному декларированию подлежат, в частности, транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах (пп. 5 п. 1 ст. 260 Таможенного кодекса).
10 октября 2014 года Республика Армения подписала Договор о присоединении к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о присоединении).
В силу ст. 1 настоящего договора Республика Армения присоединилась не только к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, но и другим заключенным в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства международным договорам, входящим в право Евразийского экономического союза, по перечню согласно приложению № 1 к настоящему Договору, включая и Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года (в последующем государствами - членами Евразийского экономического союза 11 апреля 2017 года был подписан Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).
При этом применение Республикой Армения отдельных норм Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и других международных договоров, указанных в приложении № 1 к настоящему Договору, было решено осуществлять в соответствии с условиями и переходными положениями согласно приложению № 3 к настоящему Договору и с учетом договоренностей по применению Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении товаров по перечню согласно приложению № 4 к настоящему Договору.
В п. 31 приложения № 3 к Договору о присоединении указано, что автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после подписания Договора, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к Соглашению (в настоящее время Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107 утверждены новые единые ставки таможенных пошлин, налогов), а также автомобили, указанные в пункте 30 настоящего приложения, в других государствах - членах Евразийского экономического союза признаются иностранными товарами:
- до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению;
- до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.
Действие настоящего пункта не распространяется на ввезенные после подписания Договора автомобили, в отношении которых таможенные пошлины уплачены по ставкам, установленным ЕТТ ЕАЭС.
В соответствии с п. 33 приложения № 3 к Договору о присоединении в отношении автомобилей, указанных в п. 30 и 31 настоящего приложения, при их ввозе на территории других государств - членов Евразийского экономического союза проводится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей - совершаются таможенные операции в порядке, установленном Таможенным кодексом таможенного союза, иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, с учетом пунктов 34 35 настоящего приложения.
В силу п. 35 приложения № 3 к Договору о присоединении автомобили, указанные в п. 30 и 31 названного приложения, зарегистрированные на территории Республики Армения, могут временно ввозиться на территории других государств - членов Евразийского экономического союза только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств - членов Евразийского экономического союза таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов Евразийского экономического союза допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов с учетом п. 31 данного приложения.
Приведенное правовое регулирование позволяет заключить, что ввоз и использование на территории Российской Федерации транспортных средств, зарегистрированных в Республике Армения, лицами, постоянно не проживающими в Республике Армения, должны сопровождаться таможенным декларированием в таможенных органах Российской Федерации и уплатой таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, предусмотренным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107.
Как следует из материалов дела, объективной стороной состава правонарушения, за совершение которого ФИО1 был привлечен к ответственности по 1 ст. 16.2 КоАП РФ, являлось несоблюдение п. 34, 35 Условий и переходных положений о применении Республикой Армения Договора о ЕАЭС, что выразилось в передаче в пользование, распоряжение на территории Российской Федерации транспортного средства NISSAN ELGRAND, 2006 года выпуска, №, государственный регистрационный знак Республики Армения № без проведения таможенного декларирования по установленной форме.
Мотивируя выводы о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, при указанных обстоятельствах, суд сослался на следующие доказательства:
- рапорт инспектора ДПС ГИБДД ОМВД России по <адрес>ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ около 17 час. 50 мин. на а/д <адрес> 15 км был остановлен автомобиль NISSAN ELGRAND, государственный регистрационный знак №, под управлением ФИО11 При проверке документов ФИО11 не смог предоставить таможенные документы на данное транспортное средство, зарегистрированное в Республике Армения, ввезенное в Армению в 2019 году и оформленное по ставкам Республики Армения (т. 1 л.д. 8);
- протокол изъятия вещей и документов № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому у гражданина ФИО11, не имеющего статуса постоянно проживающего на территории Республики Армения, были изъяты транспортное средство NISSAN ELGRAND, 2006 года выпуска, VIN (номер кузова) №, государственный регистрационный знак Республики Армения №, которое помещено па спецстоянку службы <адрес> по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельство об учете транспортного средства № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Республикой Армения; страховой полис № от ДД.ММ.ГГГГ; доверенность от ДД.ММ.ГГГГ№ на право управление и распоряжение транспортным средством; копии документов, выполненных на армянском языке; оригинал документа, выполненного на армянском языке, на котором имеется печать синего цвета; копия коносамента на автомобиль; копия аукционного листа на автомобиль; копия заграничного паспорта на имя ФИО1; копия свидетельства об учете ТС на автомобиль с переводом на русский язык, а также видеозаписью к нему с приложением фототаблицы с изображением изымаемого транспортного средства NISSAN ELGRAND, 2006 года выпуска, VIN (номер кузова) №, регистрационный знак № (т. 1 л.д. 15-28);
- ответ Дорожной полиции Республики Армения от 02.08.2021, из которого следует, что гражданином ФИО1 02.03.2020 года приобретено 2 транспортных средства: NISSAN ELGRAND 3.5 л, идентификационный №, государственный регистрационный номер Республики Армения №, и идентификационный регистрационный номер №, государственный регистрационный номер Республики Армения № (т. 1 л.д. 89);
- свидетельство № от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права собственности на транспортное средство NISSAN ELGRAND, 2006 года выпуска, VIN (номер кузова) № на территории Республики Армения на имя ФИО1 (т. 1 л.д. 63);
- свидетельство об учете транспортного средства № от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 30);
- заграничный паспорт ФИО1, согласно отметкам в котором о пересечении государственных границ, гражданин ФИО1 прибыл на территорию Армении 29.02.2020 воздушным видом транспорта, а убыл автомобильным 07.03.2020, въехал на территорию Грузии 07.03.2020 и выехал в тот же день в Российскую Федерацию (т. 1 л.д. 32);
- страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, где страхователем и собственником указан ФИО11 (т. 1 л.д. 33);
- справку руководителя общины Шенгавит ФИО14 от 01.03.2021 о регистрации ФИО1 с 01.03.2020 по 01.03.2021 по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 243);
- протокол опроса свидетеля ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в начале 2021 года у ФИО11 возникла необходимость в приобретении автомобиля. Его знакомый ФИО1, проживающий в <адрес>, предложил ему временно поэксплуатировать принадлежащий ему автомобиль NISSAN ELGRAND 3,5 л, регистрационный №, зарегистрированный в Республике Армения. После некоторого периода эксплуатации, так как автомобиль ему понравился, он решил его приобрести. ДД.ММ.ГГГГФИО11 фактически заключил с ФИО1 договор купли-продажи в виде расписки о передаче денежных средств в сумме 850000 руб. за вышеуказанный автомобиль, после чего на него дополнительно была оформлена доверенность на право управления транспортным средством на территории РФ и за ее пределами, распоряжения любым способом по своему усмотрению (кроме передачи в дар). После 14.02.2021 данный автомобиль ФИО11 эксплуатировал лично для собственных нужд. 19.05.2021 он передвигался на указанном автомобиле в направлении со стороны <адрес>, когда его остановили сотрудники ГИБДД для проверки документов. Поскольку транспортное средство эксплуатировалось ФИО1 на территории Российской Федерации длительное время, то он считал, что автомобиль эксплуатируется на законных основаниях. ФИО1 не поставил его в известность, что в отношении автомобиля проведены таможенные операции и уплачены таможенные пошлины (налоги) по ставкам, предусмотренным в Республике Армения, а не по ставкам, предусмотренным в Евразийской экономическом союзе. После передачи транспортного средства он с ФИО1 не обсуждал возможность таможенного оформления автомобиля по ставкам Евразийского экономического союза. Ему не было известно, что для дальнейшей эксплуатации автомобиля необходимо проводить таможенное оформление и доплачивать таможенные пошлины. Он планировал зарегистрировать автомобиль в органах ГИБДД и ФИО1 при передаче автомобиля обещал ему оказать содействие. Как пояснил ФИО1, автомобиль возможно зарегистрировать в органах ГИБДД после 3-х лет эксплуатации после ввоза автомобиля в РФ, а до истечения 3-х лет автомобиль можно эксплуатировать без каких-либо проблем. Гражданство Республики Армения ФИО11 не имеет, в Республику Армению не выезжал (т. 1 л.д. 46-49);
- письменные объяснения ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ, содержащие аналогичные протоколу опроса от ДД.ММ.ГГГГ показания (т. 1 л.д. 9);
- протокол опроса от ДД.ММ.ГГГГ инспектора ДПС ОДПС ГИБДД ОМВД России по <адрес>ФИО10 в качестве свидетеля, пояснившего, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения патрулирования на автодороге по направлению <адрес> он увидел автомобиль NISSAN ELGRAND без переднего номерного регистрационного знака под управлением ФИО11 Данный автомобиль был остановлен для проверки документов. На момент задержания автомобиля документы, свидетельствующие о его законности передачи гражданину РФ (таможенная декларация) отсутствовали. Поскольку согласно сведениям, имеющимся на сайте ФТС России, указанный автомобиль выпущен на территории Республики Армения 29.12.2019, т.е не являлся товаром таможенного Союза, то для определения его дальнейшего статуса необходимо было дальнейшее разбирательство, в связи с чем автомобиль был доставлен в службу Красноярской таможни по <адрес>. Гражданин ФИО11 при проверке документов утверждал, что автомобиль принадлежит ему, данный автомобиль им приобретен в <адрес> у знакомого, который лично ввез автомобиль в РФ, управляет им по доверенности (т. 1 л.д. 68-70);
- доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ, выданную нотариусом нотариального округа <адрес>ФИО13, зарегистрированную в реестре за № сроком на три года, согласно которой ФИО1 наделяет ФИО11 правом управлять на территории Российской Федерации и за ее пределами транспортным средством марки NISSAN, модель ELGRAND, 3.5 л., категория транспортного средства пассажирский, регистрационный №, идентификационных номер VIN №, год выпуска 2006, кузов №, цвет серый металлик, а также распоряжаться любым способом по своему усмотрению (кроме передачи в дар), заключать все разрешенные законом сделки в отношении транспортного средства, продать за цену па условиях по своему усмотрению, заключить договор купли-продажи, подписать договор купли-продажи, справку-счет, получить деньги, вырученные от продажи, перегнать к месту продажи и т.д. (т. 1 л.д. 29);
- акт камеральной таможенной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой установлено, что гражданин Российской Федерации ФИО1 приобрел в Республике Армения автомобиль NISSAN ELGRAND, 2006 года выпуска, VIN (номер кузова) №, который непосредственно после приобретения переместил в Российскую Федерацию к месту своего фактического местожительства в <адрес>, 14.02.2021 передал его в пользование и распоряжение по генеральной доверенности гражданину Российской Федерации ФИО16, постоянно проживающему на территории Российской Федерации. Указанные действия ФИО1 в продолжительный период с 14.02.2021 по 19.05.2021 (момент изъятия автомобиля) свидетельствуют о том, что непосредственно целью ввоза автомобиля в Российскую Федерацию являлась его передача в пользование и распоряжение иным лицам на территории Российской Федерации без намерений об обратном вывозе (т. 1 л.д. 36-58);
- сведения, представленными Комитетом государственных доходов Республики Армения 10.08.2021, о том, что автомобиль марки NISSAN ELGRAND, 2006 года выпуска, VIN (номер кузова) №, был выпущен в Армении в свободное обращение (№ ТПО №, размер уплаченной таможенной пошлины составил 32702 AMD, НДС - 71944 AMD, указанное транспортное средство не обладает статусом товара Евразийского экономического союза (т. 1 л.д. 98);
- сведения, представленные отделом контроля таможенной стоимости и таможенных платежей (служебная записка от ДД.ММ.ГГГГ№), согласно которым расчет таможенных платежей составил на ДД.ММ.ГГГГ 1787623,74 руб., в Республике Армения в отношении товара уплачены таможенные платежи в сумме 104646 армянских драм, что составляет 14989,28 руб., сумма доплаты составляет 1498066,60 руб. (т. 1 л.д. 129);
- заключение эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ о рыночной стоимости товара, являющегося предметом административного правонарушения по состоянию на 14.02.2021 в размере 511 952 руб. 50 коп. (т. 1 л.д. 108-110);
- сведения ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по <адрес> о неоднократном привлечении ФИО11 к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области дорожного движения при управлении указанным выше транспортным средством на территории Республики Хакасия (т. 1 л.д. 120-123);
- выписку из ЕГРЮЛ, из которой следует, что ФИО11 является директором ООО «<данные изъяты>», основным видом деятельности которого является деятельность в области права, в перечисленных в выписке дополнительных видах деятельности ООО «<данные изъяты>» ремонт транспортных средств не значится (т. 1 л.д. 197-201).
Исследовав указанные доказательства, дав им оценку в совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, исходя из положений ст. 2.4 КоАП РФ, суд первой инстанции установил, что ФИО1 передал ФИО12 в пользование, распоряжение на территории Российской Федерации транспортное средство NISSAN ELGRAND, 2006 года выпуска, VIN (номер кузова) №, без проведения таможенного декларирования и уплаты в полном объеме таможенных пошлин, налогов, установленных решением Совета Евразийской экономической комиссии № 107 от 20.12.2012 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», и мотивировал свои выводы о наличии доказательств и достаточных данных для установления вины ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
Между тем, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выяснены обстоятельства, исключающие производство по данному делу об административном правонарушении.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Как следует из представленных защитником документов, 24.02.2022 в отношении ФИО1 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 194 УК РФ.
Данная норма предусматривает уголовную ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и (или) компенсационных пошлин, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере. При этом объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, может быть выражена в деянии, направленном на неправомерное освобождение от таможенных платежей или уплаты.
Как указано выше недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 КоАП РФ, образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ. При этом требование о декларировании физическими лицами ввозимых ими на таможенную территорию Российской Федерации товаров, обусловлено прежде всего необходимостью обеспечить выполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, а несоблюдение порядка декларирования в зависимости от размера причиненного вреда образует состав либо преступления либо административного правонарушения.
Согласно постановлению о возбуждении уголовного дела от 24.02.2022 основанием для возбуждения уголовного дела в отношении ФИО1 являлось наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. При этом объективная сторона преступления выражалась в уклонении ФИО1 от уплаты таможенных платежей в крупном размере, взимаемых с физического лица, при следующих обстоятельствах. Имея целью извлечения материальной выгоды от реализации в РФ иностранных автомобилей, ФИО1 приобрел на территории Республики Армения иностранные транспортные средства: NISSAN ELGRAND, 2006 года выпуска, VIN (номер кузова) №, государственный регистрационный знак Республики Армения №, и NISSAN ELGRAND, 2006 года выпуска, VIN (номер кузова) №, государственный регистрационный знак Республики Армения №. При этом транспортное средство NISSAN ELGRAND, 2006 года выпуска, VIN (номер кузова) №, государственный регистрационный знак Республики Армения №, ФИО1 было передано в распоряжение ФИО11 и тем самым реализовано, а транспортное средство NISSAN ELGRAND, 2006 года выпуска, VIN (номер кузова) №, государственный регистрационный знак Республики Армения №, в настоящее время находится на территории РФ в неустановленном месте. Таким образом, ФИО1 ввез на территорию РФ вышеуказанные транспортные средства без таможенного декларирования и уплаты разницы таможенных пошлин и налогов.
При таких обстоятельствах непроведение таможенного декларирования транспортного средства NISSAN ELGRAND, 2006 года выпуска, VIN (номер кузова) №, с уплатой определенных таможенных платежей указано как один из способов совершения и как объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст.194 УК РФ, по признакам которого возбуждено уголовное дело в отношении ФИО1 Основанием для возбуждения уголовного дела в отношении него послужили те же обстоятельства, что и для привлечения к административной ответственности.
Соответственно возбужденное в отношении ФИО1 дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ, подлежит прекращению, так как по одному и тому же факту совершения противоправных деяний лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, наличествует и постановление о привлечении к административной ответственности и постановление о возбуждении уголовного дела.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление Абаканского городского суда Республики Хакасия от 28 января 2022 года в отношении ФИО1 подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Поскольку в ходе производства по делу были изъяты транспортное средство NISSAN ELGRAND, 2006 года выпуска, VIN (номер кузова) №, государственный регистрационный знак Республики Армения №; свидетельство об учете транспортного средства № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Республикой Армения; страховой полис № от ДД.ММ.ГГГГ; доверенность от ДД.ММ.ГГГГ№ на право управление и распоряжение транспортным средством; оригинал документа, выполненного на армянском языке, на котором имеется печать синего цвета; копии коносамента на автомобиль; копии аукционного листа на автомобиль; копии заграничного паспорта на имя ФИО1; копии свидетельства об учете ТС на автомобиль с переводом на русский язык (протокол изъятия вещей и документов № от ДД.ММ.ГГГГ л.д.15 т.1), однако по тем же обстоятельствам осуществляется производство по уголовному делу в отношении ФИО1, вопрос об изъятых вещах и документах подлежит разрешению в ходе производства по уголовному делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
постановление Абаканского городского суда Республики Хакасия от 28 января 2022 года по настоящему делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 отменить, производство по делу прекратить на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Вопрос об изъятых вещах и документах - транспортном средстве NISSAN ELGRAND, 2006 года выпуска, VIN (номер кузова) №, государственный регистрационный знак Республики Армения №, хранящемся на спецстоянке службы Красноярской таможни по <адрес> а также о свидетельстве об учете транспортного средства № от ДД.ММ.ГГГГ, выданном Республикой Армения; страховом полисе № от ДД.ММ.ГГГГ; доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№ на право управление и распоряжение транспортным средством; оригинале документа, выполненного на армянском языке, на котором имеется печать синего цвета; копии коносамента на автомобиль; копии аукционного листа на автомобиль; копии заграничного паспорта на имя ФИО1; копии свидетельства об учете ТС на автомобиль с переводом на русский язык, изъятых на основании протокола изъятия вещей и документов № от ДД.ММ.ГГГГ, оставить на разрешение в ходе производства по уголовному делу.
Судья Верховного Суда
Республики Хакасия Г.А. Когай